Верховный Суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Карлинова С.В., при секретаре судебного заседания Яковлеве А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению Молякова А.В. об отмене решения Московской районной г. Чебоксары территориальной избирательной комиссии от 28.07.2016 года N 12/1 "О регистрации Шурчанова А.В. кандидатом в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики шестого созыва по Западному одномандатному избирательному округу N 18",
установил:
Постановлением Государственного Совета Чувашской Республики от 16 июня 2016 года N 1111 назначены выборы депутатов Государственного Совета Чувашской Республики шестого созыва на 18 сентября 2016 года.
Постановлением N 142/1106-V от 09.06.2016 г. Центральная избирательная комиссия возложила полномочия окружной избирательной комиссии по Западному одномандатному избирательному округу N 18 по выборам депутатов Государственного Совета Чувашской Республики шестого созыва на Московскую районную г. Чебоксары территориальную избирательную комиссию.
Постановлением от 28.07.2016 года N 12/1 Московской районной г. Чебоксары территориальной избирательной комиссии Шурчанов А.В. зарегистрирован кандидатом в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики шестого созыва по Западному одномандатному избирательному округу N 18.
Моляков А.В., зарегистрированный кандидатом в депутаты по тому же одномандатному избирательному округу N 18, действуя через представителя, обратился в Верховный Суд Чувашской Республики с административным исковым заявлением об отмене решения Московской районной г. Чебоксары территориальной избирательной комиссии от 28.07.2016 года N 12/1, считая, что у Московской районной г. Чебоксары территориальной избирательной комиссии отсутствовали предусмотренные законом основания для регистрации Шурчанова А.В. кандидатом в депутаты, решение вынесено с нарушением требований, предусмотренных законом.
В административном исковом заявлении указано, что в нарушение требований п. 2 ст. 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", частей 11 и 12 ст. 31 Закона Чувашской Республики N 9 "О выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики" от 30.03.2006 года в заявлении кандидата Шурчанова А.В. о согласии баллотироваться отсутствуют сведения, установленные законодательством (о его месте работы).
В справке, представленной Шурчановым А.В., о принадлежности кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера кандидата за пределами территории Российской Федерации, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей в разделе 4 "Обязательства имущественного характера" не указаны сведения об отсутствии таких обязательств (раздел не заполнен).
Первый финансовый отчет не представлен, т.к. оформлен с нарушением требований закона (к отчету не приложена банковская справка, в которой указан остаток средств на специальном избирательном счете, не указано наименование избирательной кампании).
Административный истец Моляков А.В. в судебное заседание не явился.
В судебном заседании представитель административного истца Молякова А.В. - Слисаренко А.Н. просил удовлетворить заявленное требование и отменить решение Московской районной г. Чебоксары территориальной избирательной комиссии от 28.07.2016 года N 12/1.
Представитель административного ответчика Московской районной г. Чебоксары территориальной избирательной комиссии Иванов Р.Г. считал, что административное исковое заявление удовлетворению не подлежит, поскольку основания для отказа Шурчанову А.В. в регистрации кандидатом в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики шестого созыва по Западному одномандатному избирательному округу N 18 отсутствовали.
Заинтересованное лицо Шурчанов А.В. и его представитель Иванов О.А. просили в удовлетворении административного искового заявления отказать.
Представитель заинтересованного лица Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики Ефимов О.М. считал, что административное исковое заявление удовлетворению не подлежит.
Старший прокурор отдела прокуратуры Чувашской Республики Овчинникова Н.А.
в заключении
полагала,
что имеются предусмотренные законом основания для удовлетворения административного искового заявления и отмены решения Московской районной г. Чебоксары территориальной избирательной комиссии от 28.07.2016 года N 12/1.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав материалы дела и представленные лицами, участвующими в деле доказательства, признав возможным в соответствии с требованиями норм КАС РФ рассмотрение дела в отсутствие остальных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения заявления, суд приходит к следующему.
