Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики
в составе
председательствующего судьи Шумилова А.А.,
судей Филимоновой И.В., Арслановой Е.А.
при секретаре Яковлеве А.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики апелляционную жалобу Кузьминой В.Ф. на решение Алатырского районного суда Чувашской Республики от 11 мая 2016 года по гражданскому делу по иску Кузьминой В.Ф. к администрации города Алатырь о признании нуждающейся в жилом помещении, признании незаконным решения комиссии по жилищным вопросам при администрации г. Алатырь об отказе во включении в список граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и др.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
установила:
Кузьмина В.Ф. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации г. Алатырь о признании нуждающейся в жилом помещении и имеющей право на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" и Указа Президента РФ от 07 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов", признании незаконным решения комиссии по жилищным вопросам при администрации г. Алатырь от 04 декабря 2015 года об отказе во включении в списки граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилых помещений и возложении обязанности принять ее на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях со дня вступления решения суда в законную силу.
Заявленные требования истица обосновала тем, что она является вдовой участника боевых действий на территории Венгрии ФИО1., умершего 07 января 2001 года. Имея намерения воспользоваться правом на получение жилья, как вдова участника боевых действий, она обратилась в администрацию г. Алатырь с заявлением о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Однако в удовлетворении заявления ей отказано со ссылкой на то, что в соответствии с Указом Президента РФ от 07 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" ветераны венгерских событий не подлежат обеспечению жильем.
С отказом администрации она не согласна по тем основаниям, что является вдовой участника боевых действий, приравненного к участнику Великой Отечественной войны, на праве собственности жилья не имеет, проживает у дочери с членами ее семьи.
В судебном заседании истец Кузьмина В.Ф. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика - администрации г. Алатырь - Ковайкина Т.П. иск не признала, указав, что Кузьмина В.Ф. дважды обращалась в администрацию г. Алатырь с заявлением о постановке её на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Первый раз ей было отказано в связи с тем, что не истек пятилетний срок с момента совершения ею сделки по договору дарения жилого дома дочери. Во второй раз Кузьминой В.Ф. было отказано в связи с тем, что согласно Указу Президента РФ от 07 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945гг." ветераны венгерских событий не подлежат обеспечению жильем. Кузьмина В.Ф., как вдова участника боевых действий, должна была обратиться с заявлением и встать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года, однако до 1 января 2005 года она на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не встала. Поскольку денежные средства на приобретение жилья в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2008 года N 714 выделяются из федерального бюджета, администрация г. Алатырь в рамках реализации этого Указа не может предоставить жилье Кузьминой В.Ф.
Решением Алатырского районного суда Чувашской Республики от 11 мая 2016 года постановлено: исковые требования Кузьминой В.Ф. к администрации города Алатырь Чувашской Республики о признании нуждающейся в жилом помещении и имеющей право на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года N5-ФЗ "О ветеранах" и Указа Президента РФ от 07 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов"; признании решения комиссии по жилищным вопросам при администрации города Алатырь Чувашской Республики от 04 декабря 2015 года об отказе Кузьминой В.Ф. во включении в списки граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилых помещений незаконным, возложении на администрацию города Алатырь Чувашской Республики обязанности принять Кузьмину В.Ф. на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях со дня вступления в законную силу решения суда; взыскании с администрации города Алатырь Чувашской Республики расходов по оплате услуг адвоката по составлению искового заявления в сумме 2000 рублей оставить без удовлетворения.
Указанное решение суда обжаловано истицей Кузьминой В.Ф.
В судебное заседание апелляционной инстанции стороны не явились, будучи надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установилимеющие значение для дела юридически значимые обстоятельства, применил нормы материального и процессуального права, подлежащие применению, и принял решение, отвечающее требованиям законности и обоснованности.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что Федеральный закон "О ветеранах" действительно относит лиц, принимавших участие в боевых действиях в Венгрии в 1956-1957 годах к категории ветеранов боевых действий, приравненных к ветеранам Великой Отечественной войны.
Вместе с тем в пункте 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 (в ред. от 09 января 2010 года) "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов именно Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Таким образом, законодатель, приравнивая ветеранов боевых действий к ветеранам Великой Отечественной войны, а инвалидов боевых действий к инвалидам войны, не отождествляет их между собой в полном объеме.
