Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе
председательствующего судьи Романовой И.Е.,
судей коллегии Борисовой Е.Е. и Антонова Д.А., при секретаре Олиярник Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску (ФИО)1 к "данные изъяты" о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда", присвоении звания "Ветеран труда"
по апелляционной жалобе представителя ответчика "данные изъяты" (ФИО)4 на решение Ханты-Мансийского районного суда от (дата), которым постановлено:
исковое заявление (ФИО)1 удовлетворить;
признать незаконным решение Департамента социального развития ХМАО - Югры об отказе (ФИО)1 в присвоении звания "Ветеран труда";
обязать "данные изъяты" присвоить (ФИО)1 звание "Ветеран труда";
взыскать с Департамента социального развития ХМАО - Югры в пользу (ФИО)1 расходы по оплате государственной пошлины в размере "данные изъяты" рублей.
Заслушав доклад судьи (ФИО)6, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
(ФИО)1 обратился к ответчику с вышеуказанным иском, мотивируя свои требования тем, что (дата) приказом Министра энергетики Российской Федерации (номер)п был награжден Почетной грамотой Министерства энергетики Российской Федерации "За заслуги в развитии топливно-энергетического комплекса", (дата) приказом Министра энергетики Российской Федерации (номер)п был награжден Благодарностью Министерства энергетики Российской Федерации "За образцовое выполнение трудовых обязанностей и безупречную работу в топливно-энергетическом комплексе", а также имеет трудовой стаж более 27 лет. Указанные обстоятельства позволяют истцу претендовать на присвоение звания "Ветеран труда", однако Департамент социального развития отказал в присвоении звания, так как вышеуказанные Почетная грамота и Благодарность не включены в Перечень наград, дающих право на присвоение этого звания. Просит признать отказ ответчика неправомерным, обязать ответчика присвоить ему звание "Ветеран труда".
Судом принято вышеуказанное решение, которое представитель Департамента социального развития ХМАО - Югры (ФИО)4 \лд 51\ просит отменить и принять новое решение об отказе истцу в удовлетворении исковых требований, поскольку судом нарушены нормы материального права. Судом не принято во внимание, что согласно пп 24 п 2 ст 26.3 Федерального закона от (дата) N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" вопросы социальной поддержки ветеранов труда относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Судом также не принято во внимание то, что в силу ст 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п 2 ст 26.3 Федерального закона от (дата) N184-ФЗ. Такие расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов. Учитывая, что меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, у субъектов Российской Федерации имеются права самостоятельно определять перечень наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" в субъекте Российской Федерации.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, были извещены о слушании дела.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия полагает, что решение суда отмене не подлежит.
Судом первой инстанции установлено, что истец (дата) приказом Министра энергетики Российской Федерации (номер)п был награжден Почетной грамотой Министерства энергетики Российской Федерации "За заслуги в развитии топливно-энергетического комплекса", (дата) приказом Министра энергетики Российской Федерации (номер)п был награжден Благодарностью Министерства энергетики Российской Федерации "За образцовое выполнение трудовых обязанностей и безупречную работу в топливно-энергетическом комплексе" \лд 22, 23\.
Согласно письму "данные изъяты" от (дата) истцу отказано в присвоении звания "Ветеран труда" в связи с тем, что Почетная грамота и Благодарность Министерства энергетики Российской Федерации не включены в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", утвержденный постановлением Правительства (адрес) от (дата) (номер)-п. \лд 25-26\.
Истец имеет трудовой стаж более 27 лет \лд 24\.
В соответствии с п 1 ст 7 Федерального закона от (дата) N 5-ФЗ "О ветеранах" (с последующими изменениями и дополнениями) ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Таким образом, федеральным законодателем определен круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда.
Согласно Положению о Министерстве энергетики Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от (дата) (номер), Министерство энергетики Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п 5, п 5.2. указанного Положения Министерство энергетики Российской Федерации в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право учреждать в установленном порядке знаки отличия в сфере энергетики и награждать ими работников в указанной области, в числе этих знаков отличия Почетная грамота и Благодарность.