Частью 2 статьи 32 Конституции РФ установлено, что граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Законодательство Российской Федерации о выборах составляют Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ), иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2, 3 и 3.1 статьи 33 данного Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов.
Определяя условия выдвижения кандидатов, Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ устанавливает, что соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения (п. 2 ст. 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ).
Подпункт "б" пункта 2.2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ устанавливает, что вместе с заявлением представляются, если законом на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона не предусмотрен иной срок представления указанных копий документов, - в том числе заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
Статьей 33 Закона Чувашской Республики от 30.03.2006 N 9 "О выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики" установлен перечень избирательных документов, необходимых представлению в соответствующую окружную избирательную комиссию для регистрации кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения, кандидата, выдвинутого избирательным объединением по одномандатному избирательному округу. При этом указано, что кандидат либо уполномоченный представитель избирательного объединения представляет указанные документы не ранее чем за 60 дней и не позднее чем за 50 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени.
Согласно пункту 18 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ избирательная комиссия в течение установленного законом срока, который не должен превышать десять дней, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов требованиям закона и принять решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 названного Закона, иных требований, предусмотренных федеральным законом, иным законом.
В силу пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ основанием отказа в регистрации кандидата при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с поименованным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (подпункт "в"); наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований данного Федерального закона, иного закона (подпункт "в.1"); отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2, 3 и 3.1 статьи 33 указанного Федерального закона, иным законом (подпункт "в.2").
В административном исковом заявлении указано, что в заявлении кандидата Шурчанова А.В. о согласии баллотироваться отсутствуют сведения о его месте работы. При этом административным истцом уточняется, что в соответствии со справкой с места работы, представленной кандидатом Шурчановым А.В., его местом работы является Администрация Главы Чувашской Республики.
При проверке указанного довода суд исходит из того, что сведения об основном месте работы могут подтверждаться копией трудовой книжки либо иными документами, установленными действующим законодательством.
Законодательство о выборах, в частности подпункт "б" пункта 2.2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, не содержит прямого указания на вид документа, которым должны быть подтверждены сведения об основном месте работы кандидата.
В соответствии со справкой от 01.06.2016 г., выданной Администрацией Главы Чувашской Республики, Шурчанов А.В. с 09 июня 2015 г. работает помощником депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Шурчанова В.С. по работе в Чувашской Республике на постоянной основе (распоряжение Администрации Главы Чувашской Республики от 11 июня 2015 г. N 240).
Кандидатом Шурчановым А.В. в заявлении о согласии баллотироваться в депутаты в качестве основного места работы или службы, занимаемой должности (род занятий) указано - помощник депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Шурчанова В.С. по работе в Чувашской Республике на постоянной основе, депутат Чебоксарского городского Собрания депутатов шестого созыва на непостоянной основе.
С учетом названных положений и норм закона суд приходит к выводу о том, что справка с места работы может являться документом, подтверждающим указанные в заявлении о согласии баллотироваться сведения об основном месте работы (роде занятий) кандидата и неуказание в заявлении кандидатом Шурчановым А.В. в качестве места работы Администрацию Главы Чувашской Республики, с учетом специфики выполняемой работы и всех обстоятельств дела не может признаваться нарушением требований закона, влекущим безусловную отмену оспоренного постановления.
В административном исковом заявлении в качестве обоснования заявленных требований также указано, что представленный кандидатом первый финансовый отчет оформлен с нарушением требований законодательства, а именно в нарушение формы финансового отчета не указано наименование избирательной комиссии, а также к отчету не приложена соответствующая банковская справка. Делается вывод о том, что фактически первый финансовый отчет не представлен.
Указанные доводы не могут быть признаны обоснованными, поскольку финансовый отчет, подписанный Шурчановым А.В., оформлен и сдан на специальном бланке отчета, являющегося Приложением N 6 к Инструкции о порядке и формах учета и отчетности о поступлении и расходовании средств избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений при проведении выборов депутатов Государственного Совета Чувашской Республики шестого созыва, о чем имеется соответствующая информация в правом верхнем углу.