Согласно разъяснениям Конституционного Суда РФ, изложенным в определении от 16 июля 2009 года N 965-О-О, о том, что установление законодателем различных мер социальной защиты участников Великой Отечественной войны свидетельствует об особой государственной поддержке фронтовиков, принимавших участие в боевых действиях, а также лиц, награжденных медалью "За оборону Ленинграда", и инвалидов с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, и основано на объективных критериях. Аналогичная позиция изложена в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 11 апреля 1997 года N 40-О, от 20 ноября 2003 года N 435-О, от 21 декабря 2006 года N 603-О.
Статьей 1 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" установлены следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий (ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда.
В соответствии со статьей 2 указанного закона ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.
В данный перечень не включены участники боевых действий в Венгрии 1956 года.
Статьей 3 этого же закона определены категории лиц, относящиеся к ветеранам боевых действий. Так, в силу подпункта 1 пункта 1 данной статьи к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
При этом согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к настоящему Федеральному закону.
В Разделе I указанного Перечня, который является приложением к Федеральному закону "О ветеранах", указаны и боевые действия в Венгрии в 1956 году.
Таким образом, Федеральный закон "О ветеранах" относит лиц, принимавших участие в боевых действиях в Венгрии в 1956 году, к категории ветеранов боевых действий.
Согласно положению, содержащемуся в Разделе II Приложения к указанному федеральному закону, на лиц, принимавших участие в войнах и боевых действиях в государствах (на территориях) и в обороне городов, указанных в разделах I и II Перечня, распространяется действие статьей 2 и 4 Федерального закона "О ветеранах", то есть норм, определяющих статус ветеранов Великой Отечественной войны и инвалидов Великой Отечественной войны.
Следовательно, законодатель приравнял к лицам, участвовавшим в Великой Отечественной войне, и участников других боевых действий, указанных в разделах I и II Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, предоставив им единый статус и определив объем мер предоставляемой социальной поддержки.
Между тем приравнивание ветеранов и инвалидов боевых действий по предоставляемым мерам социальной поддержки к ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны не отождествляет их между собой в полном объеме.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 14, подпункта 3 пункта 1 статьи 15 и подпункта 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах" указанные категории граждан имеют право на такую меру социальной поддержки, как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 закона, однако основания и условия ее предоставления различны.
В частности, инвалиды и участники Великой Отечественной войны имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета вне зависимости от срока их постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и независимо от их имущественного положения. Реализация же прав инвалидов и ветеранов боевых действий на такую меру социальной поддержки ставится в зависимость от времени постановки их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, и право на данную меру они имеют лишь в случае их постановки на учет нуждающихся до 01 января 2005 года. Инвалиды и ветераны боевых действий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, то есть на общих основаниях.
На основании подпунктов 2 и 3 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" норма обеспечения жильем указанных категорий граждан также различна.
Вместе с тем, согласно Указу Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" (в ред. от 09 января 2010 года) предусмотрено завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах". Данный Указ предписывает обеспечить жильем в строго установленные сроки лиц из числа двух категорий ветеранов: ветеранов Великой Отечественной войны и членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны. На иных лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки согласно Федеральному закону "О ветеранах", данный Указ, имеющий целевое назначение, не распространяется. Венгерские события 1956 года не входят в период Великой Отечественной войны.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ФИО1 принимал участие в подавлении контрреволюционного мятежа в Венгрии в составе воинской части 33136 в период с сентября 1954 года по сентябрь 1957 года на основании статей 2, 3, 4 Федерального закона "О ветеранах" является ветераном боевых действий, приравненным к ветеранам Великой Отечественной войны.
ФИО1 и Кузьмина В.Ф. состояли в зарегистрированном браке.
07 января 2001 года ФИО1 умер.
Таким образом, Кузьмина В.Ф. является вдовой ветерана боевых действий, приравненного к ветеранам Великой Отечественной войны.
Однако поскольку законодатель, наделяя ту или иную, указанную в Законе "О ветеранах", категорию лиц льготами, что и участников Великой Отечественной войны, вместе с тем не идентифицирует их с участниками Великой Отечественной войны, то есть не приравнивает их к таковым в полном объеме, истица, как вдова участника боевых действий в Венгрии 1956 года, не подлежит обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года N 714.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к перечислению оснований иска и обстоятельств, изложенных в исковом заявлении, которым судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм материального, а также процессуального права, влекущих за собой обязательную отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено, суд учел все обстоятельства дела, в связи с чем судебная коллегия не усматривает оснований к отмене состоявшегося по делу решения.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу истца Кузьминой В.Ф. на решение Алатырского районного суда Чувашской Республики от 11 мая 2016 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий А.А. Шумилов
Судьи Е.А. Арсланова
И.В. Филимонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.