Судья Псковского областного суда Рубанов Р.В.,
при секретаре Никандровой М.А.,
рассмотрев жалобу ООО "ТРАК Северо-Запад" на постановление заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Псковской области N83/2015/21/7 от 27 апреля 2015 года и решение судьи Псковского районного суда Псковской области от 17 мая 2016 года по делу в отношении юридического лица- ООО "ТРАК Северо-Запад" об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Псковской области N83/2015/21/7 от 27 апреля 2015 года ООО "ТРАК Северо-Запад" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ, и обществу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 60000 рублей.
Решением судьи Псковского районного суда Псковской области от 22 мая 2015 года, решением судьи Псковского областного суда от 29 июня 2015 года и постановлением председателя Псковского областного суда от 01 сентября 2015 года, принятыми по жалобам ООО "ТРАК Северо-Запад", вышеуказанное постановление было оставлено без изменения.
Решением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2015 года жалоба законного представителя ООО "ТРАК Северо-Запад" была удовлетворена частично, вышеуказанные судебные решения и постановление председателя Псковского областного суда от 01 сентября 2015 года были отменены с направлением дела на новое рассмотрение в Псковский районный суд.
Решением судьи Псковского районного суда от 17 мая 2016 года постановление заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Псковской области N83/2015/21/7 от 27 апреля 2015 года вновь было оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Псковский областной суд, ООО "ТРАК Северо-Запад" ставит вопрос об отмене постановления заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Псковской области N "данные изъяты" от "данные изъяты" года и решения судьи Псковского районного суда от 17 мая 2016 года по мотивам проведения надзорной проверки инспекцией труда при отсутствии достаточных оснований для её проведения, и неприменения при разрешении дела пункта 6 статьи 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".
Представители ООО "ТРАК Северо-Запад" и государственной инспекции труда в Псковской области при надлежащем извещении о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явились.
Проверив материалы дела, оснований для отмены или изменения принятых по делу актов не нахожу.
Часть 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", вступившего в законную силу 01.01.2014, под специальной оценкой условий труда понимается единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Порядок проведения специальной оценки условий труда предусмотрен статьёй 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", пунктом 4 которой установлено, что специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
Согласно пункту 4 статьи 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона.
В частности подпунктом 1 пункта 1 и пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ в первоначальной редакции было установлено, что внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в числе других случаев в случае ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест на соответствующих рабочих местах в течение шести месяцев со дня наступления указанного случая.
Согласно подпункту 1 пункта 1 и пункта 2 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ в редакции Федерального закона от 01.05.2016 N 136-ФЗ внеплановая специальная оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение двенадцати месяцев со дня ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест.
Согласно пункту 6 статьи 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ, на который имеется ссылка в жалобе, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2018 года только в отношении рабочих мест, не указанных в части 6 статьи 10 настоящего Федерального закона.
Исходя из приведенных правовых норм, при отсутствии аттестации рабочих мест юридического лица по условиям труда, и при наличии указанных в части 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ рабочих мест специальная оценка условий труда подлежит проведению в течение 12 месяцев со дня вступления в силу названного Федерального закона, то есть до 01.01.2015, поскольку аттестация введенных в эксплуатацию таких рабочих мест не проводилась.
Пунктом 2 части 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ в свою очередь установлено, что идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не осуществляется в отношении рабочих мест, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.
Как следует из материалов дела, в ходе неплановой документарной проверки, проведенной Государственной инспекцией труда в Псковской области в отношении ООО "ТРАК Северо-Запад" в период с "данные изъяты" по "данные изъяты", было установлено, что обществом со дня его образования, то есть с "данные изъяты" года, аттестация рабочих мест работников по условиям труда, как это ранее требовалось ст.212 Трудового кодекса Российской Федерации, а также специальная оценка условий труда ко дню осуществления надзорной проверки не проводились.
Данные обстоятельства подтверждаются актом проверки N "данные изъяты" от "данные изъяты", протоколом об административном правонарушении и по доводам жалобы не оспариваются.
В соответствии со статьей 219 Трудового кодекса каждый работник имеет право на гарантии и компенсации, установленные в соответствии с Трудовым кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
К таким гарантиям и компенсациям в силу статей 92, 117, 147 Трудового кодекса Российской Федерации относятся сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, оплата труда в повышенном размере.
В соответствии с пунктом 200 раздела XXXIII "ТРАНСПОРТ" Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день", утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22 в редакции от 29.05.1991, профессия водителя автомобиля грузоподъемностью от 1,5 тонн относится к профессии с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день.
Вместе с тем согласно штатному расписанию общества по состоянию на "данные изъяты" года, а также не опровергнутым доводам представителя Государственной инспекции труда в Псковской области Ивановой А.И. в обществе на момент надзорной проверки работали два водителя грузовых автомобилей- автофургонов на базе "данные изъяты" категории "данные изъяты" (автомобили, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг), рабочие места которых по итогам специальной оценки условий труда, проведенной только к "данные изъяты" года, также были отнесены к вредным и опасным условиям труда (л.д. "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты").
При таких обстоятельствах вывод судьи Псковского районного суда о наличии в бездействии ООО "ТРАК Северо-Запад" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ, является правильным, соответствующим обстоятельствам дела.
Порядок осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, установлен главой 57 Трудового кодекса Российской Федерации.
В силу четвертого абзаца части 7 статьи 360 Трудового кодекса Российской Федерации одним из оснований для проведения внеплановой проверки в частности является поступление в федеральную инспекцию труда информации от органов государственной власти о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников.
Как следует из материалов дела, поводом для проведения государственным инспектором труда в Псковской области в отношении ООО "ТРАК Северо-Запад" внеплановой документарной проверки послужило письменное сообщение Государственного комитета Псковской области по труду от "данные изъяты" N "данные изъяты" о не представлении обществом сведений за 2014 год о проведении специальной оценки условий труда, как того требует положение статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации, и о необходимости принятия мер реагирования.
Поскольку не реализация работодателем обязанности по обеспечению оценки безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на безопасные рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, влекут возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, вышеуказанное сообщение являлось достаточным основанием для проведения в отношении общества внеплановой документарной проверки.
Надзорная проверка проведена на основании распоряжения заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Псковской области N83/2015/21/1 от 20.03.2015.
Таким образом, довод жалобы о проведении внеплановой надзорной проверки Государственной инспекцией труда без законных к тому оснований подтверждения не нашел.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Псковской области N83/2015/21/7 от 27 апреля 2015 года и решение судьи Псковского районного суда Псковской области от 17 мая 2016 года по делу в отношении юридического лица- ООО "ТРАК Северо-Запад" об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу ООО "ТРАК Северо-Запад" без удовлетворения.
Судья Псковского
областного суда (подпись) Р.В. Рубанов
Копия верна: Судья Р.В. Рубанов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.