Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего Лысенина Н.П.,
судей Агеева О.В. и Александровой А.В.,
при секретаре судебного заседания Мухаметшиной Э.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики апелляционную жалобу Ивановой Р.И. на решение Козловского районного суда Чувашской Республики от 21 апреля 2016 года по гражданскому делу по иску Ивановой Р.И. к Отделу социальной защиты населения Козловского района Казенного учреждения "Центр предоставления мер социальной поддержки" Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики, Казенному учреждению "Центр предоставления мер социальной поддержки" Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики, Министерству труда и социальной защиты Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить ежемесячную компенсацию по случаю потери кормильца, назначить ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, выплатить единовременную компенсацию,
УСТАНОВИЛА:
Иванова Р.И. обратилась в суд с исковым заявлением к Отделу социальной защиты населения Козловского района Казенного учреждения "Центр предоставления мер социальной поддержки" Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики (ОСЗН Козловского района), Казенному учреждению "Центр предоставления мер социальной поддержки" Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики (КУ "Центр предоставления мер социальной поддержки"), Министерству труда и социальной защиты Чувашской Республики (Минтруд Чувашии) о возложении обязанности предоставить ежемесячную компенсацию по случаю потери кормильца с 08.07.2015, назначить ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда с 08.07.2015, выплатить единовременную денежную компенсацию.
Исковые требования мотивированы тем, что муж истицы ФИО1 являлся участником ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и имел право на компенсации и льготы, в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 "О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" N 1244-1 (далее Закон РФ N 1244-1). Решением экспертного Совета ФГБУ "Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины имени A.M. Никифорова" установлена причинная связь между заболеванием, приведшим к инвалидности и смерти, и воздействием радиационных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии в 1957 году на ПО "Маяк". 08.07.2015 истица обратилась в ОСЗН Козловского района с заявлением, в котором просила предоставить ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, ежемесячную компенсацию по случаю потери кормильца, единовременную компенсацию в соответствии с Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", на что ею получен ответ, что в отсутствие документов, подтверждающих факт нахождения на иждивении мужа, выплаты невозможны. Решением Козловского районного суда Чувашской Республики от 11.09.2015 был установлен факт ее нахождения на иждивении ФИО1 и ежемесячная денежная компенсация за потерю кормильца назначена ей с октября 2015 года с фактической выплатой в январе 2016 года, а в связи с отсутствием документа, подтверждающего установление супругу инвалидности вследствие радиации, в назначении ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, и в выплате единовременной компенсации отказано. Истица полагает данный отказ незаконным.
Истица Иванова Р.И. и ее представитель Шабанова Л.П. в суде первой инстанции требования поддержали, представитель ответчика ОСЗН Козловского района Егорова В.А. иск не признала.
Решением Козловского районного суда Чувашской Республики от 21.04.2016 постановлено: исковые требования Ивановой Р.И. удовлетворить частично. Обязать ОСЗН Козловского района назначить Ивановой Р.И. в соответствии со статьей 41 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" ежемесячную компенсацию за потерю кормильца - участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС со дня обращения с заявлением, то есть с 08.07.2015. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Иванова Р.И обжаловала его на предмет отмены в части отказа в удовлетворении иска о назначении ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда и единовременной компенсации. Ссылаясь на решение экспертного совета ФГБУ "Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины имени А.М.Никифорова от 12.11.2014, п.5 статьи 12 Федерального закона N 125-ФЗ от 24.07.1998 "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", Иванова Р.И. считает, что имеет право на назначение ежемесячной компенсации в возмещение вреда. Также истца не согласна с приведенным судом анализом норм закона о том, что право на получение данных мер социальной поддержки возникает лишь при условии наличия у умершего инвалидности вследствие аварии на ПО "Маяк". Ссылаясь на Постановление Правительства РФ от 31.12.2004 N 907, указывает, что условием получения семьей, потерявшей кормильца, единовременной и ежемесячных компенсаций является заключение межведомственного экспертного совета об установлении причинной связи инвалидности и смерти кормильца с последствиями катастрофы, такое заключение по делу имеется.
В судебном заседании истица Иванова Р.И., ее представитель Шабанова Л.П. жалобу поддержали, представитель КУ ЧР "Центр предоставления мер социальной поддержки" Сташевская Е.А. просила в удовлетворении жалобы отказать.
