Верховный суд Чувашской Республики под председательством судьи Спиридонова А.Е. при секретаре судебного заседания Львовой Е.В. с участием прокурора Бельцова А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению Данилова Г.В. об отмене постановления Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики от 5 августа 2016 года N ... "О регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по Канашскому одномандатному избирательному округу N 37 Аксакова А.Г.",
установил:
Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2016 года N 291 "О назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва" назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва на 18 сентября 2016 года.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 27 апреля 2016 года N 5/36-7 "О возложении полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва на избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, территориальные избирательные комиссии" полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по Канашскому одномандатному избирательному округу N 37 Чувашской Республики - Чувашия возложены на Центральную избирательную комиссию Чувашской Республики.
Аксаков А.Г., выдвинутый политической партией "Политическая партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", Постановлением Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики от 5 августа 2016 года N ... "О регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по Канашскому одномандатному избирательному округу N 37 Аксакова А.Г." зарегистрирован 5 августа 2016 года в 15 часов 17 минут кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по Канашскому одномандатному избирательному округу N 37.
Данилов Г.В., зарегистрированный кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по тому же одномандатному избирательному округу постановлением от 29 июля 2016 года N ... , через своего представителя Лукину Т.П. обратился в Верховный Суд Чувашской Республики с административным исковым заявлением об отмене постановления Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики от 5 августа 2016 года N ... , полагая, что у избирательной комиссии отсутствовали предусмотренные законом основания для регистрации Аксакова А.Г., а само решение вынесено с нарушением требований, предусмотренных законом.
Так, Аксаков А.Г. представил в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации заявление в письменной форме о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу и копию паспорта гражданина Российской Федерации.
В указанном заявлении место рождения Аксакова А.Г. указано как пос. ... Кумертауского р-на Башкирской АССР.
Аналогичные сведения указаны и в паспорте гражданина Российской Федерации.
Между тем, Аксаков А.Г. родился в ... году, а Кумертауский район Башкирской АССР образован в 1965 году. Ранее Кумертауский район Башкирской АССР носил наименование Куюргазинский район.
Тем самым Аксаков А.Г. представил заявление о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу и копию документа, удостоверяющего его личность, оформленные с нарушением требований Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 г N 67-ФЗ), Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", Постановления Правительства РФ от 08.07.1997 N 828 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации", Приказа ФМС России от 30.11.2012 N 391 "Об утверждении Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче и замене паспорта гражданина Российской Федерации".
Следовательно, на день предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, имелись документы, представленные кандидатом Аксаковым А.Г., а именно заявление о согласии баллотироваться по одномандатному избирательному округу и паспорт гражданина Российской Федерации, оформленные с нарушением требований закона.
Незаконная регистрация Аксакова А.Г. нарушает один из основополагающих принципов избирательного права, а именно - принцип равенства кандидатов, установленный статьями 5 и 39 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, поскольку регистрация кандидатов, не выполнивших требования закона, обязательные в равной степени для всех кандидатов, создает преимущественные условия для участия в избирательной кампании.
В судебном заседании административный истец Данилов Г.В. и заинтересованное лицо Аксаков А.Г. не присутствовали.
Представитель административного истца Лукина Т.П. административное исковое заявление поддержала по изложенным в нем основаниям.
Представитель административного ответчика Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики Ефимов О.М. административный иск не признал, пояснив, что оспариваемое решение принято на законных основаниях в пределах предоставленных полномочий.
Представители заинтересованного лица Аксакова А.Г. - Михайлов И.В. и Медведев В.В. просили в удовлетворении административного иска отказать в связи с его необоснованностью.
Прокурор Бельцов А.Н. полагал, что административный иск удовлетворению не подлежит, а оспариваемое решение соответствует требованиям закона.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, суд приходит к следующему.
Право избирать (активное избирательное право) и право быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (пассивное избирательное право), а также право участвовать в референдуме, по общему правилу, принадлежат гражданам Российской Федерации (часть 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации, статьи 2 - 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Законодательство Российской Федерации о выборах составляют Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2, 3 и 3.1 статьи 33 данного Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов.
Определяя условия выдвижения кандидатов, Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ устанавливает, что соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения (п. 2 ст. 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67- ФЗ).
Подпункт "а" пункта 2.2 ст. 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ устанавливает, что вместе с заявлением представляются, копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения. Законом может быть предусмотрено, что паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, предъявляется кандидатом при личном представлении документов в избирательную комиссию в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, изготавливается в избирательной комиссии в присутствии кандидата и заверяется подписью лица, принявшего заявление и прилагаемые к нему документы.
Согласно пункту 18 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ избирательная комиссия в течение установленного законом срока, который не должен превышать десять дней, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов требованиям закона, и принять решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В силу пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата является: отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (подпункт "в"); наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона (подпункт "в.1"); отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2, 3, 3.1 статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом (подпункт "в.2").
Аналогичные нормы установлены в Федеральном законе от 22 февраля 2014 г N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (ч. 1 ст. 51).
Аксаков А.Г., выдвинутый политической партией "Политическая партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", подал 27 июня 2016 года в Центральную избирательную комиссию заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по Канашскому одномандатному избирательному округу N 37, а 23 июля 2016 года - представил в Центральную избирательную комиссию Чувашской Республики паспорт гражданина Российской Федерации.
