Верховный Суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Карлинова С.В., с участием прокурора Бельцова А.Н., при секретаре судебного заседания Петровой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению Владимирова В.А. об отмене решения окружной избирательной комиссии по Вурнарскому одномандатному избирательному округу N 3 от 05 августа 2016 года N 16-2 "О регистрации кандидата в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики шестого созыва по Вурнарскому одномандатному избирательному округу N 3 Свешникова В.В.",
установил:
Постановлением Государственного Совета Чувашской Республики от 16 июня 2016 года N 1111 назначены выборы депутатов Государственного Совета Чувашской Республики шестого созыва на 18 сентября 2016 года.
Постановлением N 142/1106-V от 09.06.2016 г. Центральная избирательная комиссия возложила полномочия окружной избирательной комиссии по Вурнарскому одномандатному избирательному округу N 3 по выборам депутатов Государственного Совета Чувашской Республики шестого созыва на Вурнарскую районную территориальную избирательную комиссию.
Решением от 05.08.2016 года N 16-2 окружной избирательной комиссии по Вурнарскому одномандатному избирательному округу N 3 Свешников В.В. зарегистрирован кандидатом в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики шестого созыва по Вурнарскому одномандатному избирательному округу N 3.
Владимиров В.А., зарегистрированный кандидатом в депутаты по тому же одномандатному избирательному округу N 3, действуя через представителя, обратился в Верховный Суд Чувашской Республики с административным исковым заявлением об отмене решения окружной избирательной комиссии по Вурнарскому одномандатному избирательному округу N 3 от 05.08.2016 года N 16-2, считая, что у окружной избирательной комиссии по Вурнарскому одномандатному избирательному округу N 3 отсутствовали предусмотренные законом основания для регистрации Свешникова В.В. кандидатом в депутаты, решение вынесено с нарушением требований, предусмотренных законом.
В административном исковом заявлении указано, что в нарушение требований п. 3.2 ч. 10 статьи 35 Закона Чувашской Республики N 9 "О выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики" от 30.03.2006 года в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидатом Свешниковым В.В., отсутствуют сведения об адресе его места жительства - "адрес 1", вместо этого указывается адрес его пребывания - "адрес 2". Соответственным образом кандидатом Свешниковым В.В. указывается место жительство в подписных листах, в справках о расходах кандидата, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.
Указание в адресах места жительства лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, "поселок " ... "", а не "поселок городского типа " ... "" или "пгт. " ... "", как следует из удостоверенного нотариусом Вурнарского нотариального округа Чувашской Республики Мулеевой Н.А. Списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата (списка кандидатов) в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики шестого созыва Свешникова В.В., - является нарушением, правовым последствием которого является признание всех подписей избирателей в подписных листах недействительными.
Копии паспорта и документы о профессиональном образовании Свешникова В.В. оформлены с нарушением требований законодательства, поскольку не имеют заверительных надписей кандидата.
Подписные листы, представленные кандидатом Свешниковым В.В., должны быть признаны недействительными на основании п. 9 ч. 9 ст. 34 Закона Чувашской Республики N 9 "О выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики" от 30.03.2006 года, п.п. "и" п.6.4 ст. 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", поскольку их форма не соответствует требованиям, установленным Приложением 5 к федеральному закону.
В соответствии с порядком заполнения Справки о расходах кандидата, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка, представляемой кандидатом на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов, утвержденной вышеуказанным Указом Президента РФ от 06.06.2013 г N 546, если в отчетный период кандидат, его супруга (супруг) и несовершеннолетние дети не совершали указанных сделок, то в графе "Наименование имущества" раздела 2 настоящей справки проставляются слова "В течение последних трех лет сделок по приобретению указанного имущества на сумму, превышающую общий доход кандидата и его супруги (супруга) за три последних года, не имелось".
В представленных кандидатом в депутаты Свешниковым В.В. в справках на свое имя и на имя супруги ФИО1 предусмотренных Указом необходимых сведений не имеется, вышеуказанная запись отсутствует.
