судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи: Захаровой С.В.,
судей : Будько Е.В., Винокуровой Н.С.,
при секретаре: Киселевой О.Р.,
с участием представителя ответчиков Управления ФСБ РФ по Нижегородской области и ФСБ России Китаева Р.Н.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Будько Е.В.,
дело по апелляционной жалобе Вещеникина В.Ф,
на решение Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ по иску Вещеникина В.Ф, к Управлению ФСБ РФ по Нижегородской области, ФСБ России о перерасчете пенсии, выплате задолженности с учетом индексации,
УСТАНОВИЛА:
Вещеникин В.Ф. обратился в суд с иском к ФСБ России, Управлению ФСБ РФ по Нижегородской области о перерасчете пенсии, выплате задолженности с учетом индексации.
Исковые требования Вещеникина В.Ф. мотивированы тем, что с "данные изъяты" года УФСБ РФ по Нижегородской области назначило и выплачивает ему пенсию согласно Закона СССР 1990 года "О пенсионном обеспечении военнослужащих", с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 года N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
При возникновении оснований, предусмотренных ст. 49 этого Закона перерасчет пенсии без специального обращения пенсионера является обязанностью УФСБ. В силу п. "б" ст. 49 Закона РФ N4468-1 пенсии подлежали пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, состоящих на службе, исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсии денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих одновременно с его увеличением.
С 12.04.1995г. вступил в силу ФЗ "Об органах федеральной службы безопасности в РФ", статья 18 которого явилась правовым основанием для увеличения с указанной даты на 25% должностных окладов военнослужащим органов ФСБ за службу в органах ФСБ в целях обеспечения их социальной защиты. С 12.04.1995г. были фактически увеличены на 25% денежных окладов военнослужащим органов ФСБ.
Несмотря на фактическое увеличение с 12.04.1995 г. на 25% оклада военнослужащих, состоящих на службе в должности истца, перерасчет пенсии истцу с этой даты (в нарушение п. "б" ст. 49 Закона N 4468-1) не производился. Имитация перерасчета мне пенсии была произведена только с ДД.ММ.ГГГГ, хотя с этой даты увеличение денежных окладов военнослужащим органов ФСБ не производилось, о чем прямо указано в упомянутом документе ФСБ РФ от ДД.ММ.ГГГГ При этом сумму пенсии, утраченную истцом в период 2, ответчики ни в "данные изъяты"., ни в "данные изъяты" ни в последующие годы мне не выплатили. С ДД.ММ.ГГГГ пенсия истца была лишь повышена с "данные изъяты" до "данные изъяты" с учетом увеличенного на 25% оклада по должности истца. А ДД.ММ.ГГГГ ответчики выплатили истцу ЕДП в сумме "данные изъяты", но лишь за "данные изъяты" день периода 1.
По мнению истца, перерасчет пенсии надлежало произвести таким образом, чтобы не только соблюсти требования Указа N 1373с, но и в обязательном порядке учесть вышеозначенные принципы Конституции РФ и Европейской Конвенции, имеющие большую (нежели Указ N 1373 с) юридическую силу, дабы не повлечь (в конечном итоге) утраты мною своей собственности в период 2 путем указанного уменьшения уровня моего пенсионного обеспечения.
Это означает, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец имел право на получение пенсии исходя из уровня моего пенсионного обеспечения, достигнутого к ДД.ММ.ГГГГ суммы в "данные изъяты", исчисленной из оклада по должности истца в "данные изъяты", а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (с учетом вступившего в силу с 01.09.1995 г. постановления Правительства РФ N 1052 от 30.10.1995 г.
Однако в нарушение моего права пенсия была исчислена в указанные сроки из окладов по "должности в ТОБ" в "данные изъяты" и "данные изъяты" соответственно, уменьшенных на 25% по отношению к вышеуказанным размерам окладов по должности истца в "данные изъяты" и "данные изъяты" (справки 1-2 и расчет 1 суммы пенсии, утраченной в период 2, проиндексированной по СИПЦ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ), что привело к утрате истцом в период 2 части своей пенсии.