Представители ОСЗН Козловского района, Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики, надлежащим образом извещённые о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явились. На основании статьи167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке, предусмотренном статьей 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Иванова Р.И. состояла в зарегистрированном браке с ФИО1, который являлся участником ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча. В соответствии с удостоверением от 11.07.1995 он имел право на льготы и компенсации, предусмотренные для категорий граждан, указанных в п.3 ч.1 ст.13 Закона РФ N 1244-1. ФИО1 был признан инвалидом ".."-ой группы по общему заболеванию, что подтверждается справкой серии МСЭ-2013 N 1340239 от 14.07.2014.
21.08.2014 ФИО1 умер. Решением экспертного совета Федерального государственного бюджетного учреждения Всероссийского центра экстренной и радиационной медицины имени А.М.Никифорова от 12.11.2014 N 43-2/672-1 установлено, что заболевание ФИО1, приведшее к инвалидности и смерти, связано с воздействием радиационных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии в 1957 году на ПО "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча (л.д. 10).
Предметом проверки судом апелляционной инстанции является решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований вдовы умершего Ивановой Р.И., в отношении которой решением Козловского районного суда Чувашской Республики от 11.09.2015 установлен факт нахождения на иждивении мужа, о признании за ней права на компенсации, установленные частью 2 статьи 14 и ст. 39 Закона РФ N 1244-1.
Статьей 1 Федерального закона от 26.11.1998 N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" (далее - Федеральный закон N 175-ФЗ) установлен перечень лиц, на которых распространяется действие Закона РФ N 1244-1, к каковым относился ФИО1
Согласно статье 11 Федерального закона N 175-ФЗ семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, указанных в пунктах 1 и 2 части первой статьи 1, статьях 2 и 3 настоящего Федерального закона, гарантируется предоставление компенсаций, предусмотренных статьями 41 и 42 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Суд, разрешая данный спор, признал за истицей право на компенсацию, предусмотренную ст. 41 Закона РФ N 1244-1. Решение суда в указанной части не оспаривается.
В соответствии с абзацем 2 ст. 11 Федерального закона N 175-ФЗ семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, указанных в статьях 2 и 3 настоящего Федерального закона, меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2, 3, 7, 8, 12 - 14 части первой статьи 14, частью четвертой статьи 39 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", сохраняются в случае, если смерть явилась следствием воздействия радиации в результате аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.
В соответствии со статьей 11.1 Федерального закона N 175-ФЗ в случае смерти граждан, указанных в пунктах 1 - 3 части первой статьи 1 настоящего Федерального закона, ставших инвалидами вследствие воздействия радиации, нетрудоспособным членам семьи, находившимся на иждивении таких граждан, гарантируется предоставление ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной частью второй статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" для нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении умершего инвалида вследствие чернобыльской катастрофы.
Отказывая истице в признании права на компенсации, предусмотренные статьями 39 и частью 2 ст. 14 Закона РФ N 1244-1, суд первой инстанции исходил из того, что право на указанные компенсации имеют нетрудоспособные члены семьи умерших граждан, указанных в пунктах 1 - 3 части первой статьи 1 Федерального закона N 175-ФЗ, которые стали инвалидами вследствие радиации, в то время как из имеющейся в деле справки МСЭ следует, что ФИО1 на момент смерти являлся инвалидом ".." группы вследствие общего заболевания.
Судебная коллегия находит выводы суда ошибочными.
Действительно, предоставление указанных мер социальной поддержки сохраняется за членами семей лишь в случае, если инвалидность и смерть кормильца явились следствием заболевания, вызванного воздействием радиации в результате аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, а также при условии, что он при жизни имел право на их предоставление, т.е. возникновение у членов семьи умершего права на предоставление мер социальной поддержки связано с наличием у него специального правового статуса лица, имеющего заболевание, связанное с указанной аварией, что давало ему право на получение мер социальной поддержки.
Приобретение специального правового статуса инвалида вследствие заболевания, обусловленного воздействием радиации, осуществляется в рамках особой правоприменительной процедуры, первым этапом которой является подтверждение непосредственного участия в работах по ликвидации последствий аварии на производственном объединении "Маяк". Данный факт никем не оспаривается.
Следующим этапом указанной правоприменительной процедуры является установление межведомственными экспертными советами причинной связи между повлекшим инвалидность заболеванием и радиационным воздействием вследствие аварии на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, как это предусмотрено частью первой статьи 13 Федерального закона "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча".
