Председатель Псковского областного суда В.Н. Кондратьев, рассмотрев жалобу Румянцева С.Ю., на вступившее в законную силу постановление судьи Дедовичского районного суда Псковской области от 12 июня 2016 года и решение судьи Псковского областного суда от 11 июля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Румянцева С.Ю.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Дедовичского районного суда от 12 июня 2016 года Румянцев С.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.3 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 900 рублей.
Решением судьи Псковского областного суда от 11 июля 2016 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба Румянцева С.Ю. - без удовлетворения.
В надзорной жалобе Румянцев С.Ю. ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных решений, считая их незаконными.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, нахожу указанную жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, в частности: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что "данные изъяты" года старшим полицейским ГП МО МВД России " "данные изъяты"" Г.Н.Г. в отношении Румянцева С.Ю. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренным частью 1 статьи 19.3 КоАП РФ, согласно которому "данные изъяты" в "данные изъяты" часа "данные изъяты" минут, на улице "данные изъяты", возле дома N "данные изъяты" в п. "данные изъяты" "данные изъяты" области сотрудниками полиции был задержан гражданин Румянцев С.Ю. за появление в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения. Доставленный в ГБУЗ " "данные изъяты" больница" Румянцев С.Ю. отказался выполнить законное требование сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования для установления состояния алкогольного опьянения (л.д. "данные изъяты").
В соответствии с частью 1 статьи 19.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей.
Объективная сторона данного административного правонарушения заключается в неповиновении виновного лица законному распоряжению или требованию должностных лиц в виде полного или частичного игнорирования этих распоряжений и требований, совершения действий вопреки им либо продолжения бездействия, либо воспрепятствовании (физическом, психологическом, организационном) исполнению служебных обязанностей сотрудников полиции. При этом, привлечение к ответственности по настоящей статье возможно, если распоряжения или требования сотрудника полиции, отданные в связи с исполнением должностным лицом обязанностей по охране общественного порядка в установленной законом форме, были законными. Если же распоряжения (требования) противоречат требованиям закона (иного правового акта, изданного в соответствии с законом), то такие распоряжения и требования не охватываются объективной стороной данного административного правонарушения.
Для выполнения возложенных на полицию обязанностей ей, в соответствии с ч.1 ст.13 Федерального закона от 07 февраля 2011 N 3-ФЗ "О полиции" предоставляется право: доставлять граждан, то есть осуществлять их принудительное препровождение в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение в целях решения вопроса о задержании гражданина (при невозможности решения данного вопроса на месте); направлять и (или) доставлять на медицинское освидетельствование в соответствующие медицинские организации граждан для определения наличия в организме алкоголя или наркотических средств, если результат освидетельствования необходим для подтверждения либо опровержения факта совершения преступления или административного правонарушения, для расследования по уголовному делу, для объективного рассмотрения дела об административном правонарушении.
Вместе с тем, как следует из рапортов сотрудников полиции (л.д. "данные изъяты"), основанием для задержания Румянцева С.Ю. явился факт нахождения его в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, то есть в его действиях усматривались признаки правонарушения, предусмотренного ст. 20.21 КоАП РФ.
Объективная сторона данного правонарушения заключается в том, что лицо находится в общественном месте не просто в пьяном виде, а в такой степени опьянения, которая оскорбляет человеческое достоинство, общественную нравственность: неопрятный внешний вид, вызывающий брезгливость и отвращение; грязная, мокрая, расстегнутая одежда; из-за опьянения лицо полностью или в значительной степени утратило способность ориентироваться; полная беспомощность пьяного.
Таким образом, факт нахождения лица в состоянии опьянения, влекущем административную ответственность по данной статье, является очевидным и не требует подтверждения результатами освидетельствования на состояние опьянения.
Однако в протоколе об административном правонарушении в отношении Румянцева С.Ю. и рапортах должностных лиц не приведены характеристики состояния опьянения последнего, позволяющие сделать достоверный вывод об оскорбительности таким состоянием человеческого достоинства и общественной нравственности.
Сведений о том, что Румянцев С.Ю. нарушал общественный порядок, приставал к гражданам, выражался нецензурной бранью, на замечания не реагировал, либо иным образом оскорблял человеческое достоинство или общественную нравственность, материалы дела не содержат.
Более того, из аудиозаписи задержания Румянцева С.Ю., приобщенной к материалам дела, видно, что на вопрос о причинах его задержания, сотрудники полиции сообщили: "Нельзя находиться в общественном месте в пьяном виде", предложив сесть в автомашину для доставления в отдел полиции. Румянцев С.Ю. подчинился требованиям сотрудников полиции и был доставлен в отдел.
Протокол об административном задержании вообще противоречит содержанию рапортов сотрудников полиции, поскольку из данного протокола (л.д. "данные изъяты") следует, что Румянцев С.Ю. был доставлен в отдел полиции "данные изъяты" года и задержан в "данные изъяты" часа "данные изъяты" минут, в связи с совершением правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.3 КоАП РФ "для правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении", хотя на тот момент Румянцеву С.Ю. еще не было предложено пройти медицинское освидетельствование и в его действиях признаков правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.3 КоАП РФ не содержалось.
Как следует из материалов дела отказ Румянцева С.Ю. от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения был зафиксирован "данные изъяты" года в "данные изъяты" час ночи, то есть спустя более часа после оформления протокола об административном задержании (л.д. "данные изъяты").
С учетом изложенного, в действиях Румянцева С.Ю. отсутствуют признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.3 КоАП РФ, поскольку его задержание, доставление в отдел полиции и направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения не соответствовало требованиям закона.
При рассмотрении жалобы на постановление судьи Дедовичского районного суда Псковской области по делу об административном правонарушении судьей Псковского областного суда указанные обстоятельства не были приняты во внимание.
Таким образом, постановление судьи Дедовичского районного суда Псковской области от 12 июня 2016 года и решение судьи Псковского областного суда от 11 июля 2016 года о признании Румянцева С.Ю. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.3 КоАП РФ, не могут быть признаны законными и обоснованными и подлежат отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.17- 30.19 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Жалобу Румянцева С.Ю. удовлетворить.
Постановление судьи Дедовичского районного суда Псковской области от 12 июня 2016 года и решение судьи Псковского областного суда от 11 июля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Румянцева С.Ю. - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Председатель
Псковского областного суда /подпись/ В.Н. Кондратьев
Копия верна:
Председатель
Псковского областного суда В.Н. Кондратьев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.