Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего Кульковой С.И.,
судей Мироненко М.И., Назарука М.В.,
при секретаре Гладышевой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сатурян М.А. и Сатуряна М.А. к администрации города Сургута о признании решения в части предоставления субсидии на семью из двух человек незаконным, возложении обязанности произвести раздельный расчет субсидии,
по апелляционной жалобе администрации города Сургута на решение Сургутского городского суда от 11.01.2016 года, которым постановлено:
исковые требования Сатурян М.А., Сатуряна М.А. к администрации города Сургута о признании решения в части предоставления субсидии на семью из двух человек незаконным, обязании произвести раздельный расчет субсидии - удовлетворить частично.
Обязать администрацию города Сургута произвести раздельный расчет субсидии из расчета 33 кв.м. на семью Сатуряна М.А., 33 кв.м. на семью Сатурян М.А. в целях принятия решения о предоставлении субсидии на строительство или приобретения в собственность жилого помещения по муниципальной программе "Улучшение жилищных условий населения города Сургута на 2014 - 2020 годы", утвержденной Постановлением администрации города Сургута от 12.12.2013 года N 8965.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Заслушав доклад судьи Назарука М.В., объяснения представителя истцов Телегиной С.М., просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Сатурян М.А., Сатурян М.А. обратились в суд с вышеуказанным иском, мотивируя требования тем, что в соответствии с условиями подпрограммы "Ликвидация и расселение приспособленных для проживания строений" муниципальной программы "Улучшение жилищных условий населения г.Сургута на 2014 - 2020 годы" администрация г.Сургута обязалась предоставить им субсидию на строительство или приобретение в собственность жилого помещения на состав семьи из двух человек. В удовлетворении заявления о перерасчете размера субсидии, исходя из проживания в помещении двух семей, ответчиком было отказано. Полагают, таким отказом они лишены своего права на получение субсидии, приобретение жилого помещения в собственность в рамках указанной подпрограммы. Решением суда от 12.10.2015 года семья Сатурян М.А. была признана отдельной семьей от семьи Сатурян М.А. Полагают, расчет субсидии был произведен ответчиком без учета данного обстоятельства. Просят признать незаконным решение администрации г.Сургута в части предоставления им субсидии из расчета 42 кв.м. на семью, состоящую из двух человек; ответчика произвести раздельный расчет субсидии из расчета: 33 кв.м. на семью Сатуряна М.А., 33 кв.м. - на семью Сатурян М.А., в целях принятия решения о предоставлении субсидии на строительство или приобретение в собственность жилого помещения по муниципальной программе "Улучшение жилищных условий населения г. Сургута на 2014-2020 годы" от (дата) (номер).
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ответчик администрация г.Сургута, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда отменить и принять новое об отказе в удовлетворении иска. Указывает, что при определении количества семей - участников подпрограммы "Ликвидация и расселение приспособленных для проживания строений" администрация г.Сургута, в соответствии с п.4.1.4. Порядка 9, руководствуется реестром бесхозяйных жилых ветхих строений, в соответствии с которым 1 строение равно 1 семье. Решение о предоставлении истцам субсидии на приобретение жилого помещения не принималось. Представленная в дело копия гарантийного письма администрации г.Сургута является ненадлежащим доказательством и носит информативный характер. Установление юридического факта о признании истцов разными семьями не влияет на размер предоставляемой субсидии, поскольку при оформлении реестра приспособленных для проживания строений по состоянию на 01.01.2012 года учитывался факт родственных отношений в семье.
В письменных возражениях истцы просят решение суда оставить без изменения, ссылаясь на несостоятельность доводов жалобы. Полагают, что объем ассигнований на реализацию программы "Улучшение жилищных условий населения г.Сургута на 2014-2020 годы" и условия данной программы опровергают довод жалобы об определении количества семей-участников подпрограммы исходя из количества ветхих строений.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, заслушав объяснения представителя истцов, судебная коллегия приходит к следующему.
Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 09.10.2013 года N 408-п была утверждена государственная программа ХМАО - Югры "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" в 2014 - 2020 годах", в составе которой предусмотрен Порядок предоставления субсидий из бюджета автономного округа бюджетам муниципальных образований автономного округа на софинансирование программ муниципальных образований автономного округа (городских округов и муниципальных районов) по ликвидации и расселению приспособленных для проживания строений (Порядок 9).
Согласно нормам такого Порядка, он определяет правила и условия распределения субсидий бюджетам муниципальных образований (городских округов и муниципальных районов) автономного округа на софинансирование программ муниципальных образований автономного округа по ликвидации и расселению приспособленных для проживания строений, обследованных и включенных органами местного самоуправления в реестр таких строений на 1 января 2012 года (п.1).
Размер субсидий из бюджета автономного округа бюджетам муниципальных образований автономного округа рассчитывается с учетом бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию мероприятий программ муниципальных образований автономного округа, на следующих условиях: 33 кв.м. общей площади жилого помещения - для семьи, состоящей из 1 человека; 42 кв.м. общей площади жилого помещения - для семьи, состоящей из 2 человек (п.13).
В соответствии с указанным постановлением, Постановлением администрация города Сургута от 12.12.2013 года N 8965 была утверждена муниципальная программа "Улучшение жилищных условий населения города Сургута на 2014 - 2020 годы", в составе которой была предусмотрена подпрограмма "Ликвидация и расселение приспособленных для проживания строений" (далее - Подпрограмма).