Причина же инвалидности, как связанная с аварией на производственном объединении "Маяк", устанавливается на основании удостоверения, подтверждающего указанный статус, и заключения межведомственного экспертного совета (пункты 13 и 14 Разъяснения "Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности", утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15.04.2003 N 17). Если на момент установления инвалидности гражданин не располагал указанными документами, в качестве причины инвалидности указывается общее заболевание, со дня же их представления причина инвалидности изменяется без дополнительного освидетельствования гражданина (пункт 14 Правил признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 N 95).
Как следует из материалов дела, ФИО1 при жизни был признан инвалидом вследствие общего заболевания. Решением экспертного совета Федерального государственного бюджетного учреждения Всероссийского центра экстренной и радиационной медицины имени А.М.Никифорова от 12.11.2014 N 43-2/672-1 установлено, что заболевание, приведшее к инвалидности и смерти ФИО1, связано с воздействием радиационных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии в 1957 году на ПО "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.
Таким образом, правоприменительная процедура по определению правового статуса ФИО1, как инвалида вследствие воздействия радиационных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии в 1957 году на ПО "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, проводилась и она не была завершена до конца в виде выдачи заключения МСЭ о причинной связи инвалидности, как связанной с аварией на производственном объединении "Маяк", по объективным причинам, вследствие его смерти.
Между тем основания и условия для предоставления ФИО1, а после его смерти - его иждивенцам мер социальной поддержки не только фактически имели место, но и получили свое подтверждение на различных этапах правоприменительной процедуры.
В соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 05.03.2009 N 496-О-П "По жалобе гражданки Паршенковой Людмилы Васильевны на нарушение ее конституционных прав статьей 11 Федерального закона "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" статья 11 Федерального закона "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" в системе действующего нормативного правового регулирования не может рассматриваться как препятствующая реализации права на получение мер социальной поддержки членами семьи умершего гражданина, имевшего статус участника ликвидации последствий аварии на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, в отношении которого была установлена причинная связь заболевания, вызвавшего инвалидность, а впоследствии - смерть, с воздействием радиации вследствие аварии на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.
Конституционно-правовой смысл статьи 11 Федерального закона "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Определении, является общеобязательным и исключает любое иное ее истолкование в правоприменительной практике.
Исходя из изложенного, решение суда первой инстанции в обжалуемой части не может быть признано законным и обоснованным вследствие неправильного применения норм материального права и подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении исковых требований о возложении на Отдел социальной защиты населения Козловского района Казенного учреждения "Центр по предоставлению мер социальной поддержки" Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики обязанности по назначению Ивановой Р.И. ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной частью 2 пункта статьи 14 и единовременной компенсации, предусмотренной ст. 39 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В соответствии с пунктом 7 Порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещении вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2001 N 607, денежная компенсация выплачивается со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами.
Истица просит назначить указанные компенсации с момента первичного обращения за компенсациями с 08.07.2015. После указанного обращения, в связи с невозможностью получения документов, удостоверяющих факт нахождения истицы на иждивении умершего кормильца, что препятствовало назначению ежемесячной денежной компенсации по случаю потери кормильца, истица обратилась в суд с заявлением об установлении данного факта. Решением Козловского районного суда Чувашской Республики от 11.09.2015 данный факт был установлен.
В силу статьи 268 ГПК РФ решение суда по заявлению об установлении факта, имеющего юридическое значение, является документом, подтверждающим данный факт. Таким образом, решением суда установлено, что юридический факт имел место как на момент смерти ФИО1, так и на момент первичного обращения истицы с заявлением в орган социальной защиты о назначении ежемесячной денежной компенсации по случаю потери кормильца.
Учитывая изложенное, ежемесячная денежная компенсация по случаю потери кормильца должна быть назначена не с момента повторного обращения в орган социальной защиты населения с приложением копии решения суда, а с момента первичного обращения Ивановой Р.И. с заявлением о назначении данной выплаты. Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 03.09.2009 N 5-В09-65.
Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Козловского районного суда Чувашской Республики от 21 апреля 2016 года в части отказа в удовлетворении исковых требований Ивановой Р.И. отменить и принять в указанной части новое решение.
Обязать Отдел социальной защиты населения Козловского района Казенного учреждения "Центр предоставления мер социальной поддержки" Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики назначить Ивановой Р.И.:
- ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную частью второй статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" как нетрудоспособному члену семьи, находившемуся на иждивении умершего инвалида вследствие чернобыльской катастрофы с 08.07.2015;
- единовременную компенсацию за потерю кормильца, предусмотренную частью четвертой статьи 39 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Председательствующий: Лысенин Н.П.
Судьи: Агеев О.В.
Александрова А.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.