Заместитель председателя Нижегородского областного суда А.А.Толмачёв, рассмотрев жалобу представителя по доверенности АО "Выксунский металлургический завод" ФИО3 на постановление заместителя главного государственного санитарного врача в городском округе г.Выкса, Вознесенском, Кулебакском, Навашинском районах от 23 января 2015 года, решение Выксунского городского суда Нижегородской области от 20 апреля 2015 года и решение судьи Нижегородского областного суда от 18 июня 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, в отношении Акционерного общества "Выксунский металлургический завод",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя главного государственного санитарного врача в городском округе г.Выкса, Вознесенском, Кулебакском, Навашинском районах от 23 января 2015 года ОАО "ВМЗ" привлечено к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
Решением судьи Выксунского городского суда Нижегородской области от 20 апреля 2015 года постановление должностного лица от 23.01.2015 года оставлено без изменения.
Решением Нижегородского областного суда от 18 июня 2015 года постановление заместителя главного государственного санитарного врача в городском округе г.Выкса, Вознесенском, Кулебакском, Навашинском районах от 23 января 2015 года, решение Выксунского городского суда Нижегородской области от 20 апреля 2015 года оставлены без изменения.
В жалобе представитель по доверенности АО "Выксунский металлургический завод" ФИО2, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, указав, что они вынесены незаконно и необоснованно, с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, производство по делу прекратить. В обоснование доводов указывает, на то, что ОА "ВМЗ" не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.
Согласно ч.2 ст.30.16 КоАП РФ судья, принявший к рассмотрению в порядке надзора жалобу, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Изучив истребованное по жалобе дело об административном правонарушении, нахожу судебные решения законными и обоснованными, а жалобу подлежащей отклонению.
В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со ст. 58 Конституции России, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Частью 2 статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
В соответствии с ч.1 ст.19 указанного закона индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
Согласно ст.26 юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами. Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами.
Обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Таким образом, состав правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства. При этом субъектный состав правонарушения, связанный с обращением с отходами, не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения (состав административного правонарушения является формальным), а в пренебрежительном отношении Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере соблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства.
Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
Как установлено судом и подтверждено материалами настоящего дела, на объектах АО "Выксунский металлургический завод" в ходе проведения проверки с 15.05.2015 по 10.06.2015 года выявлены нарушения ст.11, 22 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п.2.3., п.3.6., п.3.7.СанПин 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", п.3.7, 4.7, 4.20, 4.22 СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления".
На промплощадке АО "Выксунский металлургический завод" между зданиями Участка пластмасс ООО "ВМЗ - Техно" и станции локального оборотного цикла допускается совместное хранение отходов полиэтилена навалом на необорудованных площадках: отсутствует защита от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки не имеет искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и д.р.); по периметру площадки отсутствует обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями.
На карте - накопителе для временного складирования отходов АО "ВМЗ", расположенной на полигоне ТБО и промышленных отходов, расположенном по адресу: ФИО4, складируются промышленные отходы - промасленная окалина. Обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями на данной Карте отсутствует, поверхность хранящихся отходов промасленной окалины не защищена от воздействия атмосферных осадков (ограждение частично разрушено). На момент проверки карта - накопитель и прилегающая территория до обваловки затоплена дождевыми водами, в связи с чем масло попадает в грунт. Собственниками полигона ТБО и промышленных отходов является АО "ВМЗ", на момент проверки Карта - накопитель ТБО и промышленных отходов сдана в аренду ООО "ВМЗ - Комфорт" для утилизации твердых бытовых отходов и промышленных отходов. Окалина промасленная временно размещена на карте - накопителе. На данном полигоне отсутствует техническая возможность утилизации промышленного отхода - окалина промасленная. В договоре аренды не указано, что ООО "ВМЗ - Комфорт" поручено осуществление деятельности по размещению (временному хранению) окалины промасленной и содержание карты в соответствии с требованиями санитарного законодательства.
Допускается совместное складирование различных классов опасности на контейнерной площадке, расположенной на углу здания энергоцеха (полиэтилен, строительный мусор, ветошь) без упаковки, предусмотренной нормативными документами.
