Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего Блиновой М.А.,
судей Юркиной И.В., Савелькиной Г.О.,
при секретаре Львовой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Цыганова А.Н. к администрации Иваньково-Ленинского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, поступившее по апелляционной жалобе представителя истца Цыганова А.Н. - Китовой О.О. на решение Алатырского районного суда Чувашской Республики от 19 апреля 2016 года, которым в удовлетворении иска Цыганова А.Н. отказано.
Заслушав доклад судьи Юркиной И.В., судебная коллегия
установила:
Цыганов А.Н. обратился в суд с иском (с учетом уточнений) к администрации Иваньково-Ленинского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, указав в обоснование заявленных требований следующее.
Истец является участником боевых действий в Венгрии 1956 года, в связи с чем обратился в администрацию Иваньково-Ленинского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении для получения жилого помещения за счет средств федерального бюджета в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов". Из письма администрации сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ истцу стало известно, что решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, поскольку он как участник боевых действий в Венгрии 1956 года не подпадает под действие Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714. Истец полагает, что отказ является незаконным, так как законодатель приравнял участников боевых действий в Венгрии к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, которые имеют право на социальную поддержку в виде обеспечения жилым помещением.
Истец Цыганов А.Н. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В судебном заседании представитель истца Цыганова А.Н. - Китова О.О. исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям и суду дополнила, что принадлежащий истцу на праве собственности жилой дом непригодным для проживания не признан.
В судебном заседании представитель ответчика администрации Иваньково-Ленинского сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики Зезянова Л.Б. иск не признала и суду пояснила, что истец непосредственным участником Великой Отечественной войны не является, в связи с чем на него не распространяется действие Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов". При этом истец не состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Представитель третьего лица Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Судом вынесено указанное выше решение, обжалованное представителем истца Цыганова А.Н. - Китовой О.О. на предмет отмены по мотиву незаконности и необоснованности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
Принимая во внимание, что в соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в суд лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, признав возможным рассмотрение дела в отсутствие лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Цыганов А.Н., "данные изъяты", являлся участником боевых действий в Венгрии в 1956 году, принимал участие в подавлении контрреволюционного мятежа в Венгрии в составе воинской части N в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, является инвалидом ... , имеет соответствующее удостоверение. ДД.ММ.ГГГГ он был призван Алатырским ОГВК на военную службу, период службы - ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ...
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ Цыганов А.Н. является собственником дома ... , общая площадь дома составляет 23,1 кв.м. ...
Согласно протоколу N заседания жилищной комиссии при администрации Иваньково-Ленинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ Цыганову А.Н. отказано в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях. Основанием отказа в постановке истца на учет для обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета явилось то, что истец по своему статусу в круг лиц, подпадающих под действие Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", не входит ...
Именно на положениях данного Указа истец основывает свои исковые требования о признании незаконным отказа в постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и возложении на администрацию сельского поселения обязанности принять его на такой учет.
Разрешая спор и отказывая Цыганову А.Н. в иске, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что законодатель, наделяя ту или иную указанную в Федеральном законе от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах") категорию лиц льготами, что и участников Великой Отечественной войны, вместе с тем не идентифицирует их с участниками Великой Отечественной войны, то есть не приравнивает их к таковым в полном объеме.
В приложении к Федеральному закону "О ветеранах" указано, что на лиц, принимавших участие в войнах и боевых действиях в государствах (на территориях) и в обороне городов, указанных в разделах 1 и 2 Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, распространяется действие статей 2 и 4 Федерального закона "О ветеранах". В разделе 1 данного Перечня указаны и боевые действия в Венгрии в 1956 году.
То обстоятельство, что истец обладает правами и льготами, установленными Федеральным законом "О ветеранах", ответчиком не оспаривается. Вместе с тем при разрешении спора о праве истца быть принятым на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в соответствии с положениями Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 судом первой инстанции правильно отмечено, что Федеральный закон "О ветеранах" устанавливает различные меры социальной поддержки участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, разделяя их на отдельные категории. При этом меры социальной поддержки названных лиц в вопросе обеспечения жильем разнятся.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении N 89-О от 4 апреля 2006 года, Федеральный закон "О ветеранах" с учетом заслуг перед Отечеством особо выделяет категории военнослужащих и иных лиц, имеющих статус участника Великой Отечественной войны, перечисленных в подпунктах "а" - "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 данного закона.
