Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 октября 2015 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23 декабря 2015 года, вынесенные в отношении юридического лица? акционерного общества "Корпорация Югранефть" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением судьи Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 октября 2015 года, оставленным без изменений решением судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23 декабря 2015 года, акционерное общество "Корпорация Югранефть" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50000 (пятьдесят тысяч) рублей.
Не согласившись с вынесенными в отношении Общества судебными актами по делу, законный представитель юридического лица Мамаев В.Г. обратился с жалобой на вступившее в законную силу постановление в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. В своей жалобе просит состоявшиеся постановление и решение отменить, производство по делу прекратить.
Изучение материалов дела об административном правонарушении, доводов жалобы свидетельствует о наличии оснований для ее удовлетворения.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии со статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 25 августа 2015 года государственным инспектором Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре по факту использования акционерным обществом "Корпорация Югранефть" на территории Малочерногорского месторождения Нижневартовского района водных объектов в отсутствие договоров водопользования и решений о предоставлении водных объектов в пользование, возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и принято решение о проведении административного расследования (л.д.13-14).
В рамках проведения административного расследования, 25 августа 2015 года было вынесено определение об истребовании у акционерного общества "Корпорация Югранефть" следующих сведений: перечня промысловых нефтепроводов, газопроводов и водоводов, расположенных на территории Малочерногорского месторождения акционерного общества "Корпорация Югранефть", пересекающих водные объекты (в том числе подводные переходы); карты-схемы названных трубопроводов и паспорта на них; документы, в которых отражены проводимые мероприятия по техническому обслуживанию промысловых трубопроводов, расположенных на территории Малочерногорского месторождения акционерного общества "Корпорация Югранефть", пересекающих водные объекты, включая работы по планово-предупредительному ремонту, текущему, аварийно-спасательному и капитальному ремонту; договоры с подрядными организациями на оказание услуг по водолазному обследованию промысловых трубопроводов, а также установку береговых знаков и других работ на подводных переходах, акты выполненных работ; документы (договоры, решения) на основании которых возникает право пользования водными объектами или их частями (в том числе с истекшим сроком действия), через которые проходят промысловые трубопроводы, расположенные на территории Малочерногорского месторождения акционерного общества "Корпорация Югранефть" (в том числе подводные переходы); договоры аренды земельных участков под промысловые трубопроводы, расположенные на территории Малочерногорского месторождения акционерного общества "Корпорация Югранефть", пересекающие водные объекты (в том числе подводные переходы); пояснительная записку по каждому пункту запрашиваемых документов (в случае их не предоставления) (л.д.15-16).
Акционерное общество "Корпорация Югранефть" в установленный срок запрашиваемые сведения не предоставило.
Данный факт явился поводом для возбуждения в отношении Общества дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и привлечения его к административной ответственности.
Такое решение не может быть признано обоснованным по следующим основаниям.
Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в рассматриваемом случае, образует умышленное невыполнение законных требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
В силу части 1 статьи 66 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" государственные инспекторы в области охраны окружающей среды при исполнении должностных обязанностей вправе осуществлять производство по делам об административных правонарушениях в области охраны окружающей среды.
Порядок реализации инспекторами таких полномочий определяется Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно установленным законодательством юридическим презумпциям, государственный орган (должностное лицо), возбудивший производство по делу об административном правонарушении, обязан доказать, в частности наличие события административного правонарушения, и виновность лица в его совершении.
Одной из форм процессуальных действий должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, направленных на сбор доказательств по существу дела, является истребование сведений в порядке статьи 26.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу названной нормы, должностное лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, вправе вынести определение об истребовании сведений, необходимых, по его мнению, для разрешения дела.
Вместе с тем, административное усмотрение должностных лиц государственных органов, предполагает необходимость обеспечения надлежащих гарантий прав юридических лиц, позволяющих без ущерба для эффективности проводимых мероприятий минимизировать их возможное негативное воздействие, - безотносительно к тому, потребуют ли результаты проверки применения мер государственного принуждения, ограничивающих права юридических лиц.
Одной из таких гарантий является презумпция невиновности лица, привлекаемого к административной ответственности, в силу которой лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к указанной статье.
Из анализа перечня истребованных у Общества сведений следует, что решение должностного лица об их истребовании обусловлено установлением фактических обстоятельств события, явившегося поводом для возбуждения дела об административном правонарушении и виновности лица в его совершении, а не в целях характеристики деятельности юридического лица как хозяйствующего субъекта.
Предоставление акционерным обществом "Корпорация Югранефть" всех истребованных документов позволило бы должностному лицу выявить факт наличия или отсутствия нарушения Обществом водного законодательства, без проведения реальных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, как того требует процедура проведения административного расследования.
Следовательно, не предоставление Обществом документов, указанных в определении об истребовании сведений от 25 августа 2015 года, не является объектом административно-правовой охраны статьи 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Отказ лица, в отношении которого проводится административное расследование, от участия в доказывании, не может повлечь за собой негативных последствий, поскольку в силу статьи 51 Конституции Российской Федерации никто не обязан свидетельствовать против самого себя.
По смыслу закона, в порядке статьи 26.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, сведения могут быть истребованы как у юридических лиц, независимо от их формы собственности, так и у государственных или муниципальных органов власти, в случае, если они обладают информацией, позволяющей должностному лицу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении установить наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с положениями Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 03 мая 2000 года N 26-оз "О регулировании отдельных земельных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", к полномочиям Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры относится, в частности распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в том числе: предоставление их в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование.
Согласно пункту 6.4.1 Положения о Департаменте природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, утвержденного Постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06 сентября 2010 года N 176, к полномочиям Департамента относится предоставление водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории автономного округа, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством.
В силу пункта 5.4.17 Положения о Департаменте по недропользованию Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, утвержденного Постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22 июля 2010 года N 135, Департамент предоставляет права пользования участком недр местного значения, содержащим месторождение общераспространенных полезных ископаемых и включенным в утвержденный перечень участков недр местного значения, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых открытого месторождения при установлении факта его открытия пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению такого участка недр в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, за исключением проведения указанных работ в соответствии с государственным контрактом.
Учитывая изложенное, сведения о трубопроводной инфраструктуре и о водных объектах, расположенных в пределах лицензионных участков акционерного общества "Корпорация Югранефть" на территории Малочерногорского месторождения, и основаниях их использования, могли быть беспрепятственно получены должностным лицом в соответствующих органах государственной власти автономного округа.
Таким образом, вывод о наличии в бездействии акционерного общества "Корпорация Югранефть" состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нельзя признать обоснованным.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.
Из содержания пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что по результатам рассмотрения жалобы на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 указанного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление судьи Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 октября 2015 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23 декабря 2015 года, вынесенные в отношении юридического лица? акционерного общества "Корпорация Югранефть" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Производство по настоящему делу об административном правонарушении подлежит прекращению, на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
жалобу законного представителя юридического лица? генерального директора акционерного общества "Корпорация Югранефть" Мамаева В.Г. ? удовлетворить.
Постановление судьи Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 октября 2015 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23 декабря 2015 года, вынесенные в отношении юридического лица? акционерного общества "Корпорация Югранефть" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ? отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Председатель
суда Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры В.К. Бабинов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.