Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего Кульковой С.И.,
судей Мироненко М.И., Назарука М.В.,
при секретаре Кильгановой В.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску (ФИО)1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Мегионе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - ГУ-УПФ РФ в г.Мегионе) о признании права на досрочную трудовую пенсию и назначении пенсии с момента обращения,
по апелляционной жалобе (ФИО)1 на решение Мегионского городского суда от 24.03.2016 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Назарука М.В., объяснения представителя истца Ханина А.В., поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
(ФИО)1 обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя требования тем, что (дата) обратился в Пенсионный фонд РФ для назначения досрочной пенсии по старости по п.п.6 п.1 ст.32 Федерального закона "О страховых пенсиях в Российской Федерации" N 400-ФЗ от 28.12.2013 года. В связи с отсутствием необходимого страхового стажа и стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, ему было отказано. Полагает, в указанные виды стажа подлежат включению периоды его работы в "данные изъяты" с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), период работы в должности "данные изъяты" "данные изъяты" с (дата) по (дата), периоды с (дата) по (дата) и с (дата) по (дата) в "данные изъяты". Период работы в "данные изъяты" с (дата) по (дата) подтверждается записью в трудовой книжке. С учетом указанных периодов, полагает, имеющихся у него страхового стажа и стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, достаточно для назначения досрочной трудовой пенсии. Просит признать за ним право на досрочное назначение пенсии по старости п.п.6 п.1 ст.32 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации" с (дата); обязать ГУ-УПФ РФ в г.Мегионе назначить ему трудовую пенсию по старости с (дата); взыскать с ответчика возмещение судебных расходов в размере "данные изъяты" рублей.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе истец (ФИО)1 просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении иска. Полагает, период работы в "данные изъяты" подлежит включению в его страховой и "северный" стаж, т.к. факт работы подтверждается Уставом "данные изъяты", в соответствии с которым учредитель являлся директором предприятия, а также справкой об оплате страховых взносов за спорный период. Указывает, что при обращении с заявлением к ответчику предоставлял справку об оплате страховых взносов в спорный период. Оспаривает довод суда о необходимости самостоятельно запрашивать документы, подтверждающие его работу в ИЧП, для предоставления в Пенсионный фонд РФ. Указывает на отсутствие в решении суда правовой позиции в отношении периода его работы директором "данные изъяты" с (дата) по (дата). Поскольку в соответствии со сведениями о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица в указанный период оплачивались страховые взносы, такой период подлежит включению в страховой и "северный" стаж. Период работы в "данные изъяты" с (дата) по (дата) подтверждается записью в трудовой книжке. Ссылаясь на позицию Президиума Суда ХМАО - Югры, полагает, что имеющим значение для рассмотрения дела обстоятельством является наличие у него на дату подачи заявления о назначении пенсии необходимого стажа, а не наличие подтверждающих данный стаж документов.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя истца, судебная коллегия приходит к следующему.
(дата) истец (ФИО)1, (дата) года рождения, обратился в ГУ-УПФ РФ в г.Мегионе с заявлением о назначении пенсии по п.п.6 п.1 ст.32 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон).
Решением ответчика (номер) от (дата) года в назначении пенсии истцу было отказано. Указано, что при возрасте истца 55 лет, ему требуется наличие страхового стажа 25 лет (имеется 23 года 9 месяцев 6 дней) и стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера 20 лет (имеется 15 лет 4 месяца 29 дней).
При этом из материалов дела и объяснений сторон следует, что ответчиком не были учтены в соответствующих видах стажа указанные в исковом заявлении периоды работы истца (спорные периоды).
В соответствии со ст.8 Закона право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно ст.22 Закона страховая пенсия, по общему правилу, назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Согласно п.6 ч.1 ст.32 Закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
По существу, аналогичные положения предусматривались и нормами ранее действовавшего Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в частности, ст.ст.7, 19, 28).
В соответствии с п.1 ст.11 Закона в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно положениям ст.14 Закона при подсчете страхового стажа периоды до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п.1). При подсчете страхового стажа периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (п.2). Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ (п.4).
Согласно Правилам подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (утв. постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 года N 1015) документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (п.11).
Периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (п.43).
Истец зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования (дата).
В соответствии с записями в трудовых книжках истца, в период с (дата) по (дата) истец работал "данные изъяты" в "данные изъяты"; с (дата) по (дата) - "данные изъяты" у "данные изъяты"; с (дата) работает "данные изъяты" в "данные изъяты". Согласно оттискам печатей "данные изъяты" и "данные изъяты" расположены в (адрес).
Согласно справке "данные изъяты" от (дата), истец работает в "данные изъяты" с (дата) по настоящее время, страховые взносы в ПФР уплачены в полном объеме, общество находится и осуществляют свою основную деятельность на территории (адрес).
