Судебная коллегия по гражданским делам
Псковского областного суда
в составе:
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩЕГО: Ельчаниновой Г.А.
СУДЕЙ: Ениславской О.Л. и Захаровой Л.В.
при секретаре Михайловой С.Ю.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе В.Н.М. на решение Великолукского районного суда Псковской области от 10 июня 2016г., которым постановлено:
"В иске В.Н.М., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей М.Д.А., 2004 г.р., М.А.А., 2011 г.р., к Администрации Псковской области, ГКУСО "Центр социального обслуживания Великолукского района" о признании незаконным решения об исключении семьи из списка участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей Псковской области", отказать."
Выслушав доклад судьи Ениславской О.Л., объяснения В.Н.М. и её представителя - К.Ю.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
В.Н.М., действующая за себя и в интересах н\л М.Д.А. и М.А.А., обратилась в суд к Администрации Псковской области, ГКУСО "Центр социального обслуживания Великолукского района" о признании незаконным решения об исключении из списка участников областной долгосрочной целевой Подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей Псковской области" и возложении обязанности по включению в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в рамках данной Подпрограммы.
В обоснование требований указала, что ее семья составом четыре человека, включая 3 детей, являющаяся нуждающейся в улучшении жилищных условий, была принята в число участников Подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей Псковской области" на 2011-2015 г.г. Однако письмом ГКУСО "Центр социального обслуживания Великолукского района" N392/37 от 25.03.2016 она была уведомлена о том, что в связи с достижением ею возраста 36 лет они подлежат исключению из числа претендентов на получения соответствующей социальной выплаты.
По мнению истицы, это решение является незаконным, поскольку требование о наличии возраста, не превышающего 35 лет, предъявляется к претендентам на само участие в Подпрограмме, но не к лицам уже включенным в неё. Следовательно, последние сохраняют свои права, независимо от последующего достижения указанного возраста, тем более, что возможность исключения граждан из числа участников Подпрограммы по данному основанию законодателем не предусмотрена.
При таких обстоятельствах В.Н.М. полагала, что вправе требовать восстановления нарушенных прав в судебном порядке.
Представитель ответчика - Администрации Псковской области в судебное заседание не явился. В представленных письменных возражениях указывалось на то, что Администрация Псковской области оспариваемого решения в отношении семьи В.Н.М. не принимала ввиду отсутствия у нее соответствующих полномочий, которые принадлежат территориальному органу социальной защиты либо уполномоченному учреждению. В связи с этим в возражениях ставился вопрос об исключении органа исполнительной власти из числа ответчиков по делу.
Представитель ответчика - ГКУСО "Центр социального обслуживания населения Великолукского района" иск не признал. Указал, что одним из условий предоставления социальной выплаты молодой семье является возраст каждого из супругов, который на день принятия решения о включении молодой семьи участницы Подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году не должен превышать 35 лет. Учитывая, что (дд.мм.гг.) истица достигла возраста 36 лет, оснований для включения её семьи в Список претендентов на получение социальной выплаты с 2016г. не имеется.
Третье лицо - В.С.Н. поддержал заявленные требования.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе В.Н.М. просит об отмене этого судебного постановления, ссылаясь на доводы, аналогичные приведенным ранее.
На апелляционную жалобу принесены возражения ГКУСО "Центр социального обслуживания Великолукского района", в которых указано, что доводы В.Н.М. являются несостоятельными, а постановленное решение - законным и обоснованным.
Проверив материалы дела с учетом доводов жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для вмешательства в состоявшееся решение суда 1 инстанции.
Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы, в состав которой входит подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей".
Предусмотренная данной подпрограммой социальная выплата предоставляется органом местного самоуправления, принявшим решение об участии молодой семьи в подпрограмме, за счет средств местного бюджета, предусмотренных на реализацию мероприятий подпрограммы, в том числе за счет субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации, в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, приведенными в приложении N 3 к Подпрограмме.
Согласно п.6 данных Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Пункт 27 указанных выше Правил устанавливает, что после утверждения Правительством Российской Федерации размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, и доведения государственным заказчиком подпрограммы этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
В случае если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников подпрограммы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В развитие данных норм постановлением Администрации Псковской области от 16.01.2015 N12 были утверждены Правила предоставления социальных выплат молодым семьям в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей Псковской области" Государственной программы Псковской области "Обеспечение населения области качественным жильем и коммунальными услугами на 2014 - 2020 годы", которые устанавливают порядок предоставления молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей Псковской области" Государственной программы Псковской области "Обеспечение населения области качественным жильем и коммунальными услугами на 2014 - 2020 годы", направленной на реализацию подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2015 - 2020 годы".
Данные Правила устанавливали требования к участникам Подпрограммы, аналогичные определенным федеральным законодательством и предусматривали, что Территориальное управление или уполномоченное учреждение до 01 августа года, предшествующего планируемому году, формирует список молодых семей - участников Подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году.
В свою очередь п. 35 Правил закрепляет положение о том, что в случае достижения одним из супругов либо родителем в неполной семье возраста, превышающего 35 лет, до дня включения данной семьи в сводный список претендентов, Территориальным управлением или уполномоченным учреждением, принимается решение о снятии молодой семьи с учета (исключении молодой семьи из списка молодых семей - участников Подпрограммы).
В данном случае из материалов дела следует, что постановлением Администрации Великолукского района от 24.09.2012 N 1266 семья В.Н.М. была принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и в ноябре того же года была признана участницей областной долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей Псковской области" на 2011-2015гг.
Согласно представленным документам данная семья состоит из четырех человек, включая саму истицу, (дд.мм.гг.) г.р. и её детей - В.С.Н., М.Д.А. и М.А.А.
Письмом ГКУСО "Центр социального обслуживания Великолукского района" от 25.03.2016 N392/37 Васихина Н.М. была проинформирована о том, что ввиду достижение ею 25.08.2015г. возраста 36 лет, основания для включения её семьи в список претендентов на получение социальной выплаты утрачены, а, следовательно, и оснований для рассмотрения вопроса о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилого помещения в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей Псковской области" Государственной программы Псковской области "Обеспечение населения области качественным жильем и коммунальными услугами на 2014-2020 годы" не имеется.
По результатам оценки этого решения, принятого уполномоченным учреждением органа социальной защиты населения, оно правильно было признано законным и обоснованным.
Исходя из совокупного анализа вышеприведенных норм, лица, претендующие на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей Псковской области" должны отвечать требованию о наличии возраста, не превышающего 35 лет, на момент признания их участниками Подпрограммы и до дня включения в сводный список претендентов на планируемый год.
Обратное утверждение истицы основано на неверном толковании норм материального права.
Указание В.Н.М. на то, что достижение лицом из числа участников Подпрограммы предельно допустимого возраста не может повлечь снятия молодой семьи с учета, поскольку это не предусмотрено законодательством, также несостоятельно.
Оно прямо противоречит положениям как пункта 27 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N1050, так и пункта 35 аналогичных Правил, утвержденных постановлением Администрации Псковской области от 16.01.2015 N12.
Таким образом, поскольку достижение В.Н.М. в 2015г. возраста 36 лет исключало в последующем включение данной семьи в число претендентов на получение социальной выплаты, то она правомерно была признана подлежащей исключению из числа участников Подпрограммы.
При таких обстоятельствах суд обоснованно отказал в удовлетворении иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Великолукского районного суда Псковской области от 10 июня 2016г. оставить без изменения, апелляционную жалобу В.Н.М. - без удовлетворения.
Председательствующий Г.А.Ельчанинова
Судьи: О.Л.Ениславская
Л.В.Захарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.