В справках, представленных Свешниковым В.В., о принадлежности кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера кандидата за пределами территории Российской Федерации, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей в разделе 4 "Обязательства имущественного характера" не указаны сведения об отсутствии таких обязательств у него и его супруги (раздел не заполнен).
Административный истец Владимиров В.А. в судебное заседание не явился.
В судебном заседании представитель административного истца Владимирова В.А. - Слисаренко А.Н., действующий на основании нотариально заверенной доверенности, просил удовлетворить заявленное требование и отменить решение окружной избирательной комиссии по Вурнарскому одномандатному избирательному округу N 3 от 05.08.2016 года N 16-2 по указанным в заявлении основаниям.
Представитель административного ответчика окружной избирательной комиссии по Вурнарскому одномандатному избирательному округу N 3 Филиппова Т.В. считала, что административное исковое заявление удовлетворению не подлежит, поскольку основания для отказа Свешникову В.В. в регистрации кандидатом в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики шестого созыва по Вурнарскому одномандатному избирательному округу N 3 отсутствовали.
Заинтересованное лицо Свешников В.В. в судебное заседание не явился.
Представитель заинтересованного лица Свешникова В.В. адвокат Петров С.М. просил в удовлетворении административного искового заявления отказать, не соглашаясь в полном объеме с заявленными требованиями.
Представитель заинтересованного лица Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики Ефимов О.М. считал, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению, решение от 05.08.2016 года N 16-2 окружной избирательной комиссии по Вурнарскому одномандатному избирательному округу N 3 о регистрации Свешникова В.В. кандидатом в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики шестого созыва по Вурнарскому одномандатному избирательному округу N 3 является незаконным и подлежит отмене.
Прокурор отдела прокуратуры Чувашской Республики Бельцов А.Н. в заключении
полагал,
что имеются предусмотренные законом основания для удовлетворения административного искового заявления и отмены решения окружной избирательной комиссии по Вурнарскому одномандатному избирательному округу N 3 от 05.08.2016 года N 16-2.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав материалы дела и представленные лицами, участвующими в деле доказательства, признав возможным в соответствии с требованиями норм КАС РФ рассмотрение дела в отсутствие остальных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения заявления, суд приходит к следующему.
Частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации установлено, что граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Законодательство Российской Федерации о выборах составляют Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ), иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2, 3 и 3.1 статьи 33 данного Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов.
Подпункт "б" пункта 2.2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ устанавливает, что вместе с заявлением представляются, если законом на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона не предусмотрен иной срок представления указанных копий документов, - в том числе заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
Статьей 33 Закона Чувашской Республики от 30.03.2006 N 9 "О выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики" (далее - Закон Чувашской Республики от 30.03.2006 N 9) установлен перечень избирательных документов, необходимых представлению в соответствующую окружную избирательную комиссию для регистрации кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения, кандидата, выдвинутого избирательным объединением по одномандатному избирательному округу.
В силу ст. 35 Закона Чувашской Республики от 30.03.2006 N 9 регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в частях 3, 4 и 4.1 статьи 28, пункте 8 части 2.1, частях 3, 11 и 12 статьи 31 настоящего Закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, либо при наличии решения политической партии (ее регионального отделения), на которую распространяется действие пунктов 2 - 4 статьи 29.1 настоящего Закона.
Согласно пункту 18 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ избирательная комиссия в течение установленного законом срока, который не должен превышать десять дней, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов требованиям закона и принять решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 названного Закона, иных требований, предусмотренных федеральным законом, иным законом.
В силу пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ основанием отказа в регистрации кандидата при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с поименованным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (подпункт "в"); наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований данного Федерального закона, иного закона (подпункт "в.1"); отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2, 3 и 3.1 статьи 33 указанного Федерального закона, иным законом (подпункт "в.2").
В административном исковом заявлении указано, что в заявлении кандидата Свешникова В.В. о согласии баллотироваться отсутствуют предусмотренные законом сведения о месте его жительства, так как кандидатом в качестве места жительства неверно указано " "адрес 2"", вместо " "адрес 1"".
При проверке указанного довода суд исходит из того, что сведения о месте жительства могут подтверждаться копией паспорта либо иными документами, установленными действующим законодательством.