В указанном заявлении место рождения Аксакова А.Г. указано как пос. ... Кумертауского р-на Башкирской АССР.
Аналогичные сведения указаны и в паспорте гражданина Российской Федерации Аксакова А.Г.
Проверяя доводы административного истца о том, что сведения о месте рождения кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по Канашскому одномандатному избирательному округу N 37 Аксакова А.Г. указаны неправильно, поскольку на день рождения последнего, то есть на ... года, Кумертауский район Башкирской АССР носил наименование Куюргазинский, суд исходит из следующего.
Статья 27 Федерального закона от 22.02.2014 N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ) определяет полномочия Центральной избирательной комиссии Российской Федерации при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы, к числу которых относится: принятие инструкций и иных нормативных актов по вопросам применения Федерального закона от 22.02.2014 N 20-ФЗ (пункт 3); утверждение форм документов, связанных с подготовкой и проведением выборов (пункт 17); установление предусмотренных Федеральным законом от 22.02.2014 N 20-ФЗ форм документов в машиночитаемом виде, порядка их заполнения, в том числе с использованием сети "Интернет", порядка изготовления документов на бумажном носителе на основе документов в машиночитаемом виде, а также принятие мер, направленных на оказание содействия политическим партиям, гражданам, выдвигающим свои кандидатуры в качестве кандидатов, в подготовке документов в машиночитаемом виде (пункт 18).
В соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 22.02.2014 N 20-ФЗ решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих избирательных комиссий.
26 мая 2015 года Центральная избирательная комиссия Российской Федерации приняла постановление N 284/1671-6 "О Перечне и формах документов, в том числе в машиночитаемом виде, представляемых политическими партиями и кандидатами в избирательные комиссии при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва".
Пункт 2.8 указанного Постановления определяет, что Формы заявлений кандидата, выдвинутого политической партией в составе федерального списка кандидатов, кандидата, выдвинутого политической партией по одномандатному избирательному округу, кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу в порядке самовыдвижения, о согласии баллотироваться с обязательством в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, на бумажном носителе, изготовленных с использованием программных средств на основе документа в машиночитаемом виде (приложения N6, 6.1, 6.2, 6.3), форму указанных заявлений в машиночитаемом виде (приложение N 6.4).
Примечание 3 Приложения N 6 к данному перечню определяет, что данные о месте рождения и об адресе места жительства указываются в соответствии с паспортом или документом, заменяющим паспорт гражданина Российской Федерации.
Следовательно, указание кандидатом Аксаковым А.Г. в заявлении о согласии баллотироваться данных о месте рождения как пос. ... Кумертауского р-на Башкирской АССР в соответствии с представленным паспортом гражданина Российской Федерации свидетельствует об исполнении требований законодательства в части оформления заявления о согласии баллотироваться, а также о полноте представленных сведений о месте рождения.
Согласно п. 1 Указа Президента РФ от 13.03.1997 N 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации" паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 12 Постановления Правительства РФ от 08.07.1997 N 828 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации" обнаружение неточности или ошибочности произведенных в паспорте записей влечет за собой необходимость его замены, а не его недействительность.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" по смыслу Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ при обращении за реализацией избирательных прав гражданство Российской Федерации должно быть удостоверено.
Исходя из положений статьи 10 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" документами, удостоверяющими гражданство Российской Федерации, являются выданные в установленном порядке паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица. Документы, которые при отсутствии паспорта гражданина Российской Федерации могут удостоверять личность такого гражданина при реализации им избирательных прав и права на участие в референдуме, перечислены в подпункте 16 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
Истечение срока действия документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, равно как и наличие иных обстоятельств, требующих обязательной замены документа (например, внесение в паспорт гражданина Российской Федерации отметок и записей, не предусмотренных Положением о паспорте гражданина Российской Федерации, которое утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. N 828, с последующими изменениями), не означают прекращение гражданства Российской Федерации и утрату избирательных прав и права на участие в референдуме.
При таких обстоятельствах вопрос о соблюдении требований пункта 87.2 Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче и замене паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (Приложение к приказу ФМС России от 30 ноября 2012 г. N 391), в части внесения записи о месте рождения Аксакова А.Г. в паспорт гражданина Российской Федерации в точном соответствии с записями, произведенными в свидетельстве о рождении гражданина, не является юридически значимым применительно к разрешению настоящего спора, вытекающего из реализации гражданином его конституционного права избираться в органы государственной власти.
С учетом изложенного Аксаковым А.Г. были выполнены требования действующего законодательства при предоставлении в соответствующую избирательную комиссию заявления о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по Канашскому одномандатному избирательному округу N 37 и паспорта гражданина Российской Федерации в части указания в них места его рождения, и оснований для отказа в регистрации Аксакова А.Г. кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по Канашскому одномандатному избирательному округу N 37 у Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики не имелось.
Поскольку оспариваемое постановление от 5 августа 2016 года N ... соответствует закону, административное исковое заявление Данилова Г.В. следует признать необоснованным.
Руководствуясь статьями 177, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
отказать в удовлетворении административного искового заявления Данилова Г.В. об отмене постановления Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики от 5 августа 2016 года N ... "О регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по Канашскому одномандатному избирательному округу N 37 Аксакова А.Г.".
На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Чувашской Республики в течение пяти дней со дня принятия судом решения.
Председательствующий:
Мотивированное решение составлено 19.08.2016
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.