Судья суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Толстогузов А.В.,
с участием представителя ООО "РН-Юганскнефтегаз" - Павловой А.Н.,
с участием начальника Ханты-Мансийского управления Природнадзора Югры - Миловановой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе представителя ООО "РН-Юганскнефтегаз" Бальченко Г.Ю. на решение Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 апреля 2016 года, которым постановление начальника Ханты-Мансийского управления Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры М. *** от ***, которым ООО "РН-Юганскнефтегаз" привлечено к административной ответственности, за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст.8.31, ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 120 000 рублей - оставлено без изменения, а жалоба ООО "РН-Юганскнефтегаз" - без удовлетворения,
установил:
Постановлением начальника Ханты-Мансийского управления Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - М. И.В. *** от *** ООО "РН-Юганскнефтегаз" привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.31, ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию с применением ст. 4.4. КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 120 000 рублей за нарушение правил санитарной и пожарной безопасности в лесах, а именно: за загрязнение горючими веществами (нефтью и нефтепродуктами) и размещение горючих веществ (нефти и нефтепродуктов) на территории лесного участка площадью "данные изъяты" га. в квартале *** выделе *** *** вдоль кустовой площадки N 10 ***.
Не согласившись с данным постановлением, представитель юридического лица обратился в Нефтеюганский районный суд с жалобой об отмене постановления.
Решением Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 апреля 2016 года вышеуказанное постановление должностного лица надзорного органа оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры представитель ООО "РН-Юганскнефтегаз" Бальченко Г.Ю. просит отменить решение суда и признать незаконным постановление Природнадзора Югры, мотивируя жалобу тем, что в действиях юридического лица отсутствуют состав административного правонарушения, так как из представленных Природнадзором Югры материалов не усматривается, что Общество допускало инциденты, результатом которых могло явиться загрязнение лесов; согласно плану расположения нарушенного земельного участка, загрязненный участок расположен в отдалении от трубопровода общества; в действиях юридического лица отсутствует событие и состав правонарушения, так как загрязнение участка нефтесодержащей жидкостью допущено неустановленным лицом при несанкционированном сливе нефтесодержащей жидкости; в материалах дела отсутствуют доказательства свидетельствующие, что загрязнение участка произошло в связи с деятельностью Общества; Природнадзором Югры не установлен факт загрязнения участка именно Обществом.
В возражениях на жалобу, начальник Ханты-Мансийского управления Природнадзора Югры М. считает доводы жалобы необоснованными и просит оставить их без удовлетворения, а решение суда без изменения.
В судебном заседании представитель ООО "РН-Юганскнефтегаз" Павлова А.Н. поддержала жалобу в полном объеме, изложив доводы, указанные в жалобе.
В судебном заседании начальник Ханты-Мансийского управления Природнадзора Югры М. считает доводы жалобы необоснованными и просит оставить их без удовлетворения, а решение суда без изменения, изложив доводы, указанные в возражении на жалобу.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и возражений на жалобу, заслушав участников судебного заседания, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда. Решение суда является законным и обоснованным, основано на верном толковании норм права.
Как следует из материалов дела и установлено в ходе судебного заседания, на основании распоряжения начальника Ханты-Мансийского управления Природнадзора - Югры *** от ***, *** проведены мероприятия по контролю (патрулированию) в лесах на территории лесного фонда *** в квартале *** в целях контроля за соблюдением обязательных требований лесного законодательства.
В соответствии с актом патрулирования в лесах *** от *** выявлено нефтезагрязнение лесного участка, расположенного в квартале *** выделе *** *** вдоль кустовой площадки *** Северо-Салымского месторождения нефти.
Принадлежность загрязненного участка к землям лесного фонда подтверждается Выпиской из государственного лесного реестра ХМАО- М. *** от ***. Согласно указанному документу, квартал *** выдел *** *** относится к категории эксплуатационные леса.
Как видно из материалов дела, вывод о виновности ООО "РН-Юганскнефтегаз" в совершении правонарушений основан на собранных по делу доказательствах.
Вина ООО "РН-Юганскнефтегаз" в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 8.31, ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ, в полном объеме подтверждается доказательствами, собранными по делу.