Кандидатом Свешниковым В.В. в окружную избирательную комиссию по Вурнарскому одномандатному избирательному округу N 3 предоставлены копия паспорта и копия свидетельства о регистрации по месту пребывания, которые подтверждают сведения о наличии у него места жительства в "адрес 1" (регистрация в паспорте в "адрес 1") и места пребывания в "адрес 2" (временная регистрация с 11.08.2015 г. по 11.08.2020 г.).
Подпункт "а" пункта 2.2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ устанавливает, что вместе с заявлением представляются копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения.
Исходя из этого формальное нарушение закона в виде неуказания в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты места жительства было устранено представлением в окружную избирательную комиссию копий страниц паспорта, где имелись сведения о его регистрации по месту жительства в "адрес 1".
С учетом названных положений и норм закона суд приходит к выводу о том, что указанный довод не может признаваться достаточным для вывода о нарушении кандидатом в указанной части требований закона, влекущим отмену оспоренного решения.
В административном исковом заявлении в качестве обоснования заявленных требований также указано, что все подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата Свешникова В.В. в депутаты, представленные в окружную избирательную комиссию, в количестве 1355 подписей (из которых недостоверными в ходе проверки признаны 13 подписей, достоверными - 1342), должны быть признаны в полном объеме недействительными из-за допущенных нарушений, так как все подписи собраны в подписные листы, форма которых не соответствует требованиям, установленным Приложением 5 к Федеральному закону от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ.
Указанные доводы административного истца соответствуют требованиям законов и установленным по делу обстоятельствам.
В соответствии с п. 1 ст. 37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей.
Наличие необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов является необходимым условием регистрации кандидата, списка кандидатов на выборах при отсутствии поддержки выдвижения кандидата, списка кандидатов избирателями, наличие которой определяется по результатам выборов.
Согласно п. 8 указанной статьи подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации изготавливаются и оформляются по формам согласно Приложениям 4.1 и 5 к названному Федеральному закону.
Пунктом 4 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ предусмотрено, что подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда зарегистрированного кандидата.
В соответствии с подпунктом "и" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным, в том числе Приложением 5 к данному Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 110 статьи 37 настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела, в представленных Свешниковым В.В. в подписных листах указаны сведения о его месте жительства неверно, вместо " "адрес 1"" указано " "адрес 2"".
Из копии паспорта кандидата в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики шестого созыва Свешникова В.В. следует, что он зарегистрирован по "адрес 1".
Копией свидетельства о регистрации по месту пребывания N 264 от 11.08.2015 года подтверждается, что Свешников В.В. временно зарегистрирован по месту пребывания по "адрес 2" с 11.08.2015 года по 11.08.2020 года.
В заявлении о согласии баллотироваться и во всех подписных листах, копии и оригиналы которых исследованы в ходе судебного разбирательства, кандидатом Свешниковым В.В. указывается адрес его места жительства - Чувашская Республика, п. " ... ",
Под адресом места жительства в соответствии с подпунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ от 03.07.2014 N 1483-О, исходя из буквального смысла подпункта 5 статьи 2 Федерального закона Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ адрес места жительства должен указываться в подписных листах в том виде, как он отражен в официальных документах, удостоверяющих наличие у гражданина регистрации по месту жительства, а именно в паспорте гражданина Российской Федерации о регистрации по месту жительства.
В соответствии с п. 5 Методических рекомендаций по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 13 июня 2012 г. N 128/986-6, адрес места жительства должен оформляться согласно сведениям, указанным на соответствующей странице паспорта гражданина Российской Федерации или документе, заменяющем паспорт гражданина.
Указанные выводы согласуются с разъяснениями, содержащимися в пункте 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.03.2011 N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Приведенные обстоятельства, установленные судом, являются нарушением со стороны зарегистрированного кандидата формы подписного листа, влекущими в соответствии с подп. "и" п. 6.4 ст. 38 Федерального закона Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ недействительность всех подписей избирателей в представленных кандидатом подписных листах.