Исходя из этого на бланке отчета, несмотря на незаполнение соответствующей графы, содержится информация о наименовании избирательной кампании.
Кроме этого, исходя из сведений, содержащихся в бланке отчета, достаточных оснований для вывода о том, что при подаче первого финансового отчета необходимо предоставление банковской справки, не имеется, т.к. кандидатом не подавался итоговый финансовый отчет (последняя строка таблицы).
Суд, оценив совокупность доказательств по делу, приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного искового заявления в связи незаконностью решения территориальной избирательной комиссии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата, списка кандидатов при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2, и 3.1 статьи 33 названного федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата.
Пункт 3.1 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ устанавливает, что вместе с заявлением о согласии баллотироваться в избирательную комиссию также должны быть представлены составленные по форме, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации, сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера кандидата за пределами территории Российской Федерации, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года N 546 (в редакции от 3 декабря 2013 года) "О проверке достоверности сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера за пределами Российской Федерации, о расходах по каждой сделке по приобретению объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг и акций, представляемых кандидатами на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов, а также политическими партиями в связи с внесением Президенту Российской Федерации предложений о кандидатуре на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации" в случае отсутствия у лиц, в отношении которых представляются справки по формам, утвержденным Указом, о наличии недвижимого имущества и обязательств имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, а также в случае несовершения ими сделок по приобретению земельных участков, других объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) в соответствующих графах справок проставляется запись об отсутствии имущества, обязательств имущественного характера и сделок (пункт 3).
Поскольку судом достоверно установлено и не оспаривается участвующими в деле лицами, что в представленной кандидатом Шурчановым А.В. справке о принадлежащем кандидату, его супругу (супруге) и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об их обязательствах имущественного характера за пределами Российской Федерации в разделе N 4 "Обязательства имущественного характера" нет записи об отсутствии обязательств имущественного характера, указанное с учетом характера допущенного нарушения законодательства влечет признание судом незаконным решения территориальной избирательной комиссии.
Доводы представителей административного ответчика и заинтересованных лиц о неумышленном характере допущенной ошибки из-за отсутствия соответствующей информации и факта содействия со стороны территориальной избирательной комиссии, фактического отсутствия обязательств, заполнение кандидатом графы в части отсутствия имущества и несоразмерности последствий в виде отмены регистрации кандидата в депутаты допущенному нарушению являются необоснованными из-за неверного толкования законов и не могут быть приняты во внимание в качестве основания для отказа в удовлетворении заявленных административного искового требования.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 202 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктом 24 статьи 38 данного Федерального закона.
Указанный правовой подход находит свое подтверждение в Обзоре судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016 г. (пункт 1.3).
Таким образом, в ходе судебного разбирательства объективно установлено, что на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, среди документов, представленных Шурчановым А.В. для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, имелся документ, оформленный с нарушением требований закона, в связи с чем имеются предусмотренные законом основания для удовлетворения административного искового заявления, признания оспоренного решения незаконным и отмены решения территориальной избирательной комиссии от 28 июля 2016 года N 12/1 "О регистрации Шурчанова А.В. кандидатом в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики шестого созыва по Западному одномандатному избирательному округу N 18".
Руководствуясь ст. ст.
178 - 180, 244, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Молякова А.В. удовлетворить.
Решение Московской районной г. Чебоксары территориальной избирательной комиссии от 28 июля 2016 года N 12/1 "О регистрации Шурчанова А.В. кандидатом в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики шестого созыва по Западному одномандатному избирательному округу N 18" признать незаконным и отменить.
На решение могут быть поданы апелляционные жалоба и представление в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение пяти дней со дня принятия судом решения.
Председательствующий Карлинов С.В.
Мотивированное решение изготовлено 10 августа 2016 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.