Судья суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Ушакова С.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" Бальченко Г.Ю. на решение судьи Сургутского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13 апреля 2016 года, которым оставлено без изменения постановление начальника Сургутского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Кузнецова Д.В. N 03-1440/2015 от 04 февраля 2016 года по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст. 8.32 и ч.2 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз",
установил:
Постановлением начальника Сургутского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югры Кузнецова Д.В. N 03-1440/2015 от 04 февраля 2016 года юридическое лицо - открытое акционерное общество "РН-Юганскнефтегаз", признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст. 8.32 и ч. 2 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере ста тридцати пяти тысяч рублей.
Решением судьи Сургутского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13 апреля 2016 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе, поступившей на рассмотрение в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры защитник ООО "РН-Юганскнефтегаз" Бальченко Г.Ю. просит решение судьи Сургутского районного суда от 13 апреля 2016 года отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении в полном объеме требований ООО "РН-Юганскнефтегаз" о признании незаконным и отмене постановления о привлечении общества к административной ответственности N 03-1440/2015 от 04.02.2016г.
При рассмотрении дела защитник ООО "РН-Юганскнефтегаз" Маркушин М.А. на доводах жалобы настаивал в полном объеме.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав защитника ООО "РН-Юганскнефтегаз" Маркушина М.А., оснований для отмены или изменения решения судьи не нахожу.
Частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Частью 2 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса.
Из материалов дела усматривается и установлено судьей районного суда, что должностными лицами Сургутского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в ходе патрулирования 08.09.2015 года установлен факт загрязнения территории лесного фонда территориального отдела-Юганского лесничества Угутского участкового лесничества N 260 выдел 60 в районе УПСВ ДНС-2 Кинямино ЦППН-3 химическими веществами, в данном случае нефтепродуктами. Общая площадь нефтезагрязненного участка составила 0,043 га. В районе разлива присутствует устойчивый характерный запах нефти, не исчезающий при слабых порывах ветра.
Согласно заключению федерального бюджетного учреждения "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Уральскому федеральному округу" по ХМАО-Югре Ханты-Мансийского отдела произведен отбор проб почвы с незагрязненного и с загрязненного лесных участков по результатам количественного химического и токсикологического анализа установлена концентрация нефтепродуктов в 15,1 раз превышающая содержание вещества по сравнению с незагрязненным участком. Кроме того, согласно протоколов КХА N 395, 394 от 27.10.2015г. установлено превышение по содержанию хлоридов в 8,2 раза.
В соответствии с выпиской из государственного лесного реестра N 86/14/09/268 от 16.09.2015г. и таксационного описания усматривается, что квартал N 260 выдел 60 Юганское лесничество Угутское участковое лесничество относится к категории эксплуатационных лесов. Наличие таксационного описания (составляющая информации государственного лесного реестра) доказывает отнесенность участка к лесу.
Согласно приказу Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики ХМАО-Югры N 3-нп от 13.04.2015 года с 24 апреля 2015 года на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры установлен пожароопасный сезон.
Должностным лицом административного органа установлено и подтверждается материалами дела, что территория выдела 60 в квартале 260 Угутского участкового лесничества ТО-Юганское лесничество предоставлена ООО "РН-Юганскнефтегаз" для выполнения работ по разработке и эксплуатации нефтяных, газовых, нефтегазовых месторождений на основании договора на оказание операторских услуг по добыче нефти и попутного (нефтяного) газа, заключенного между ООО "РН-Юганскнефтегаз" и ОАО "НК "Роснефть" N 100014/06819Д от 30.06.2014г.
Таким образом, обязанность по соблюдению правил пожарной безопасности и требований лесного законодательства на переданных по указанному договору территориях лежит на ООО "РН-Юганскнефтегаз".
Согласно п. 6.2, 6.6, 6.7 ГОСТ Р 51858-2002 "Нефть. Общие технические условия" нефть содержит легкоиспаряющиеся вещества, опасные для здоровья и жизни человека, а также для окружающей среды. Нефть относят к легковоспламеняющимся жидкостям 3-го класса по ГОСТ 19433.
Нефть в силу своих физико-химических свойств является веществом, которое при попадании на объекты природной среды (вода, почва), вызывает их загрязнение. Высокая токсичность нефти является причиной уничтожения растительного покрова и организмов, имеющих контакт с загрязненной почвой, в силу чего прямым последствием инцидента, выразившегося в разливе нефтесодержащей жидкости на земли лесного фонда приводит к порче земель и загрязнения лесов.
Допущенное обществом загрязнение нефтепродуктами лесного участка свидетельствует о нарушении им норм подпункта "в" пункта 33 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 417 от 30.06.2007г., согласно которой не допускается хранение нефти в открытых емкостях и котлованах, а также загрязнение предоставленной для использования прилегающей территории горючими веществами (нефтью, мазутом и др.).
Обществом также нарушены нормы пунктов 39, 52 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007г. N 414, в соответствии с которыми при использовании лесов не допускается загрязнение почвы, использование лесов не должно ухудшать санитарное состояние лесов, расположенных на предоставленных юридическим лицам лесных участках и на лесных участках.
Довод жалобы, указывающий, что загрязнение нефтью произошло не по вине ООО "РН-Юганскнефтегаз" уже был предметом обсуждения и обоснованно опровергнут, что отражено в решении судьи. Каких-либо обстоятельств, не исследованных районным судом и влияющих на его выводы жалоба не содержит.
Вопреки доводам жалобы при возбуждении дел об административных правонарушениях и их рассмотрении в соответствии с требованиями ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения правонарушений, предусмотренные ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Имеющиеся в деле доказательства являются относимыми, допустимыми и достаточными для установления вины ООО "РН-Юганскнефтегаз" в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 8.32 и ч.2 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы сводятся, по сути, к переоценке исследованных судьей Сургутского районного суда доказательств, в то время как основанием к отмене судебного акта является наличие существенных нарушений процессуальных требований, не позволивших полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело.
Существенных нарушений процессуальных требований, не позволивших полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело, допущено не было.
При таких обстоятельствах, решение судьи является законным и обоснованным, оснований для его отмены либо изменения не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.6, п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,
решил:
Решение судьи Сургутского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13 апреля 2016 года, которым оставлено без изменения постановление начальника Сургутского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Кузнецова Д.В. N 03-1440/2015 от 04 февраля 2016 года по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст. 8.32 и ч.2 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз", оставить без изменения, жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" Бальченко Г.Ю. - без удовлетворения.
Судья суда Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры С.М. Ушакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.