Указанное согласуется с приведенными выше нормами материального права и правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 11 мая 2012 года N 658-О, в соответствии с которой изготовление и оформление подписных листов в точном соответствии с положениями избирательного законодательства выступают гарантией необходимого информирования граждан о кандидате, препятствуют возможному сокрытию или искажению информации, направлены как на защиту прав и законных интересов избирателей при сборе подписей, так и на обеспечение равенства прав кандидатов. Несоблюдение этого правила ставит под сомнение наличие реальной, основанной на полной и достоверной информации, поддержки кандидата избирателями, а потому и действительность подписей в подписных листах.
Следовательно, признать форму подписного листа соответствующей закону, если в нем не указаны предусмотренные федеральным законодательством сведения либо указаны не в том объеме или неверно, который предписан законом, нельзя.
Административным истцом в заявлении в качестве основания для удовлетворения заявленных требований также указано, что в подписных листах сведения о месте жительства всех лиц, осуществлявших сбор подписей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Свешникова В.В. указаны с нарушением требований законодательства, а именно вместо "поселок городского типа" (пгт) указано "поселок " ... "", а также кандидатом в депутаты Свешниковым В.В. вместе с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом, среди других документов представлены копии страниц паспорта и три из четырех документа о получении им образования, которые Свешниковым В.В. лично не заверены.
Из материалов дела следует, что в списке лиц, осуществляющих сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Свешникова В.В., удостоверенного нотариусом Вурнарского нотариального округа Чувашской Республики Мулеевой Н.А., адресами места жительства ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 указывается "адрес 2", с последующим указанием номеров домов и квартир.
Указанные доводы не могут быть признаны обоснованными, поскольку частью 2.2. статьи 3 Федерального закона Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ предусмотрено, что вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, представляются копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения. Законом может быть предусмотрено, что паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, предъявляется кандидатом при личном представлении документов в избирательную комиссию в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, изготавливается в избирательной комиссии в присутствии кандидата и заверяется подписью лица, принявшего заявление и прилагаемые к нему документы (п. а).
Из материалов дела следует, что копии страниц паспорта и копии документов об образовании кандидата Свешникова В.В. заверены подписью ФИО6 - секретаря Вурнарской территориальной избирательной комиссии, принявшим заявление.
Исходя из требований закона следует, что не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной имеющиеся в подписных листах сведения в виде сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений (пункт 5 ст. 38 (Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ).
Таким образом, доводы заявления в указанной части не могут быть признаны обоснованными.
Суд, оценив совокупность доказательств по делу, приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного искового заявления в связи незаконностью решения территориальной избирательной комиссии также по следующим основаниям.
Кандидатом Свешниковым В.В. в соответствии с пунктами "а", "б" части 4.1 ст. 27 Закона Чувашской Республики" от 30 марта 2006 г. N 9 были представлены в окружную избирательную комиссию сведения о своих расходах, супруги и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка, по форме, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации, на свое имя и имя его супруги ФИО1.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года регистрация кандидата, списка кандидатов при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2, и 3.1 статьи 33 названного федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата.
Пункт 3.1 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ устанавливает, что вместе с заявлением о согласии баллотироваться в избирательную комиссию также должны быть представлены составленные по форме, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации, сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера кандидата за пределами территории Российской Федерации, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года N 546 (в редакции от 3 декабря 2013 года) "О проверке достоверности сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера за пределами Российской Федерации, о расходах по каждой сделке по приобретению объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг и акций, представляемых кандидатами на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов, а также политическими партиями в связи с внесением Президенту Российской Федерации предложений о кандидатуре на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации"
В соответствии с порядком заполнения Справки о расходах кандидата, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка, представляемой кандидатом на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов, утвержденной вышеуказанным Указом от 06.06.2013 г. N 546, если в отчетный период кандидат, его супруга (супруг) и несовершеннолетние дети не совершали указанных сделок, то в графе "Наименование имущества" раздела настоящей справки проставляются слова "В течение последних трех лет сделок по приобретению указанного имущества на сумму, превышающую общий доход кандидата и его супруги (супруга) за три последних года, не имелось".
