Судебная коллегия по административным делам
Псковского областного суда
в составе:
председательствующего: Панова И.М.,
судей: Ельчаниновой Г.А., Анашкиной М.М.,
при секретаре Алексеевой Н.С.,
рассмотрела в судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Дорощенко Н.М. и апелляционной жалобе представителя по доверенности Дорощенко Н.М. - Чистова А.Е. на решение Великолукского районного суда Псковской области от 26 мая 2016 года, которым постановлено:
"В административном иске Дорощенко Н. М. к административным ответчикам Государственному казенному учреждению социального обслуживания Псковской области "Центр социального обслуживания Великолукского района" и Главному государственному управлению социальной защиты населения Псковской области о признании незаконным решения административных ответчиков от 10 марта 2016 года N (****), и обязании восстановить в качестве участника в Сводный список молодых семей - участников Государственной программы Псковской области "Обеспечение населения области качественным жильем и коммунальными услугами на 2014 - 2020 годы" - отказать".
Выслушав доклад судьи Псковского областного суда Ельчаниновой Г.А., объяснения административного истца Дорощенко Н.М., представителя Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области - Булгаковой Н.В., судебная коллегия
установила:
Административный истец Дорощенко Н.М. обратилась в суд с административным иском к административным ответчикам: Государственному казенному учреждению социального обслуживания Псковской области "Центр социального обслуживания Великолукского района" и Главному государственному управлению социальной защиты населения Псковской области об оспаривании решения от 10 марта 2016 года N (****), которым ее семья в составе Дорощенко Н.М., Дорощенко М.В. и Дорощенко К.В. была исключена из списка молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей Псковской области" Государственной программы Псковской области "Обеспечение населения области качественным жильем и коммунальными услугами на 2014 - 2020 годы", и обязании восстановить ее под прежним номером в качестве участника в Сводном списке.
В обоснование заявленных требований Дорощенко Н.М. указала, что ее семья с составом 2 человека, включая её несовершеннолетнюю дочь Дорощенко М.В., в 2011 году была включена в число участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей Псковской области" на 2011-2015 г.г.". Однако письмом от 10.03.2016 года ГКУСО "Центр социального обслуживания Великолукского района" Псковской области уведомило о невозможности включения ее в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2016 году, поскольку на момент формирования данного списка она достигла возраста 36 лет.
Полагала, что это решение является незаконным, поскольку при включении её семьи в состав участников указанной подпрограммы в 2011 году она соответствовала установленному возрастному критерию, в связи с чем не может быть лишена права на обеспечение жильем в связи с достижением 36-летнего возраста.
В судебном заседании административный истец Дорощенко Н.М. административный иск поддержала в полном объеме.
Представители административных ответчиков - Государственного казенного учреждения социального обслуживания Псковской области "Центр социального обслуживания Великолукского района" и Главное государственного управления социальной защиты населения Псковской области (далее - Управление), будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, представив возражения, в которых полагали принятое в отношении Дорощенко Н.М. решение законным, соответствующим требованиям п.6 Правил предоставления социальной выплаты молодым семьям в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей Псковской области" Государственной Программы Псковской области "Обеспечение населения области качественным жильем и коммунальными услугами на 2014 - 2020 годы" и п.6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования Подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы. Как указано в возражениях ГГУ СЗН Псковской области, списки претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году Управление утверждает на основании Сводного списка с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, и бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете области на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, после определения Минстроем России объема субсидий, предоставляемых бюджету области, и доведением этих сведений до Администрации области. Объем субсидий определен и доведен распоряжением Правительства РФ от 22.02.2016 N275-р. Список претендентов на получение социальной выплаты в 2016 году утвержден приказом Управления от 10.03.2016 N62. Поскольку одним из условий предоставления социальной выплаты является возраст каждого из супругов (либо одного родителя в неполной семье), который на день принятия решения о включении в список претендентов на получение социальной выплаты не должен превышать 35 лет, а на 10 марта 2016 года Дорощенко Н.М. исполнилось 36 лет, то оснований для включения ее семьи в соответствующий список не имелось.
Представитель заинтересованного лица - Администрации Великолукского района - Дуйсагалиева К.Н. в судебном заседании поддержала доводы административных ответчиков.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе административным истцом - Дорощенко Н.М. ставится вопрос об отмене решения суда в связи с его незаконностью и необоснованностью, принятием судебного акта с нарушением норм материального права и вопреки сложившейся при рассмотрении дел аналогичного характера судебной практике.
По мнению Дорощенко Н.М., судом сделан неверный вывод о взаимосвязи между возрастом истца и условиями пребывания в качестве претендента на получение социальной выплаты. Апеллянт обращает внимание на соответствие ее всем требованиям на момент принятия решения о включении молодой семьи в число участников подпрограммы.
В апелляционной жалобе представителя по доверенности административного истца Дорощенко Н.М. - Чистова А.Е. также ставится вопрос об отмене решения суда в связи с его незаконностью и необоснованностью; фактически доводы апелляционной жалобы указанного лица повторяют доводы апелляционной жалобы административного истца Дорощенко Н.М.
Кроме того, представитель административного истца Дорощенко Н.М. - Чистов А.Е. полагает, что средства из федерального бюджета на финансирование программы (подпрограммы) для Псковской области выделялись на основании Сводного списка молодых семей-участников подпрограммы, в том числе и на Дорощенко Н.М., в 2012 году, и каких-либо отлагательных сроков на 2016 год государственный заказчик не планировал.
