Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Шкилева П.Б.,
судей Мироненко М.И., Назарука М.В.,
при секретаре Гладышевой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фишер А.С. к КУ ХМАО - Югры "Центр социальных выплат" об оспаривании решения,
по апелляционной жалобе КУ ХМАО - Югры "Центр социальных выплат" на решение Ханты-Мансийского районного суда от 14.03.2016 года, которым постановлено:
признать незаконным отказ КУ ХМАО - Югры "Центр социальных выплат" от 12.01.2016 года в назначении Фишер А.С. ежемесячного пособия по уходу за ребенком от 1,5 до 3 лет на Фишер Т.О., (дата) года рождения.
Обязать КУ ХМАО - Югры "Центр социальных выплат" назначить Фишер А.С. ежемесячное пособие по уходу за ребёнком от 1,5 до 3 лет на Фишер Т.О., с (дата).
Взыскать с КУ ХМАО - Югры "Центр социальных выплат" в пользу Фишер А.С. расходы по оплате услуг представителя в размере "данные изъяты" рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере "данные изъяты" рублей.
В остальной части иска отказать.
Заслушав доклад судьи Назарука М.В., судебная коллегия
установила:
Фишер А.С. обратилась в суд с вышеуказанным иском. Требования мотивированы тем, что с января 2002 года она проживает в г.Ханты-Мансийске, (дата) у нее родилась дочь Фишер Т.О. Решением КУ ХМАО-Югры "Центр социальных выплат" от 12.01.2016 года ей было отказано в удовлетворении заявления о назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком от 1,5 до 3 лет, поскольку в соответствии с Законом ХМАО-Югры "О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в ХМАО - Югре" пособия назначаются одному из родителей, постоянно проживающему на территории ХМАО - Югры не менее 10 лет. Указывает что обстоятельства, подтверждающие ее проживание на территории округа не менее 10 лет, не были установлены ответчиком по причинам, не зависящим от истца. Просит признать незаконным указанное решение ответчика; обязать ответчика выплачивать ей ежемесячное пособие по уходу за ребенком от 1,5 до 3 лет; взыскать с ответчика в ее пользу возмещение расходов на оплату услуг представителя в размере "данные изъяты" рублей.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе КУ ХМАО-Югры "Центр социальных выплат" оспаривает законность и обоснованность решения. Суд не учел, что в соответствии с п.п.4.9. п.4 "Порядка назначения и выплаты пособий, ежемесячной денежной выплаты гражданам, имеющим детей" (утв. постановлением Правительства ХМАО - Югры от 13.10.2011 г. N 371-п) сведения о факте постоянного проживания на территории ХМАО-Югры не менее 10 лет для назначения ежемесячного пособия по уходу за ребенком предоставляются органами регистрационного учета в соответствии с законодательством РФ либо по желанию гражданина подтверждаются документом, удостоверяющим личность и содержащим указание на гражданство РФ в соответствии с законодательством РФ. Указанная норма не противоречит Конституции РФ и Закону РФ "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации". Доказательством, подтверждающим факт нахождения гражданина по месту жительства, является его регистрация по месту жительства. При отсутствии иной возможности получить надлежащие документы, постоянное проживание на территории ХМАО-Югры может быть установлено судебным актом. Возможность подтверждения такого факта на основании справок образовательных учреждений и иных документов, кроме вышеуказанных, не предусмотрена. При обращении истец предоставила копию паспорта, согласно которого она зарегистрирована в г.Ханты-Мансийске с (дата). Иных документов, подтверждающих факт проживания на территории ХМАО-Югры не менее 10 лет, на дату обращения не предоставила.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 19.05.1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" законодательство РФ о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции РФ и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми.
Законом ХМАО - Югры от 07.07.2004 г. N 45-оз "О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в ХМАО - Югре" (далее - Закон) установлены дополнительные меры социальной поддержки в сфере поддержки семьи, материнства, отцовства и детства.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.2 Закона на территории автономного округа установлено ежемесячное пособие по уходу за ребенком от полутора до трех лет.
