Судья Верховного Суда Чувашской Республики Краснова Н.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Чувашской Республике на решение судьи Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 12 апреля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Авторегион",
установил:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Чувашской Республике ФИО1 от 19.02.2016 года общество с ограниченной ответственностью "Авторегион" ( далее по тексту- ООО "Авторегион") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 12 апреля 2016 года, постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Чувашской Республике Кузьмина С.П. от 19.02.2016 года отменено, производство по делу прекращено на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, старший государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Чувашской Республике Кузьмин С.П. просит от отмене решения судьи от 12 апреля 2016 года, как незаконного и необоснованного.
Изучив доводы жалобы и материалы дела, заслушав объяснения участников производства по делу об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Ст. 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Как следует из материалов дела, 05 февраля 2016 года по результатам рассмотрения докладной записки специалиста-эксперта отдела государственной экологической экспертизы, нормирования и административно-хозяйственного обеспечения ФИО2 и имеющихся в Управлении документов и отчетных данных о деятельности ООО "Авторегион" в сфере обращения с отходами старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Чувашской Республике ФИО1 в отношении ООО "Авторегион" был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, за отсутствие разработанных и согласованных в установленном порядке паспортов на отходы 1-1У класса опасности и вынесено постановление о привлечении ООО "Авторегион" к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
Из материалов дела следует, что ООО "Авторегион" вменено в вину нарушение п. 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 N 712 "О порядке проведения паспортизации отходов 1-1У классов опасности", выразившееся в отсутствии у Общества по состоянию на 21.01.2016 года паспорта на отходы 1-4 класса опасности.
В силу ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Статьей 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ установлена обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Согласно статье 14 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" Порядок паспортизации отходов I - IV классов опасности, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.
В целях реализации данных положений Закона об отходах принято постановление Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 г. N 712 (утверждены Правила проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, а также типовая форма паспорта отходов I - IV классов опасности).
Положениями указанного постановления Правительства Российской Федерации упрощена процедура паспортизации отходов.
Так, на отходы I - IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, хозяйствующие субъекты составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной данным постановлением Правительства Российской Федерации. При этом в территориальный орган Росприроднадзора хозяйствующие субъекты направляют заверенную ими копию паспорта, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности.
С 01 августа 2014 года, с даты вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 N 712 "О порядке проведения паспортизации отходов 1-1У классов опасности", юридические лица и индивидуальные предприниматели, в процессе хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы 1-1У класса опасности, обязаны составить и утвердить паспорт на данные отходы по типовой форме утвержденной Постановлением.
Судья районного суда, отменяя постановление должностного лица административного органа, и прекращая производство по делу на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, в своем решении указал, что поскольку обязанность составить паспорт на отходы 1-1У класса опасности у Общества возникла после 01 августа 2014 года, то возможности для соблюдения требований п.7 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 N 712 "О порядке проведения паспортизации отходов 1-1У классов опасности" у Общества отсутствовала, в связи с отсутствием в этот период вступившего в силу порядка подтверждения отнесения отходов к конкретному классу опасности.
Между тем, суд считает, что такие выводы суда являются преждевременными и сделаны без полного установления существенных обстоятельств по делу.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как следует из материалов дела, Общество осуществляет деятельность в области обращения отходов 1-1У классов опасности, то есть деятельность в процессе которой образуются отходы.
Согласно п. 7 вышеуказанного Постановления на отходы I - IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 г. N 712. Копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.
Доказательства принятия Обществом всех зависящих от него мер по предупреждению совершения административного правонарушения, а также наличие объективных препятствий для соблюдения требований законодательства, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в дело не представлено.
Поскольку при рассмотрении дела в районном суде были допущены существенные процессуальные нарушения, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, решение судьи подлежит отмене, а дело - направлению в тот же суд на новое рассмотрение, поскольку сроки привлечении к административной ответственности, установленные ст. 4.5 КоАП РФ, не истекли.
Руководствуясь статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
решение судьи Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 12 апреля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Авторегион" отменить, дело направить на новое рассмотрение в Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики.
Судья Н.П. Краснова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.