Вина ООО "РН-Юганскнефтегаз" в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 8.31, ч.1 ст. 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена и подтверждена имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе: заключением ФБУ "ЦЛАТИ по УФО" по ХМАО - Югре от ***, протоколами КХА почв *** от ***, протоколом биотестирования почвы *** - п от ***, актами отбора почв ***-п от ***, схемой отбора проб почв от ***, абрисом участка лесонарушения, фототаблицей, картой-схемой лесонарушения, актом технического расследования инцидента, произошедшего *** на нефтесборном трубопроводе диаметром *** мм ***- т. ***, расчетом жидкости излившейся из трубопровода при инциденте на нефтесборном трубопроводе, схемой инцидента на нефтесборном трубопроводе.
Указанных доказательств достаточно для привлечения юридического лица к административной ответственности по ч.2 ст. 8.31, ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях заключается в загрязнении лесов, при этом загрязнение - поступление загрязняющих веществ в окружающую среду.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образуют действие или бездействие, выражающееся в нарушении правил пожарной безопасности в лесах.
Как следует из ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду; загрязняющее вещество - вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
На основании п. 5 ч. 1 ст. 55 Лесного кодекса РФ, в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляется, в частности, установление санитарных требований к использованию лесов.
Правила санитарной безопасности в лесах устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 3 ст. 55 Лесного кодекса РФ).
В соответствии с положениями вышеуказанной нормы права, постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 N 414 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах (далее - Правила), которые устанавливают единые порядок и условия организации защиты лесов от вредных организмов, а также от негативных воздействий на леса и санитарные требования к использованию лесов, направленные на обеспечение санитарной безопасности в лесах
Так, согласно п.п. "а" и "е" п. 39 Правил, при использовании лесов не допускается, в том числе, загрязнение почвы в результате нарушения установленных законодательством Российской Федерации требований к обращению с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления; загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами; иные действия, способные нанести вред лесам.
Как следует из п. 52 Правил, использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, гидротехнических сооружений, специализированных портов, переработки древесины и иных лесных ресурсов, а также для иных целей не должно ухудшать санитарное состояние лесов, расположенных на предоставленных гражданам и юридическим лицам лесных участках и на лесных участках, прилегающих к ним.
Лица, допустившие нарушение требований настоящих Правил, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 53 Правил).
То, что нефть (нефтесодержащая жидкость), в силу своих физико- химических свойств, является веществом, которое при попадании на объекты природной среды (вода, почва) вызывает их загрязнение, является общеизвестным обстоятельством и не требует проведения дополнительных исследований, экспертиз разлитой нефтесодержащей жидкости.
Поступление в естественную экологическую систему земель лесного фонда не характерных и опасных для нее загрязняющих веществ, нефтепродуктов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую природную среду, приводит к порче земли, и как следствие нарушает взаимосвязи естественной экологической системы.
В соответствии со ст. 1 Лесного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов лесного законодательства является обеспечение охраны и защиты лесов.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации, леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия.
В силу ст. 52 Лесного кодекса Российской Федерации, охрана лесов от пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и настоящим Кодексом.
Согласно ст. 53 Лесного кодекса Российской Федерации, меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: 1) предупреждение лесных пожаров; 2) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; 3) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; 4) иные меры пожарной безопасности в лесах.
Требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах установлены правилами пожарной безопасности в лесах (далее Правила), утвержденными Постановлением Правительства РФ N 417 от 30.06.2007. Данные Правила являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
В соответствии с п. 13 названных Правил юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, утверждаемые Федеральным агентством лесного хозяйства, а также содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования.
Раздел IX Правил устанавливает требования пожарной безопасности в лесах при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, связи, трубопроводов.
Подпунктом "в" п. 33 Правил, нарушение которых вменено Обществу, предусмотрено, что при проведении работ по геологическому изучению недр разработке месторождений полезных ископаемых в период пожароопасного сезона в лесах требуется не допускать хранение нефти в открытых емкостях и котлованах, а также загрязнение предоставленной для использования прилегающей территории горючими веществами (нефтью, мазутом и др.).
В соответствии с пунктом 34 Правил, полосы отвода и охранные зоны вдоль трубопроводов, проходящих через лесные массивы, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов.
В соответствии с пунктом 35 Правил, при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.
