Судья Верховного Суда Чувашской Республики Краснова Н.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу и дополнения к ней Насекиной Т.А. на постановление государственного инспектора г. Чебоксары по пожарному надзору- инспектора отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Чебоксары управления НД и ПР ГУ МЧС России по Чувашской Республике от 07 апреля 2016 года и решение судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 16 июня 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении директора общества с ограниченной ответственностью "Анкор" Насекиной Т.А.,
установил:
постановлением государственного инспектора г. Чебоксары по пожарному надзору- инспектора отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Чебоксары управления НД и ПР ГУ МЧС России по Чувашской Республике от 07 апреля 2016 года директор общества с ограниченной ответственностью "Анкор" Насекина Т.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 20.4 КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.
На данное постановление директором общества с ограниченной ответственностью "Анкор" Насекиной Т.А. подана жалоба в районный суд.
Решением судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 16 июня 2016 года постановление государственного инспектора г. Чебоксары по пожарному надзору- инспектора отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Чебоксары управления НД и ПР ГУ МЧС России по Чувашской Республике от 07 апреля 2016 года оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, и в дополнении к ней директор общества с ограниченной ответственностью "Анкор" Насекина Т.А. просит об отмене принятых в отношении нее актов по делу об административном правонарушении, считая их незаконными и необоснованными.
Изучив материалы дела, жалобу и дополнения к ней, полагая возможным рассмотрение дела в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, заслушав объяснения участников производства по делу об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Как следует из материалов дела, 18 марта 2016 года прокуратурой Московского района г. Чебоксары совместно с Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по г. Чебоксары управления НД и ПР ГУ МЧС России по Чувашской Республике проведена проверка по обращению гр. Афонина Г.А. в отношении помещений ООО "Анкор", расположенных по адресу: "адрес", в ходе которой выявлены нарушения правил пожарной безопасности, а именно: отсутствует 2-ой эвакуационный выход (нарушены пункты 5.17, 6.11, 6.13* СНиП 21-01-97*, пункт 33 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 (далее по тексту - Правила N 390), пункт 7.2.15 Строительных норм и правил "Здания жилые многоквартирные" СНиП 31-01-2003 (далее по тексту - СНиП 31-01-2003).
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения зам. прокурора Московского района г. Чебоксары Ермолаевым А.А. в отношении директора ООО "Анкор" Насекиной Т.А. дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. 20.4 КоАП РФ, и вынесения должностным лицом Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Чебоксары управления НД и ПР ГУ МЧС России по Чувашской Республике постановления о привлечении директора ООО "Анкор" Насекиной Т.А. к административной ответственности по ч.4 ст. 20.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.
Согласно статье 2 Закона Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" регулирование вопросов пожарной безопасности, помимо Закона о пожарной безопасности, осуществляется принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, а также нормативными документами по пожарной безопасности, в частности национальными стандартами, сводами правил, содержащими требования пожарной безопасности (нормы и правила), правилами пожарной безопасности, а также стандартами, инструкциями и иными документами, содержащими требования пожарной безопасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее - Правила противопожарного режима), которые содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
В соответствии с пунктом 33 Правил противопожарного режима при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) в соответствии с требованиями статьи 84 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническая классификация зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов установлены СНиП 21-01-97*.
В соответствии с подпунктом "а" п. 4 ч. 1 ст. 32 Технического регламента здания общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, профессиональных образовательных организаций относятся к зданиям класса функциональной пожарной опасности Ф 4.1.
Согласно п. 6.13 СНиП 21-01-97* не менее двух эвакуационных выходов должны иметь этажи зданий класса: Ф1.1; Ф1.2; Ф2.2; ФЗ; Ф4.
Согласно п. 6.12 СНиП 21-01-97* не менее двух эвакуационных выходов должны иметь помещения, предназначенные для одновременного пребывания более 50 человек.