В документе ФСБ РФ от ДД.ММ.ГГГГ указано, что перерасчет пенсии с ДД.ММ.ГГГГ был осуществлен согласно приказу ФСБ РФ от 29.01.1998 г. N 34 "О перерасчете пенсий лицам, уволенным с военной службы, и их семьям с учетом увеличенных окладов по воинским должностям за службу в органах ФСБ и за службу в других ведомствах", но с ДД.ММ.ГГГГ увеличение денежного довольствия военнослужащим органов ФСБ не производилось. Тем самым ФСБ РФ признала, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, как и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, а, по сути, с ДД.ММ.ГГГГ и по ДД.ММ.ГГГГ включительно размер оклада по должности истца составлял "данные изъяты" (или 476 930 неденоминированных рублей). Именно этот размер оклада по должности истца, из которого с ДД.ММ.ГГГГ была исчислена пенсия истцу в сумме "данные изъяты", указан в документе УФСБ N В-802 "д" от ДД.ММ.ГГГГ, суммы в котором соответствуют суммам пенсии в документе Арзамасского отделения N Сбербанка РФ N от ДД.ММ.ГГГГ Если учесть, что согласно Постановлению N ДО, установленные военнослужащим по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, повышены с ДД.ММ.ГГГГ в 1,54 раза, то можно определить размер оклада по должности с ДД.ММ.ГГГГ и по ДД.ММ.ГГГГ включительно: "данные изъяты"/1,54= "данные изъяты". Согласно же сведениям в вышеупомянутых документах УФСБ и Арзамасского филиала Сбербанка РФ пенсия в этот период исчислялась и выплачивалась мне из оклада по должности истца в "данные изъяты", а с ДД.ММ.ГГГГ и по ДД.ММ.ГГГГ включительно с учетом вступившего в силу с ДД.ММ.ГГГГ Постановления N - из оклада по должности истца в "данные изъяты" (247762x1,54). Налицо еще одно доказательство того, что с ДД.ММ.ГГГГ согласно приказу ФСБ2 имело место фактическое увеличение на 25% оклада по должности истца, длившееся по ДД.ММ.ГГГГ, что в силу п. "б" ст. 49 Закона N 4468-1 являлось основанием для увеличения пенсии истцу. Иное противоречило бы принципу равенства всех перед законом, закрепленному в ч.ч. 1, 2 ст. 19 Конституции РФ.
Именно об этом увеличении на 25% денежных окладов военнослужащим органов ФСБ, имевшем место с ДД.ММ.ГГГГ, как раз и идет речь в названии приказа N и в самом его тексте, об истребовании которого у ФСБ РФ (в виде надлежащим образом оформленной копии приказа ФСБ РФ N 34) истец и ходатайствует в настоящем исковом заявлении в соответствии со ст. 57 ГПК РФ.
Согласно ст. 15 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) утрата лицом (вследствие нарушения его права) своего имущества (в т.ч., своей пенсии) является причиненным ему убытком, подлежащим в силу этой нормы полному возмещению. Исходя из ст. 12 ГК РФ именно путем возмещения причиненных истцу вышеуказанных убытков (в виде утраченной в период 2 суммы пенсии, являющейся собственностью истца) истец может осуществить восстановление (защиту) своего умаленного в период 2 права 1. предъявив к ответчикам настоящий иск.
Ответчики осознавали, что с ДД.ММ.ГГГГ снизился не только уровень пенсионного обеспечения (по отношению к уровню пенсионного обеспечения истца, достигнутому к этой дате), но точно так же "упал" с ДД.ММ.ГГГГ и уровень пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы в органах ФСБ до этой даты. В материалах дела имеются копии документов военной прокуратуры Нижегородского гарнизона от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N и документа УФСБ N ( "данные изъяты") от ДД.ММ.ГГГГ, где фигурирует расчет на сумму в "данные изъяты", произведенный УФСБ в отношении истца за период 2 по схеме 4А (сведения о гражданах, состоящих на пенсионном обеспечении в УФСБ, уволенных из органов ФСБ до ДД.ММ.ГГГГ), приложенной к Разъяснениям ФСБ РФ Nс от ДД.ММ.ГГГГ "О предоставлении сведений по обеспечению социальной защиты отдельных категорий пенсионеров", поступившим в УФСБ в развитие Указа Nс. который (расчет) как раз и подтверждает, что ответчики осознавали факт умаления в период 2 не только права истца, но и аналогичного права указанных пенсионеров, намеревались восстановить в 2008 г. это право истца путем выплаты мне (отдельно от выплаты ЕДП) утраченной в период 2 пенсии в сумме "данные изъяты", рассчитанной, правда, в "данные изъяты" без учета инфляции. Но ФСБ РФ так и не выплатила истцу (через УФСБ) эту сумму, указав в документе N от ДД.ММ.ГГГГ, что Указом Nс выплат за период 2 не предусмотрено. В отношении же расчета на сумму "данные изъяты", произведенного УФСБ за период 2 на основании Разъяснений, ФСБ РФ лукаво "пояснила", что информацию о данной выплате УФСБ предоставило мне ошибочно. Хотя сама же ФСБ РФ в своих Разъяснениях рекомендовала УФСБ именно эту схему расчета за период 2.