В суде апелляционной инстанции Дорощенко Н.М. доводы апелляционной жалобы поддержала; представитель Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области - Булгакова Н.В. выразила согласие с выводами суда первой инстанции.
Иные участвующие в деле лица, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в суд апелляционной инстанции не явились, что в силу ст.307, 150 КАС РФ не препятствует рассмотрению дела при имеющейся явке.
В соответствии со статьёй 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела с учетом доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы, в состав которой входит подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей".
Предусмотренная данной подпрограммой социальная выплата предоставляется органом местного самоуправления, принявшим решение об участии молодой семьи в подпрограмме, за счет средств местного бюджета, предусмотренных на реализацию мероприятий подпрограммы, в том числе за счет субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации, в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, приведенными в приложении N4 к Подпрограмме.
Согласно п.6 данных Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Пункт 27 указанных выше Правил устанавливает, что после утверждения Правительством Российской Федерации размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, и доведения государственным заказчиком подпрограммы этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
В случае если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников подпрограммы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В развитие данных норм постановлением Администрации Псковской области от 16.01.2015 N12 утверждены Правила предоставления социальных выплат молодым семьям в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей Псковской области" Государственной программы Псковской области "Обеспечение населения области качественным жильем и коммунальными услугами на 2014 - 2020 годы", которые устанавливают порядок предоставления молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей Псковской области" Государственной программы Псковской области "Обеспечение населения области качественным жильем и коммунальными услугами на 2014 - 2020 годы".
Данные Правила устанавливают аналогичные определенным федеральным законодательством требования к участникам подпрограммы и порядок предоставления социальных выплат.
Таким образом, утверждение списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году осуществляется после определения государственным заказчиком подпрограммы размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый год.
Как установлено судом, семья Дорощенко Н.М в 2011 году была включена в число участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей Псковской области на 2011-2015 годы".
Из материалов дела следует, что объем и распределение в 2016 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, определен распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.02.2016 N275-р.
С учетом изложенного Управление социальной защиты населения Псковской области своим приказом от 10.03.2016 N (****) утвердило список претендентов на получение социальной выплаты в 2016 году.
В этот же день ГКУСО "Центр социального обслуживания Великолукского района" направило в адрес Дорощенко Н.М. письмо, в котором она была проинформирована о том, что ввиду достижения ею 08.12.2015 года возраста 36 лет основания для включения её семьи в список претендентов на получение социальной выплаты утрачены.
Соглашаясь с позицией суда первой инстанции об обоснованности указанного решения, судебная коллегия исходит из того, что анализ вышеприведенных норм права позволяет сделать вывод о том, что лица, претендующие на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей Псковской области", должны отвечать требованию о наличии возраста, не превышающего 35 лет, не только на момент признания их участниками подпрограммы, но и до дня утверждения списка претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году.
Поскольку на момент утверждения этого списка семья истца не соответствовала одному из условий, предусмотренному вышеуказанными нормативными актами, в связи с чем она не могла претендовать на получение социальной выплаты, выплачиваемой только молодым семьям, требования Дорощенко Н.М. о признании незаконным решения об исключении ее семьи из списка молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей Псковской области" и о восстановлении ее в сводном списке нельзя признать обоснованными как не отвечающими целям и задачам федеральной подпрограммы.
Доводы апелляционных жалоб об обратном основаны на неверном толковании норм материального права.
В частности, указание на то, что достижение лицом из числа участников подпрограммы предельно допустимого возраста не может повлечь снятия молодой семьи с учета, прямо противоречит положениям как пункта 27 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N1050, так и пункта 35 аналогичных Правил, утвержденных постановлением Администрации Псковской области от 16.01.2015 N12.
Довод о том, что судом не принята во внимание сложившаяся судебная практика, также не может быть признан обоснованным в силу ст.ст. 15, 16 КАС РФ, поскольку судебные постановления вынесены по делам с другими обстоятельствами и в отношении иных лиц, в связи с чем преюдициального либо доказательственного значения для настоящего дела не имеют.
Несостоятельна и ссылка апелляционной жалобы на имевший место факт включения Дорощенко Н.М. в сводный список молодых семей - участников областной долгосрочной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2012 году, под номером (****)
Как разъяснено Конституционным Судом Российской Федерации в своем Определении от 29.03.2016 N 699-О, само по себе включение органом местного самоуправления и (или) органом исполнительной власти молодой семьи в список (сводный список) молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не означает, что такие молодые семьи обладают субъективным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья.
Возможность приобретения субъективного права на получение данной социальной выплаты обусловлена комплексом обстоятельств, связанных, в том числе с объемом выделяемого из средств бюджетов финансирования данной подпрограммы, количеством молодых семей, подлежащих включению в указанный список в первоочередном порядке, и др.
С учетом вышеизложенных обстоятельств судебная коллегия полагает, что решение суда соответствует материалам дела и требованиям закона, а апелляционные жалобы не содержат доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Великолукского районного суда Псковской области от 26 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Дорощенко Н.М. и ее представителя по доверенности - Чистова А.Е. - без удовлетворения.
Председательствующий: И.М.Панов
Судьи: Г.А. Ельчанинова
М.М.Анашкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.