Как подтверждается материалами дела, в т.ч. распоряжением о регистрации предприятия, уставом, заявлением о регистрации в ПФР, расчетными ведомостями по страховым взносам в ПФР, решением об установлении порядка и сроков ликвидации юридического лица, заключением о ликвидации, ответом МРИ ФНС России N 5 по ХМАО-Югре, истец являлся "данные изъяты" и "данные изъяты" (п.5.1. устава) (адрес), которое было зарегистрировано и осуществляло деятельность на территории (адрес).
Как подтверждается выданными истцу справками ГУ-УПФ РФ в г.Мегионе, в спорные периоды работодателями "данные изъяты", "данные изъяты" производилась уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии со сведениями индивидуального лицевого счета застрахованного истца, в спорные периоды "данные изъяты" и "данные изъяты" производили за истца уплату страховых взносов.
Судом признано и ответчиком не оспорено, что период работы истца в "данные изъяты" следует зачесть как стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Таким образом, при надлежащей оценке имеющихся доказательств в их совокупности следует, что с учетом спорных периодов у истца имелся необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости страховой стаж и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, что в судебном заседании ответчиком не оспаривалось.
Однако согласно позиции ответчика, принятой судом, право на назначение пенсии у истца возникнет с даты нового обращения, поскольку при первоначальном обращении за назначением пенсии истец не предоставил необходимые документы.
Как следует из положений ст.21 Закона, по общему правилу, необходимые для установления страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций (ч.7). Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (ч.8).
Согласно положениям ст.22 Закона в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата отправления данного заявления (ч.3). Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, при приеме заявления дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы, находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, он вправе представить по собственной инициативе (ч.4).
При этом, исходя из смысла приведенных норм Закона, назначение истцу пенсии с (дата) возможно при одновременном наличии по состоянию на такую дату следующих условий: подача заявления о назначении пенсии и возникновение права на досрочную пенсию. Следовательно, имеющими значение для дела при решении вопроса о праве истца на досрочное назначение пенсии является фактическое наличие у него на указанную дату достаточного специального стажа, а не только наличие доказательств, подтверждающих данный стаж.
Из уведомления ГУ-УПФ РФ в г.Мегионе от (дата) следует, что вопреки указанным требованиям Закона, при обращении истца за назначением пенсии ответчик не разъяснил ему, какие документы необходимо предоставить дополнительно для назначения пенсии.
При этом в соответствии с вышеуказанными справками и выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного истца, ответчик обладал сведениями об уплате страховых взносов отдельными работодателями истца.
Как разъяснено в п.32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган.
На основании вышеизложенного, учитывая требования Закона и приведенные разъяснения, судебная коллегия полагает, что решение суда в соответствии с п.1, 4 ч.1 ст.330 ГПК РФ подлежит отмене как постановленное при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и с нарушением норм материального права, с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований.
Как подтверждается доказательствами, в связи с рассмотрением настоящего дела истец понес судебные расходы: на оплату государственной пошлины при подаче искового заявления - в размере "данные изъяты" рублей, за составление доверенности на представителя - в размере "данные изъяты" рублей, на оплату государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы - в размере "данные изъяты" рублей, которые на основании ст.98 ГПК РФ подлежат возмещению ответчиком.
Кроме того, истцом понесены расходы на оплату услуг представителя в размере "данные изъяты" рублей. На основании ст.100 ГПК РФ, с учетом объема и качества оказанных услуг, сложности дела, временных и трудозатрат представителя, требования разумности, судебная коллегия считает возможным определить размер возмещения таких расходов в сумме "данные изъяты" рублей.
Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию возмещение судебных расходов в общем размере "данные изъяты" рублей ( "данные изъяты" руб. + "данные изъяты" руб. + "данные изъяты" руб. + "данные изъяты" руб.).
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Мегионского городского суда от 24.03.2016 года отменить полностью и принять новое решение.
Признать за (ФИО)1 право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, согласно п.п.6 п.1 ст.32 Федерального закона "О страховых пенсиях в Российской Федерации" N 400-ФЗ от 28.12.2013 года, с (дата).
Возложить на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Мегионе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры обязанность назначить (ФИО)1 страховую пенсию по старости, согласно п.п.6 п.1 ст.32 Федерального закона "О страховых пенсиях в Российской Федерации" N 400-ФЗ от 28.12.2013 года, с (дата).
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Мегионе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в пользу (ФИО)1 возмещение судебных расходов в размере "данные изъяты" рублей.
Председательствующий Кулькова С.И.
Судьи коллегии Мироненко М.И.
Назарук М.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.