Принимая во внимание, что утрата в период своей пенсии имела место по вине ответчиков, считаю, что к данным правоотношениям применима норма ч. 2 ст. 58 Закона N, согласно которой сумма пенсии, неполученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
В связи с изложенным, с учетом дополнительных исковых требований, Вещеникин В.Ф. просил суд обеспечить выплату понесенных с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ реальных убытков в виде утраченной в данный срок суммы пенсии, с учетом индексации этой суммы по СИПЦ за период с ДД.ММ.ГГГГ по день исполнения решения суда, размер которой (как следует из расчета 2) составляет по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. - "данные изъяты".
Решением Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении исковых требований Вещеникина В.Ф, к УФСБ РФ по Нижегородской области, ФСБ РФ о перерасчете пенсии и выплате задолженности за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ с учетом индексации отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе Вещеникиным В.Ф. поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права. Заявителем жалобы указано, что суд необоснованно изменил исковые требования заявителя и не рассмотрел заявленные истцом требования. Согласно Решению Верховного Суда Российской Федерации от 07.05.1998г. пенсии и надбавки к ним подлежат пересмотру независимо от того, в каком порядке произошло увеличение денежных окладов военнослужащим, лишь бы при этом происходило фактическое увеличение денежного довольствия. Суд не установил, был ли фактически увеличен с ДД.ММ.ГГГГ. на 25% оклад военнослужащему, состоящему на службе в должности истца. Суд не удовлетворил ходатайство об истребовании приказа ФСБ N от 29.01.2998г. о перерасчете пенсий с 01.01.1998г. Ответчики не выплатили единовременную доплату с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. по Указу Nс. Суд неправильно истолковал п. "б" ст.49 и ст.43 Закона 4468-1, а также Указ N1401с. Судебное разбирательство ДД.ММ.ГГГГ осуществлено в отсутствие доказательств о надлежащем извещении истца о времени и месте его проведения.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов апелляционной жалобы.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение в случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Согласно ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы гражданина могут быть ограничены лишь федеральным законом и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу п. 4 ст. 1 Федерального закона от 17.12.2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" порядок установления и порядок выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению за счет средств федерального бюджета регулируются Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В соответствии со ст. 43 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 г. N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
В силу подпункта "б" части 1 ст. 49 указанного Закона РФ (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений) пенсии, назначенные лицам, указанным в ст. 1 Закона и их семьям, подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, состоящих на службе, исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсии денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением.
Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями), принятого во исполнение предписания Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", установлено, что в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсии, надлежит включать: уволенным с военной службы военнослужащим оклад последней штатной должности, оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения и процентную надбавку за выслугу лет, исчисленную из этих окладов.
Указом Президента РФ от 05.07.1994г. N1401с органам УФСБ предоставлено право устанавливать военнослужащим и гражданскому персоналу оклады по занимаемой должности (должностные оклады) с увеличением на 25% за работу в органах контрразведки РФ.
В соответствии со ст. 18 ФЗ "Об органах федеральной службы безопасности в РФ" (в ред. от 03.04.1995 г., действовавшей до 07.05.2002 г.) военнослужащим и гражданскому персоналу органов федеральной службы безопасности оклады по воинской должности и должностные оклады (тарифные ставки) устанавливаются с увеличением на 25 процентов за службу (работу) в органах федеральной службы безопасности.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Вещеникин В.Ф. был уволен с военной службы с должности "старший оперуполномоченный в территориальном органе безопасности".
С "данные изъяты" года Вещеникин В.Ф. является пенсионером ФСБ РФ, с "данные изъяты" г. получает пенсию в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993г. "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей".
Как следует из искового заявления с учетом исправленных объяснений к уточненному иску от ДД.ММ.ГГГГ, истец полагает, что поскольку с ДД.ММ.ГГГГ. вступил в силу ФЗ "Об органах федеральной службы безопасности в РФ", положения которого явились правовым основанием для увеличения с указанной даты на 25% должностных окладов военнослужащим органов ФСБ за службу в органах ФСБ в целях обеспечения их социальной защиты (ст. 18), он имеет право на перерасчет назначенной ему пенсии.