Приказом Департамента природоохранных ресурсов и несырьевого сектора экономики ХМАО - Югры N 3-НП от 13.04.2015, на территории Ханты-Мансийского автономного округа с 24.04.2015 открыт пожароопасный период.
Общеизвестным фактом является то обстоятельство, что главным составным веществом нефтепродуктов является нефть.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона Российской Федерации от 22.07.2008 N123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", классификация веществ и материалов по пожарной опасности основывается на их свойствах и способности к образованию опасных факторов пожара или взрыва.
Так, по горючести вещества и материалы подразделяются на следующие группы:
негорючие - вещества и материалы, неспособные гореть в воздухе. Негорючие вещества могут быть пожаровзрывоопасными (например, окислители или вещества, выделяющие горючие продукты при взаимодействии с водой, кислородом воздуха или друг с другом);
трудногорючие - вещества и материалы, способные гореть в воздухе при воздействии источника зажигания, но неспособные самостоятельно гореть после его удаления;
горючие - вещества и материалы, способные самовозгораться, а также возгораться под воздействием источника зажигания и самостоятельно гореть
после его удаления.
Согласно ГОСТ 17.1.4.01-80 "Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к методам определения нефтепродуктов в природных и сточных водах", нефтепродукты неполярные и малополярные углеводороды, составляющие главную и наиболее характерную часть нефти и продуктов ее переработки.
При этом в силу пункта 6.2, 6.6, 6.7 ГОСТ Р 51858-2002 "Нефть. Общие технические условия", нефть содержит легкоиспаряющиеся вещества, опасные для здоровья и жизни человека и для окружающей среды. Предельно допустимые концентрации нефтяных паров и опасных веществ нефти в воздухе рабочей зоны установлены в ГОСТ 12.1.005.6.6. Нефть относят к легковоспламеняющимся жидкостям 3-го класса по ГОСТ 19433. Категория взрывоопасности и группа взрывоопасных смесей паров нефти с воздухом - IIA-T3 по ГОСТ Р 51330.11. Температура самовоспламенения нефти согласно ГОСТ Р 51330.5 выше 250 °С.
Следовательно, нефть в силу своих свойств (легковоспламеняющаяся и самовозгорающаяся жидкость) является горючим веществом. А поскольку нефть является главным составным веществом нефтепродукта, то нефтепродукт также является горючим веществом.
В рассматриваемом случае факт причинения окружающей лесной среде вреда и факт размещения в лесах горючих веществ подтверждается заключением ФБУ "ЦЛАТИ по УФО".
Признав исследованные доказательства достаточными, и оценив их в совокупности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, районный суд сделал правильный вывод о том, что в действиях ООО "РН-Юганскнефтегаз" усматриваются составы административных правонарушений, предусмотренных ч.2 ст. 8.31, ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ.
Все выводы судьи должным образом мотивированы, основаны на верном толковании норм права.
Наказание ООО "РН-Юганскнефтегаз" назначено в соответствии с требованиями закона, с учетом всех обстоятельств дела, в пределах санкций статей.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ООО "РН-Юганскнефтегаз" допущено не было.
Доводы, аналогичные доводам рассматриваемой жалобы, представитель ООО "РН-Юганскнефтегаз" заявлял при рассмотрении дела в суде первой инстанции. Указанным доводам судом дана надлежащая мотивированная оценка в постановлении. Оснований сомневаться в правильности выводов суда первой инстанции, не имеется.
Доводы жалобы о том, что нефтезагрязнение лесного участка произошло в результате несанкционированного слива нефтепродуктов, являются необоснованными и удовлетворению не подлежат, так материалами дела, а именно фототаблицей, приложенной к акту патрулирования, подтверждается, что рядом с разливом находится кустовая площадка N 10, принадлежащая Обществу. При этом обваловка кустовой площадки нарушена, видны следы вытекания нефтесодержащей жидкости с кустовой площадки на земли лесного фонда.
При таком положении основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, суд,
решил:
Решение Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 апреля 2016 года в отношении ООО "РН-Юганскнефтегаз" по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч.2 ст. 8.31, ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ - оставить без изменения, а жалобу представителя ООО "РН-Юганскнефтегаз" Бальченко Г.Ю. - без удовлетворения.
Судья суда Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры А.В. Толстогузов
Копия верна
Судья суда Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры А.В. Толстогузов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.