В соответствии с положениями Порядка, предусматривающего различные способы расселения из приспособленных для проживания строений (приложение 2 к муниципальной программе, далее - Порядок) участниками Подпрограммы признаются граждане Российской Федерации, проживающие в приспособленных для проживания строениях, включенных в Реестр приспособленных для проживания строений, не имеющие жилых помещений, принадлежащих им и членам их семьи на праве собственности или предоставленных по договорам социального найма на территории Российской Федерации. К членам семьи участника подпрограммы относятся постоянно проживающие совместно с ним супруг (супруга), родители, дети, супруг (супруга) детей и внуки (п.1.1.).
Субсидия носит целевой характер. Может быть использована участниками Подпрограммы по их желанию на: приобретение в собственность индивидуального жилого дома или жилого помещения в многоквартирном жилом доме, пригодном для проживания; погашение части ипотечного кредита за жилое помещение или жилищного займа (п.2.1.).
Расчетная (средняя) стоимость жилья, приобретаемого участниками Подпрограммы, определяется исходя из произведения нормы предоставления общей площади жилого помещения, установленной п.2.14. Порядка, и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилого помещения.
Установлена норма предоставления общей площади жилого помещения: 33 кв.м. общей площади жилого помещения - для семьи, состоящей из 1 человека; 42 кв.м. общей площади жилого помещения - для семьи, состоящей из 2 человек (п.2.14.).
Как следует из материалов дела, в Реестре приспособленных для проживания строений, включенных в Подпрограмму, по состоянию на (дата) значится (адрес), по адресу которого зарегистрированы: (ФИО)1 и (ФИО)2 (родители истцов) и истцы Сатурян М.А., Сатурян М.А..
Поскольку (ФИО)1 и (ФИО)2 на основании договоров купли-продажи приобрели в свою собственность иные жилые помещения в (адрес), они были исключены из Подпрограммы. Истцы были признаны ответчиком участниками Подпрограммы в качестве семьи, состоящей из двух человек, размер субсидии для которой рассчитывается исходя из нормы предоставления - 42 кв.м. общей площади жилого помещения.
Ссылаясь на решение Сургутского городского суда от 12.10.2015 года, которым семьи истцов были признаны самостоятельными семьями, ведущими раздельное хозяйство, истцы обратились к ответчику за перерасчетом субсидии исходя из нормы предоставления субсидии на две семьи, по 33 кв.м. общей площади жилого помещения на каждую семью.
Оспаривая отказ ответчика в осуществлении такого перерасчета, истцы обратились в суд с настоящими требованиями.
Судебная коллегия приходит к выводу, что основания для удовлетворения требований истцов в части у суда отсутствовали.
Как следует из системного толкования и общего смысла положений вышеуказанных нормативно-правовых актов, истцы признаны участниками Подпрограммы, направленной на ликвидацию приспособленных для проживания строений с неблагоприятными характеристиками (недостаточный воздухообмен, отсутствие системы центральной канализации и системы горячего водоснабжения, необеспеченность достаточной продолжительности инсоляции в строениях, недостаточная развитость системы пожаротушения, критическая изношенность систем холодного водоснабжения и теплоснабжения) и на расселение лиц, проживающих в таких строениях, для улучшения качества их жизни.
Такая Подпрограмма не направлена на увеличение размера общей площади жилого помещения, приходящегося на каждого члена семьи, расселяемой из подлежащего ликвидации строения.
Таким образом, по существу, предоставляемая в соответствии с Подпрограммой субсидия (взамен ликвидации приспособленного для проживания строения) имеет компенсационный характер.
Размер субсидии, соответствующий расчетной (средней) стоимости жилья или ее части, определяется датой вселения в приспособленное для проживания строение: до 01.01.1995 года или после (п.1.1., 1.3. Порядка). Учет происходящих в последующем изменений, связанных с семейным положением участников Подпрограммы, ее условиями не предусмотрен.
Указание ответчика на то, что при реализации условий Подпрограммы одному подлежащему ликвидации строению соответствует одна семья, является лишь общим правилом. Условия Подпрограммы не исключают, что при проживании на дату формирования Реестра в одном, соответственно используемом, строении нескольких различных семей, они могут быть признаны участниками Подпрограммы.
При этом из материалов дела следует, никем не оспаривалось, и по правилам ст.56 ГПК РФ доказательствами не было опровергнуто, на день включения строения (адрес) в вышеуказанный Реестр и признания проживающих в нем лиц участниками Подпрограммы, истцы проживали в таком строении совместно с родителями в составе одной семьи. Истец Сатурян М.А., 22.02.1995 года рождения, на указанную дату являлся несовершеннолетним.
Следовательно, по смыслу вышеприведенных норм, именно данное обстоятельство определяет норму предоставления общей площади жилого помещения, учитываемую при расчете размера субсидии.
Из решения Сургутского городского суда от 12.10.2015 года не следует, что установленный судом факт имеет юридическое значение применительно к условиям Подпрограммы.
Таким образом, размер субсидии в отношении семьи истцов обоснованно рассчитан ответчиком исходя из нормы предоставления 42 кв.м. общей площади жилого помещения.
На основании п.1, 4 ч.1 ст.330 ГПК РФ решение суда в части удовлетворения требований о возложении обязанности произвести раздельный расчет субсидии подлежит отмене, как постановленное при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и с нарушением норм материального права, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении таких требований.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Сургутского городского суда от 11.01.2016 года в части разрешения исковых требований Сатурян М.А. и Сатуряна М.А. к администрации города Сургута о возложении обязанности произвести раздельный расчет субсидии отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении данных требований.
В остальной части указанное решение суда оставить без изменения.
Председательствующий Кулькова С.И.
Судьи коллегии Мироненко М.И.
Назарук М.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.