На участке формовки труб 1020 ТЭСЦ N4 по адресу: г.Выкса, промикрорайон N14, участок "Площадка Северная", пролет Т-У ось 70, возле РТК-8 допускается совместное складирование отходов разных классов опасности (ТБО, отходы металла, обработанные фильтры) без упаковки, предусмотренной нормативными документами.
На участке внутреннего покрытия цеха антикоррозионного покрытия труб допускается совместное складирование разных классов опасности (ТБО, отходы металла, отработанные фильтры) без упаковки, предусмотренной нормативными документами. В листопрокатном цехе Выксунского металлургического завода (МКС - 5000) допускается совместное складирование отходов разных классов опасности (ТБО, отходы металла, отходы резины) без упаковки, предусмотренной нормативными документами.
В железнодорожном цехе, на прилегающей к локомотивному депо территории, допускается хранение на земле отработанных шпал навалом на земле. Отсутствует защита от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки не имеет искусственное водонепроницаемое и. химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки отсутствует обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями.
Действия юридического лица АО "ВМЗ" квалифицированы должностным лицом по ст.8.2 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
При рассмотрении настоящего дела судья районного суда правильно установилвсе фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию, и на основании полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях АО "ВМЗ" состава административного правонарушения предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
Законность и обоснованность вынесенного судьей районного суда решения проверены судьей областного суда в соответствии со ст.30.6 КоАП РФ, и в решении судьи от 18.06.2015г. дана надлежащая правовая оценка всем доказательствам по делу и указаны мотивы, по которым судья пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены постановления должностного лица и решения судьи районного суда, вынесенного по жалобе на постановление.
Фактические обстоятельства дела установлены правильно. Вина АО "ВМЗ" в совершении правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, подтверждается исследованными судьей районного суда и судьей областного суда доказательствами, которые получили оценку в совокупности друг с другом в соответствии с правилами ст. 26.11 КоАП РФ. При этом доказательства были исследованы и оценены в судебных заседаниях, проанализированы в оспариваемых судебных актах, были признаны достоверными и допустимыми.
Доводы жалобы о невиновности АО "ВМЗ" в совершении инкриминируемого правонарушения, о недоказанности вины юридического лица в совершении правонарушения, о неправомерности привлечения к административной ответственности, являются несостоятельными, поскольку полностью опровергаются совокупностью собранных по делу доказательств, которые обоснованно признаны судьей допустимыми, так как получены в соответствии с требованиями закона, сомнений не вызывают, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу.
Кроме того, доводы, которыми аргументирована жалоба, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой и второй инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, выполненной судом в соответствии с положениями ст.26.11 КоАП РФ. Между тем, несогласие с оценкой конкретных обстоятельств и доказательств не может служить основанием для отмены вынесенных по делу судебных постановлений, поскольку надзорная инстанция правом переоценки установленных обстоятельств не наделена.
Наказание за совершение административного правонарушения назначено с соблюдением положений ст. 4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного юридическим лицом административного правонарушения, финансового положения юридического лица, отсутствия отягчающих административную ответственность обстоятельств в минимальном размере, предусмотренном санкцией ст. 8.2 КоАП РФ.
Нарушений норм материального и процессуального административного права в ходе производства по делу об административном правонарушении, позволяющих рассматривать состоявшиеся судебные постановления как незаконные и необоснованные, не установлено, в связи с чем, оснований для их отмены или изменения не имеется.
На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст.30.17 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление заместителя главного государственного санитарного врача в городском округе г.Выкса, Вознесенском, Кулебакском, Навашинском районах от 23 января 2015 года, решение Выксунского городского суда Нижегородской области от 20 апреля 2015 года и решение судьи Нижегородского областного суда от 18 июня 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, в отношении Акционерного общества "Выксунский металлургический завод" оставить без изменения, жалобу представителя по доверенности АО "Выксунский металлургический завод" ФИО2 - без удовлетворения.
Заместитель председателя суда А.А.Толмачёв
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.