Согласно п 1 Положения о Почетной грамоте Министерства энергетики РФ, утвержденного приказом министерства энергетики РФ от (дата), почетной грамотой Министерства энергетики Российской Федерации награждаются рабочие, специалисты, служащие, руководители организаций топливно-энергетического комплекса и нефтехимической промышленности, работники центрального аппарата Министерства, его территориальных органов и подведомственных Министерству организаций при стаже работы в отраслях не менее 5 лет, а также организации топливно-энергетического комплекса и нефтехимической промышленности, добившиеся высоких результатов в труде, в том числе в стабильном функционировании организации; в досрочном вводе в эксплуатацию производственных мощностей и социально-бытовых объектов; в обеспечении высоких конечных результатов работы, экономии сырья, материалов, топливно-энергетических, финансовых и трудовых ресурсов, снижении себестоимости выпускаемой продукции и строительно-монтажных работ.
В целях стимулирования работников, осуществляющих деятельность в топливно-энергетического комплекса и нефтехимической промышленности, а также упорядочения форм морального поощрения в соответствии с пунктом 5.2 Положения о Минэнерго РФ, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от (дата) N 753, приказом Минэнерго РФ от (дата) N 11 учреждены ведомственные награды Министерства энергетики Российской Федерации, к которым относятся благодарности Министерства энергетики Российской Федерации, объявляемые рабочим, специалистам, служащим, руководителям организаций топливно-энергетического комплекса и нефтехимической промышленности, работникам центрального аппарата Министерства, его территориальных органов и подведомственных Министерству организаций при стаже работы в отраслях не менее 2 лет, добившимся высоких результатов в труде, а также может быть объявлена и работникам других отраслей экономики и организаций, а также иностранным гражданам, активно участвующим или оказывающим содействие развитию топливно-энергетического комплекса (п. 1, 2 "Положения о благодарности Министерства энергетики Российской Федерации", утвержденного Приказом Минэнерго РФ от (дата) N 11).
Таким образом, суд сделал правильный вывод о том, что Почетная грамота "За заслуги в развитии топливно-энергетического комплекса" и Благодарность "За образцовое выполнение трудовых обязанностей и безупречную работу в топливно-энергетическом комплексе" являются ведомственными знаками отличия в труде Министерства энергетики Российской Федерации.
В силу п 4 ст 7 Федерального закона "О ветеранах" порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно п 1 ст 4 Закона ХМАО - Югры от (дата) (номер)-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в (адрес) - Югре" перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и перечень наград, почетных званий (адрес) - Югры, являющихся основанием для присвоения званий "Ветеран труда", "Ветеран труда (адрес) - Югры" и предоставления в соответствии с настоящим Законом мер социальной поддержки лицам, указанным в подпункте 2 пункта 4 статьи 1, подпункте 2 пункта 1 статьи 3 настоящего Закона, утверждаются Правительством (адрес) - Югры.
Постановлением Правительства (адрес) - Югры от (дата) N 103-п "Об утверждении Перечня наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и Перечня наград, почетных званий (адрес) - Югры, являющихся основанием для присвоения званий "Ветеран труда", "Ветеран труда (адрес) - Югры" и предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда и ветеранам труда (адрес) - Югры" определен перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде, среди которых отсутствует такой ведомственный знак отличия в труде, как Благодарность и Почетная грамота Министерства энергетики Российской Федерации.
Между тем, по смыслу п 4 ст 7 Федерального закона "О ветеранах" под порядком и условиями присвоения звания "Ветеран труда" понимается организационный и правовой механизм реализации (процессуальные основания присвоения звания "Ветеран труда", перечень документов, необходимый для признания лиц ветеранами труда, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда) присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии с требованиями, предъявляемыми пунктом 1 этой статьи.
Утверждая порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда", законодатель субъекта Российской Федерации не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со ст 7 Федерального закона "О ветеранах".
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в п 4 Постановления от (дата) N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" в случае, если подлежащий применению закон либо иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации противоречит федеральному закону, принятому по вопросам, находящимся в ведении Российской Федерации либо в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, то, исходя из положений ч 5 ст 76 Конституции Российской Федерации, суд должен принять решение в соответствии с федеральным законом.
Из трудовой книжки истца следует, что он имеет необходимый 25-летний трудовой стаж для присвоения звания "Ветеран труда", этот факт в жалобе не оспорен.
Учитывая, что истец имел необходимый трудовой стаж и ведомственные знаки отличия Почетную грамоту и Благодарность Министерства энергетики Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца.
Доводы апелляционной жалобы о праве самостоятельного определения субъектами Российской Федерации исчерпывающего перечня наград, являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда", являются несостоятельными, основаны на неправильном толковании норм материального права.
На основании изложенного и руководствуясь ст ст 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ханты-Мансийского районного суда от 11 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения.
Председательствующий Романова И.Е.
Судьи коллегии Борисова Е.Е.
Антонов Д.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.