Судья Пензенского областного суда Попов П.Г.,
при секретаре Никулиной Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 12.07.2016 года жалобу Телегина В.В. на решение судьи Первомайского районного суда г. Пензы от 01.02.2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя МРУ Росфинмониторинга по Приволжскому Федеральному округу советника государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса "данные изъяты" от 28 июля 2015 года генеральный директор ООО "МП-Лизинг" Телегин В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
По результатам рассмотрения жалобы Телегина В.В. на указанное постановление решением судьи Первомайского районного суда г. Пензы от 01 февраля 2016 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба Телегина В.В. - без удовлетворения.
С таким решением судьи не согласился Телегин В.В., считая решение судьи незаконным, необоснованным и подлежащим отмене, поскольку неправильно применены нормы материального и процессуального права, а выводы не соответствуют обстоятельствам дела.
У суда имелись все основания для освобождения Телегина В.В. от административной ответственности в порядке статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку не имеется существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, наступлении негативных последствий, наличия у последнего пренебрежительного отношения к своим обязанностям.
Кроме этого просит восстановить срок для обжалования решения судьи районного суда, в связи с пропуском срока по уважительным причинам.
Проверив материалы дела, доводы жалобы, выслушав объяснения Телегина В.В., его защитника Бедикина А.В., поддержавшие доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В силу частей 1 и 2 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В случае пропуска срока, указанного выше, данный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу.
В силу частей 1,2 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства.
Как видно из материалов дела решение судьи Первомайского районного суда г. Пензы от 01 февраля 2016 года по месту жительства Телегину В.В. как физическому лицу не направлялось.
В связи с чем, доводы заявителя о пропуске срока обжалования заслуживают внимания, и считаю возможным восстановить его.
Административным правонарушением, предусмотренным частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признается неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи, -влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Субъектами указанного административного правонарушения являются организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, исчерпывающий перечень которых приведен в статье 5 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ).
Статьей 5 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" предусмотрено, что в целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся лизинговые компании.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" под внутренним контролем понимается деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма; под организацией внутреннего контроля понимается совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля; под осуществлением внутреннего контроля понимается реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров.
В силу п. 1, 2 статьи 6 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" следует, что операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к одному из следующих видов операций; операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.
Подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ предусмотрено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами.
В силу пункта 10 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, приостанавливают соответствующую операцию, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, на пять рабочих дней со дня, когда распоряжение клиента о ее осуществлении должно быть выполнено, в случае, если хотя бы одной из сторон является, юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем организации или физического лица, в отношении которых применены меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 настоящей статьи, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица, либо физическое лицо, осуществляющее операцию с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с подпунктом 3 пункта 2.4 статьи 6 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Как следует из материалов дела, межрегиональным управлением по Приволжскому Федеральному округу в отношении ООО "МП-Лизинг" было проведена проверка исполнения требований Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
В ходе проверки выявлены нарушения данного законодательства, что в период с 01.10.2014 года по 08.05.2015 года генеральным директором ООО "МП-Лизинг" Телегиным В.В. не исполнялись обязанности в части организации и осуществления внутреннего контроля.
По результатам проверки 30 июня 2015 года составлен акт N 32.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители организаций несут административную ответственность как должностные лица.
13 июля 2015 года старшим специалистом 2 разряда отдела надзора деятельности и правового обеспечения Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу "данные изъяты" в отношении генерального директора ООО "МП-Лизинг" Телегина В.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно данному протоколу генеральным директором общества допущено неисполнение обязанности в части организации и осуществления внутреннего контроля, а именно, в нарушение требований статьей 6 и 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ не разработаны и не утверждены правила внутреннего контроля; не назначено специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля; не утвержден перечень работников, которые должны пройти обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; не осуществляется обучение сотрудников в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; обществом личный кабинет на сайте Росфинмониторинга создан 11 февраля 2014 года, вместе с тем ООО "МП-Лизинг" при принятии на обслуживание 01.10.2014 года ООО "данные изъяты" (ИНН "данные изъяты"), 10.10.2014 года ООО " "данные изъяты" (ИНН "данные изъяты") и 31.10.2014 года ООО " "данные изъяты" (ИНН "данные изъяты" к актуальной версии Перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму через Портал не обращалось, несмотря на объективное наличие такой возможности, и, соответственно, с актуальной версией Перечня, действующей в период принятия на обслуживание вышеуказанных клиентов не сверяло; сведения по операциям с ООО "данные изъяты"", с ООО " "данные изъяты" с ООО " "данные изъяты"" на сумму, превышающую 600000 рублей, были предоставлены в уполномоченный орган с нарушением установленного законом срока.
Факт совершения генеральным директором общества Телегиным В.В. административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 13 июля 2015 года, которым зафиксированы обстоятельства совершенного правонарушения; актом проверки N 32 от 30 июня 2015 года, которым зафиксированы выявленные нарушения; договорами лизинга и иными материалами дела, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с приведенными выше положениями статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях генеральный директор ООО "МП-Лизинг" Телегин В.В., не исполнивший надлежащим образом свои служебные обязанности, подлежит административной ответственности.
Действия генерального директора ООО "МП-Лизинг" Телегина В.В. квалифицированы по части 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами.
Доводы жалобы Телегина В.В. о применении к нему положения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судьей районного суда рассматривался, обоснованно не были приняты во внимание, свои выводы судья обосновал и не соглашаться с ними нет оснований.
Срок давности и порядок привлечения генерального директора ООО "МП-Лизинг" Телегина В.В. к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и оснований для снижения наказания не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального закона при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Восстановить Телегину В.В. срок для обжалования решения судьи Первомайского районного суда г. Пензы от 01 февраля 2016 года.
Решение судьи Первомайского районного суда г. Пензы от 01.02.2016 года в отношении Телегина В.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, его жалобу без удовлетворения.
Судья областного суда - П.Г. Попов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.