Согласно ч.2 ст.2 Закона данное пособие устанавливается одному из родителей (законных представителей), являющемуся гражданином РФ, постоянно проживающему на территории ХМАО - Югры не менее 10 лет, на проживающего (проживающих) совместно с ним ребенка (детей) и носит заявительный характер. Исчисление десятилетнего срока осуществляется с учетом всех периодов проживания гражданина на территории ХМАО - Югры вне зависимости от сроков и причин прерывания проживания.
По смыслу закона, уполномоченный орган оценивает наличие у гражданина права на предоставление мер социального обеспечения на момент обращения с соответствующим заявлением.
Порядок назначения и выплаты пособия установлен постановлением Правительства ХМАО-Югры от 13.10.2011 года N 371-п.
В соответствии с п.4.9. такого Порядка в редакции, действующей на день принятия оспариваемого решения, сведения о факте постоянного проживания на территории ХМАО - Югры не менее 10 лет для назначения ежемесячного пособия представляются по запросу Центра социальных выплат органами регистрационного учета в соответствии с законодательством РФ, либо по желанию гражданина подтверждаются документом, удостоверяющим личность и содержащим указание на гражданство РФ в соответствии с законодательством РФ, либо решением суда по заявлению об установлении факта, имеющего юридическое значение, подтверждающим проживание на территории автономного округа.
Согласно п.8 Порядка назначение пособия осуществляется со дня, в котором поступили документы и сведения, указанные в п.3, 4 настоящего Порядка, по день исполнения ребенку возраста трех лет.
Согласно ст.12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В силу ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из материалов дела следует и никем не оспаривалось, что при обращении (дата) к ответчику с заявлением о назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком от полутора до трех лет в отношении дочери Фишер Т.Л., (дата) года рождения, истец представила ответчику копию своего паспорта, содержащую отметку о регистрации истца в г.Ханты-Мансийске (дата). При этом паспорт истца содержит отметку о регистрации истца до указанной даты в другом регионе страны.
Иные документы, подтверждающие факт ее постоянного проживания на территории ХМАО - Югры не менее 10 лет, истец ответчику до принятия оспариваемого решения не предоставила.
При указанных обстоятельствах, очевидно, что оспариваемое решение ответчика от (дата) об отказе в удовлетворении заявления истца в связи с отсутствием подтверждения ее постоянного проживания на территории ХМАО-Югры не менее 10 лет основано на предоставленных ответчику в установленном порядке документах и соответствует требованиям закона, поэтому правовые основания для удовлетворения заявления истца о назначении ей вышеуказанного пособия у ответчика отсутствовали.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался письменными доказательствами, полученными истцом уже после обращения к ответчику - справками образовательных учреждений от (дата), от (дата) и от (дата).
При этом суд не учел, что истец не представляла такие новые документы ответчику, поэтому последний не мог их учитывать при вынесении оспариваемого решения. В связи с чем выводы суда первой инстанции относительно правового значения института регистрации граждан по месту жительства в данном случае значения также не имеют.
Очевидно, что, исходя из конституционного принципа разделения властей, суд в своей деятельности не вправе подменять компетенцию иных органов. Поскольку представленные истцом непосредственно в суд первой инстанции документы, подтверждающие период ее проживания на территории ХМАО - Югры, ответчику в установленном порядке не предоставлялись, соответственно, такие документы ответчиком не оценивались и право истца на назначение пособия на их основании не оспаривалось, то в соответствии со ст.3 ГПК РФ у суда отсутствовали основания для возложения на ответчика обязанности назначить истцу ежемесячное пособие на основании таких документов.
Таким образом, на основании п.3, 4 ч.1 ст.330 ГПК РФ решение суда подлежит отмене полностью как постановленное при несоответствии выводов суда обстоятельствам дела и неправильном применении норм материального права, с принятием нового решения об отказе в иске.
В соответствии со ст.ст.98, 100 ГПК РФ отсутствуют основания для возложения на ответчика обязанности по возмещению понесенных истцом судебных расходов.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ханты-Мансийского районного суда от 14.03.2016 года отменить полностью и принять новое решение.
В удовлетворении иска Фишер А.С. к КУ ХМАО - Югры "Центр социальных выплат" об оспаривании решения отказать.
Председательствующий Шкилев П.Б.
Судьи коллегии Мироненко М.И.
Назарук М.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.