Оценив представленные по делу доказательства в соответствии со ст.ст. 59, 60, 67, 71 ГПК РФ, проверив доводы истца, с учетом приведенного законодательства, судебная коллегия приходит к о том, что увеличение на 25% должностных окладов по воинской должности с ДД.ММ.ГГГГ. за службу (работу) в органах ФСБ не является основанием для произведения перерасчета пенсий, в связи с чем исковые требования Вещеникина В.Ф. удовлетворению не подлежат.
Увеличение должностных окладов предполагает особые условия службы (в данном случае за службу (работу) в органах ФСБ), что в соответствии с положениями ст.49 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" не учитывается при назначении пенсии и, соответственно, не может являться основанием для ее перерасчета.
Довод истца о том, что суд не выяснил, был ли фактически увеличен с ДД.ММ.ГГГГ. в связи с приказом ФСБ N2 на 25% оклад военнослужащему, состоящему на службе в занимаемой им должности, а также не был установлен оклад, который был учтен при назначении истцу пенсии с указанной даты, отклоняется судебной коллегией как не имеющий правового значения.
Судебная коллегия отклоняет ходатайство об истребовании у ответчиков приказа ФСБ N от ДД.ММ.ГГГГ., поскольку его наличие в материалах дела не влияет вывод суда, поскольку в силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ именно суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, в связи с чем отказ в удовлетворении ходатайства об истребовании у ответчиков указанного приказа не свидетельствует о нарушении судом процессуальных прав истца, гарантированных ст. 35 ГПК РФ. Кроме того, на основании ч. 3 ст. 67 ГПК РФ суд вправе был признать имеющиеся в деле доказательства достаточными для рассмотрения дела по существу.
Из представленного в материалы дела измененного искового заявления от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.136-140), истец просил суд: "Обязать ответчиков обеспечить выплату мне понесенных с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ реальных убытков в виде утраченной мною в данный срок суммы пенсии (моей собственности), с учетом индексации этой суммы по СИПЦ за период с ДД.ММ.ГГГГ по день исполнения решения суда, размер которой (как следует из расчета 2) составляет по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ - "данные изъяты"".
Из существа заявленных истцом требований к рассмотренному законодательству, оснований для перерасчета пенсии (по выражению истца - убытков) за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ у суда не имеется, следовательно, требования об индексации этих убытков за период с ДД.ММ.ГГГГ по день исполнения решения суда, также не подлежат удовлетворению.
Доводы истца на то, что суд не принял во внимание решение Верховного Суда Российской Федерации от 07 мая 1998 года N 98-86, не могут быть приняты во внимание, поскольку предмет рассмотрения Верховного Суда Российской Федерации в рамках вышеуказанного решения 07 мая 1998 года N 98-86 к спорным правоотношениям юридического отношения не имеет, а указаниям, изложенным в означенном Решении Верховного Суда Российской Федерации от 07 мая 1998 года N 98-86, постановленные по настоящему гражданскому делу решение суда, с учетом фактических обстоятельств настоящего дела, по существу не противоречат.
В целом доводы заявителя в апелляционной жалобе и в исправленных объяснений к уточненному иску от ДД.ММ.ГГГГ сводятся к иной оценке доказательств и иному толкованию законодательства, в связи с чем подлежат отклонению.
При изложенных обстоятельствах, ходатайство истца Вещеникина В.Ф. о взыскании судебных расходов с Управления ФСБ РФ по Нижегородской области и ФСБ России за счет средств федерального бюджета судебной коллегией признается не подлежащим удовлетворению, поскольку не отвечает требованиям ст. 98 ГПК РФ - истцу в иске отказано.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И
Л А:
Решение Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ по иску Вещеникина В.Ф, к Управлению ФСБ РФ по Нижегородской области, ФСБ России отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Вещеникина В.Ф, к Управлению ФСБ РФ по Нижегородской области, ФСБ России об обязании ответчиков обеспечить выплату Вещеникину Владимиру Федоровичу понесенных с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ реальных убытков в виде утраченной им в данный срок суммы пенсии, с учетом индексации этой суммы по СИПЦ за период с ДД.ММ.ГГГГ по день исполнения решения суда - отказать в полном объеме.
Ходатайство Вещеникина В.Ф. о взыскании судебных расходов с Управления ФСБ РФ по Нижегородской области и ФСБ России за счет средств федерального бюджета отклонить.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.