Судья Верховного Суда Чувашской Республики Краснова Н.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Старко" Николаева А.М. и дополнение к жалобе представителя Окилова А.В., действующего по доверенности в интересах общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Старко" на решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 30 мая 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Старко",
установил:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Чувашской Республике от 25 апреля 2016 года N 12-03 общество с ограниченной ответственностью "Фирма "Старко" (далее - ООО "Фирма "Старко") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 175 000 рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 30 мая 2016 года постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Чувашской Республике от 25 апреля 2016 года оставлено без изменения, а жалоба - без удовлетворения.
Генеральный директор ООО "Фирма "Старко" Николаев А.М. обратился в Верховный Суд Чувашской Республики с жалобой, в которой просит решение судьи отменить, считая его незаконным и необоснованным, принятым с нарушением правил подсудности. Просит направить дело на новое рассмотрение по территориальной подсудности в Московский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики.
Представитель ООО "Фирма "Старко" Окилов А.В. обратился с дополнениями к жалобе, в которой просит решение судьи отменить и производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Изучив доводы жалобы и материалы дела, заслушав объяснения представителя ООО "Фирма "Старко" Окилова А.В., представителя Росприроднадзора по Чувашской Республике ФИО1., помощника прокурора Ленинского района г.Чебоксары Левшиной М.Г., прихожу к следующему.
Статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного указанной статьей, составляют действия или бездействие, в том числе должностных лиц, состоящие в невыполнении обязанностей, возложенных на них соответствующими правовыми нормами по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Согласно ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления (далее - отходы) - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
В силу ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
Согласно п.п.1, 2 ст.51 Федерального закона от 10 января 2002 года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Ленинского района г.Чебоксары проведена проверка земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", предоставленного ООО "Фирма "Старко" в аренду на основании договора аренды земельного участка от 11 апреля 2012 года N 81/5269-Л, в ходе которой установлено, что земельный участок захламлен отходами производства и потребления, а именно строительным мусором (битый кирпич, доски, остатки отделочных материалов, железобетонные изделия). Указанное место накопления строительных отходов не оборудовано в соответствии с экологическими и санитарно-гигиеническими требованиями, отходы производства и потребления различных наименований и классов опасности хранятся на участке без твердого покрытия на открытом грунте (почве).
Таким образом, в действиях ООО "Фирма "Старко" выявлено несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Факт совершения ООО "Фирма "Старко" вмененного ему административного правонарушения и его виновность подтверждены совокупностью доказательств, исследованных должностным лицом при вынесении постановления об административном правонарушении, а также судьей районного суда при рассмотрении жалобы на постановление, допустимость, достоверность и достаточность которых сомнений не вызывает.
В соответствии с имеющимися в деле доказательствами в их совокупности в постановлении должностного лица и решении судьи сделан обоснованный вывод о нарушении ООО "Фирма "Старко" указанных выше требований законодательства, и действия Общества правильно квалифицированы по ст.8.2 КоАП РФ, наказание назначено в пределах санкции указанной статьи в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы, при вынесении постановления должностным лицом и рассмотрения жалобы судьей на основании ст. 26.1 КоАП РФ установлены все обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, дана оценка представленным доказательствам на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ. Правовых оснований для переоценки доказательств не имеется.
Каких-либо неустранимых сомнений, которые в силу ст. 1.5 КоАП РФ могли быть истолкованы в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности, по делу не установлено.
Довод жалобы о нарушении правил подведомственности не состоятелен, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 29.5 КоАП РФ, дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.
Доводы, изложенные в жалобе представителя ООО "Фирма "Старко" о том, что в действиях ООО "Фирма "Старко" отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, были предметом проверки судьи районного суда при рассмотрении жалобы на постановление, им дана надлежащая и мотивированная оценка, не согласиться с которой оснований не имеется.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения экологических, санитарных и иных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды, ООО "Фирма Старко", не представлено.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу решений, в ходе производства по настоящему делу допущено не было.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения жалобы не усматривается.
Руководствуясь статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 30 мая 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Старко"- оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Судья Н.П. Краснова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.