Класс функциональной пожарной опасности зданий Ф4 согласно пункту 5.21* этого же СНиП относится к зданиям, в которых расположены учебные заведения, научные и проектные организации, учреждения управления (помещения в этих зданиях используются в течение суток некоторое время). При этом класс Ф4 подразделяется на класс Ф 4.1, включающий в частности, здания образовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, профессиональных образовательных организаций.
Согласно пункту 1 статьи 89 Закона N 123-ФЗ эвакуационные пути в зданиях и сооружениях и выходы из зданий и сооружений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей.
В соответствии с СНиП 31-01-2003 здания жилые многоквартирные, помещения общественного назначения должны иметь входы и эвакуационные выходы, изолированные от жилой части.
В соответствии с пунктом 7.2.15 СНиП 31-01-2003 помещения общественного назначения должны иметь входы и эвакуационные выходы, изолированные от жилой части здания.
Как следует из материалов дела, нежилое помещение N, расположенное на первом этаже восьмиэтажного кирпичного жилого дома, общей площадью 143,60 кв.м., адрес(местонахождение объекта): "адрес", арендуемое ООО "Анкор" на основании договора аренды нежилого помещения от 01 марта 2016 года, заключенного с ФИО2 эксплуатируется ООО "Анкор" для оказания образовательных услуг и используется для одновременного пребывания более 15 человек (на момент проверки в помещении находились 18 человек), объект обустроен 1 эвакуационным выходом.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 4 части 1 статьи 32 Технического регламента здания общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, профессиональных образовательных организаций относятся к зданиям класса функциональной пожарной опасности Ф4.1.
Таким образом, спорное помещение относится к классу функциональной пожарной опасности Ф 4.1 и должно иметь не менее двух эвакуационных выходов.
Факт совершения административного правонарушения подтвержден материалами дела. Все добытые по делу доказательства оценены должностным лицом и судьей в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
ООО "Анкор" является субъектом административной ответственности исходя из договора аренды от 01 марта 2016 года, согласно которому Арендатор обязан соблюдать обязательные требования противопожарной безопасности и нести ответственность в полном объеме за их несоблюдение.
Таким образом, действиям должностного лица ООО "Анкор" дана верная юридическая оценка по части 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оспариваемое постановление вынесено административным органом в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности, а размер назначенного административного штрафа соответствует санкции, предусмотренной частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ. Нарушений процедуры привлечения должностного лица Насекиной Т.А. к административной ответственности не установлено, так же как и не установлено оснований для признания совершенного Насекиной Т.А. правонарушения малозначительным и освобождения ее от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности согласно действующему законодательству несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. За нарушение требований пожарной безопасности указанные лица могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии со статьей 34 Федерального закона N69-ФЗ от 21.12.1994 "О пожарной безопасности" (с последующими изменениями и дополнениями) граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
Выявленные грубые нарушения правил пожарной безопасности ставят под угрозу жизнь и здоровье обучающихся и сотрудников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
Отсутствие второго эвакуационного выхода в помещении образовательного учреждения приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья, находящихся там людей, может повлечь самые трагичные последствия.
Следовательно, эксплуатация помещения с отсутствием второго эвакуационного выхода является нарушением требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам и образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Поскольку все обстоятельства при рассмотрении дела об административном нарушении, имеющие существенное значение для разрешения дела, установлены должностным лицом и судьей районного суда на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств и им дана надлежащая правовая оценка, оснований для удовлетворения жалобы Насекиной Т.А. и отмены или изменения принятых по делу актов не имеется.
Руководствуясь статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление государственного инспектора г. Чебоксары по пожарному надзору- инспектора отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Чебоксары управления НД и ПР ГУ МЧС России по Чувашской Республике от 07 апреля 2016 года и решение судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 16 июня 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении директора общества с ограниченной ответственностью "Анкор" Насекиной Т.А.- оставить без изменения, а жалобы - без удовлетворения.
Судья Н.П. Краснова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.