Статьей 1 Федерального закона "О ветеранах" установлены следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств, ветераны военной службы, ветераны труда.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О ветеранах" ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.
В данный перечень не включены участники боевых действий в Венгрии в 1956 году.
Статьей 3 Федерального закона "О ветеранах" определены категории лиц, относящиеся к ветеранам боевых действий. Так, в силу подпункта 1 пункта 1 данной статьи к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
При этом согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах" перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к настоящему Федеральному закону.
В Разделе I указанного Перечня, который является приложением к Федеральному закону "О ветеранах", указаны и боевые действия в Венгрии в 1956 году.
Таким образом, Федеральный закон "О ветеранах" относит лиц, принимавших участие в боевых действиях в Венгрии в 1956 году, к категории ветеранов боевых действий.
Согласно положению, содержащемуся в Разделе II Приложения к Федеральному закону "О ветеранах", на лиц, принимавших участие в войнах и боевых действиях в государствах (на территориях) и в обороне городов, указанных в разделах I и II Перечня, распространяется действие статей 2 и 4 Федерального закона "О ветеранах", то есть норм, определяющих статус ветеранов Великой Отечественной войны и инвалидов Великой Отечественной войны.
Следовательно, законодатель приравнял к лицам, участвовавшим в Великой Отечественной войне, и участников других боевых действий, указанных в разделах I и II Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, предоставив им единый статус и определив объем мер предоставляемой социальной поддержки.
Между тем, приравнивание ветеранов и инвалидов боевых действий по предоставляемым мерам социальной поддержки к ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны не отождествляет их между собой в полном объеме.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 14, подпункта 3 пункта 1 статьи 15 и подпункта 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах" указанные категории граждан имеют право на такую меру социальной поддержки как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 названного закона, однако основания и условия ее предоставления различны. В частности, инвалиды и участники Великой Отечественной войны имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета вне зависимости от срока их постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и независимо от их имущественного положения. Реализация же прав инвалидов и ветеранов боевых действий на такую меру социальной поддержки ставится в зависимость от времени постановки их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, и право на данную меру они имеют лишь в случае их постановки на учет нуждающихся до 1 января 2005 года. Инвалиды и ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, то есть на общих основаниях.
На основании подпунктов 2 и 3 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" норма обеспечения жильем указанных категорий граждан также различна.
Вместе с тем, согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", на котором основаны исковые требования Цыганова А.Н., предусмотрено завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую поддержку согласно Федеральному закону "О ветеранах". Данный Указ предписывает обеспечить жильем в строго установленные сроки лиц из числа двух категорий ветеранов: ветеранов Великой Отечественной войны и членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны. На иных лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки согласно Федеральному закону "О ветеранах", данный Указ, имеющий целевое назначение, не распространяется. Венгерские события 1956 года не входят в период Великой Отечественной войны.
Исходя из вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что истец как участник боевых действий в Венгрии 1956 года не подлежит обеспечению жильем в рамках Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714.
Такая правовая позиция полностью соответствует разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, изложенным в определении от 16 июля 2009 года N 965-О-О, согласно которым установление законодателем различных мер социальной защиты участников Великой Отечественной войны свидетельствует об особой государственной поддержке фронтовиков, принимавших участие в боевых действиях, а также лиц, награжденных медалью "За оборону Ленинграда", и инвалидов с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, и основано на объективных критериях. Аналогичная позиция изложена в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 11 апреля 1997 года N 40-О, от 20 ноября 2003 года N 435-О, от 21 декабря 2006 года N 603-О.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований Цыганова А.Н. является правильным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что участники боевых действий в Венгрии 1956 года, приравненные по своему статусу к ветеранам Великой Отечественной войны, имеют право на льготы и меры социальной поддержки, предусмотренные для данной категории лиц, судебная коллегия во внимание не принимает, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права.
Иных доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено, ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда не имеется, в связи с чем апелляционная жалоба подлежит отклонению.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу представителя Цыганова А.Н. - Китовой О.О. на решение Алатырского районного суда Чувашской Республики от 19 апреля 2016 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий М.А. Блинова
Судьи И.В. Юркина
Г.О. Савелькина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.