В представленных кандидатом в депутаты Свешниковым В.В. в справках на свое имя и на имя супруги ФИО1 предусмотренных Указом необходимых сведений не имеется, вышеуказанная запись отсутствует.
Кроме этого, в справке на имя Свешникова В.В. в разделе "Адрес регистрации (места жительства)" указан адрес его пребывания по месту пребывания, а не места жительства по паспорту. Указанное является нарушением требований закона, поскольку необходимые сведения указаны неверно.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года N 546 (в редакции от 3 декабря 2013 года) "О проверке достоверности сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера за пределами Российской Федерации, о расходах по каждой сделке по приобретению объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг и акций, представляемых кандидатами на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов, а также политическими партиями в связи с внесением Президенту Российской Федерации предложений о кандидатуре на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации" в случае отсутствия у лиц, в отношении которых представляются справки по формам, утвержденным Указом, о наличии недвижимого имущества и обязательств имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, а также в случае несовершения ими сделок по приобретению земельных участков, других объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) в соответствующих графах справок проставляется запись об отсутствии имущества, обязательств имущественного характера и сделок (пункт 3).
Поскольку судом достоверно установлено и не оспаривается участвующими в деле лицами, что в представленных кандидатом Свешниковым В.В. двух справках о принадлежащем кандидату, его (супруге) и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об их обязательствах имущественного характера за пределами Российской Федерации в разделе N 4 "Обязательства имущественного характера" нет записи об отсутствии обязательств имущественного характера, указанное с учетом допущенного нарушения законодательства влечет признание судом незаконным решения территориальной избирательной комиссии.
Доводы представителя заинтересованного лица Свешникова В.В. - Петрова С.М., содержащиеся в том числе и в отзыве на административное исковое заявление заинтересованного лица Свешникова В.В. о неумышленном характере допущенных ошибок из-за отсутствия соответствующей информации и факта содействия со стороны окружной избирательной комиссии, фактического отсутствия обязательств, заполнение кандидатом графы в части отсутствия имущества и фактического отсутствия замечаний со стороны окружной избирательной комиссии по представленным документам, непредъявления комиссией письменного извещения в адрес кандидата Свешникова В.В. о несоблюдении вышеуказанных требований закона при оформлении документов и наличия каких-либо недостатков по ним являются необоснованными из-за неверного толкования законов и не могут быть приняты во внимание в качестве основания для отказа в удовлетворении заявленных административных исковых требований .
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 202 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктом 24 статьи 38 данного Федерального закона.
Указанные правовые подходы находят свое подтверждение в Обзоре судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016 г.
Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности (ст. 35 Закона Чувашской Республики от 30.03.2006 г. N 9).
Допущенные по делу нарушения создают преимущественные условия для участия в избирательной кампании.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства объективно установлено, что на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, среди документов, представленных Свешниковым В.В. для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, имелись документы, оформленные с нарушением требований закона, подписные листы оформлены с нарушением требований избирательного законодательства, в связи с чем имеются предусмотренные законом основания (п.3.1 части 10 ст. 35 Закона Чувашской Республики от 30.03.2006 г. N 9) для удовлетворения административного искового заявления, признания оспоренного решения незаконным и отмены решения окружной избирательной комиссии по Вурнарскому одномандатному избирательному округу N 3 от 05 августа 2016 года N 16-2 "О регистрации кандидата в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики шестого созыва по Вурнарскому одномандатному избирательному округу N 3 Свешникова В.В.".
Руководствуясь ст. ст.
178 - 180, 244, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Владимирова В.А. удовлетворить.
Решение окружной избирательной комиссии по Вурнарскому одномандатному избирательному округу N 3 от 05 августа 2016 года N 16-2 "О регистрации кандидата в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики шестого созыва по Вурнарскому одномандатному избирательному округу N 3 Свешникова В.В." признать незаконным и отменить.
На решение могут быть поданы апелляционные жалоба и представление в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение пяти дней со дня принятия судом решения.
Председательствующий Карлинов С.В.
Мотивированное решение изготовлено 19 августа 2016 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.