Судья Ярославского областного суда Преснов В.С.,
при секретаре Амелиной Я.Г..
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Володарского С.И. по доверенности Милкина-Скопца М.А. на постановление заместителя начальника государственной инспекции - начальника отдела - государственного инспектора государственного строительного надзора Ярославской области Селютиной С.Ю. от 26 апреля 2016г. N о назначении административного наказания и решение судьи Кировского районного суда города Ярославля от 29 июня 2016г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ, в отношении Володарского М.И.,
Установил:
Постановлением заместителя начальника государственной инспекции - начальника отдела - государственного инспектора государственного строительного надзора Ярославской области Селютиной С.Ю. от 26 апреля 2016г. N председателю Совета Ярославской городской еврейской (иудаистской) религиозной организации "Огни Ицхака" назначено административное наказание по ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере "данные изъяты"
Как указано в постановлении, правонарушение выразилось в следующем.
В ходе проведенной ДД.ММ.ГГГГг. внеплановой выездной проверки строительства объекта капитального строительства - миквы с инженерными коммуникациями по адресу: "адрес", установлено, что застройщиком данного объекта в соответствии с разрешением на строительство от ДД.ММ.ГГГГг. является Совет Ярославской городской еврейской (иудаистской) религиозной организации "Огни Ицхака". Согласно разрешению здание миквы должно иметь два этажа площадью "данные изъяты" без подземной части. При проведении проверки установлено, что фактически возведенное здание имеет 4 этажа: три наземных и один подземный. На третьем этаже расположены два гостиничных номера, в подземном этаже размещены технические и подсобные помещения, молельная миквы. Подземный этаж имеет высоту около "данные изъяты". В момент проверки велись отделочные работы. В период с ДД.ММ.ГГГГ и до момента проверки выполнены работы по устройству фундаментов, наружных и внутренних стен, скатной кровли. Извещение о начале строительства объекта в инспекцию государственного строительного надзора Ярославской области не направлялось.
Изложенное свидетельствует о нарушении председателем Совета Ярославской городской еврейской (иудаистской) религиозной организации "Огни Ицхака" Володарским М.И. требований пунктов 4 части 1 статьи 39 Федерального закона от 30.12.2009г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", части 5 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ, пункта 10 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.02.2006г. N 54.
В результате неисполнения застройщиком обязанности, предусмотренной ч. 5 ст. 52 ГрК РФ, государственный строительный надзор за выполнением работ по строительству объекта в нарушение ст. 39 Технического регламента безопасности зданий и сооружений на объекте не осуществлялся.
Решением судьи Кировского районного суда города Ярославля от 29 июня 2016г. постановление о назначении административного наказания оставлено без изменения.
На принятые по делу акты защитником Володарского М.И. принесена жалоба, в которой защитник просит постановление о назначении административного наказания и решение судьи районного суда отменить, производство по делу прекратить.
Доводы жалобы сводятся к недоказанности обстоятельств, на основании которых они вынесены, грубым нарушениям, допущенным при проведении внеплановой выездной проверки.
В судебном заседании областного суда защитник доводы жалобы поддержал.
Выслушав защитника, представителя Инспекции государственного строительного надзора Чернышеву К.С., изучив материалы дела, не нахожу оснований для омтены или изменения принятых по делу актов.
Частью 1 ст. 9.4 КоАП РФ установлена административная ответственность должностных лиц за нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий).
Как следует из материалов дела, Совету Ярославской городской еврейской (иудаистской) религиозной организации "Огни Ицхака" ДД.ММ.ГГГГг. выдано разрешение на строительство двухэтажного здания миквы по адресу: "адрес". В нарушение данного разрешения осуществлено строительство здания, состоящего из четырех этажей: одного подземного и трех наземных.
Согласно п. 4 части 1 статьи 39 Федерального закона "Технический регламента о безопасности зданий и сооружений" обязательная оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки и утилизации (сноса) осуществляется в форме государственного строительного надзора.
В соответствии с п\п "а" п. 2 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.02.2006г. N 54, при строительстве объектов капитального строительства, если проектная документация на их строительство подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации либо является типовой проектной документацией или ее модификацией, на которую получено положительное заключение государственной экспертизы, осуществляется государственный строительный надзор.
Подпунктом "а" пункта 10 данного Положения предусмотрено, что проверке соответствия выполняемых работ, применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства и результатов таких работ требованиям технических регламентов, нормам и правилам, а также требованиям иных нормативных правовых актов и проектной документации подлежит соблюдение при строительстве - требований к осуществлению подготовки земельного участка и выполнению земляных работ, работ по монтажу фундаментов, конструкций подземной и надземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения (в том числе внутренних и наружных сетей), инженерных систем и оборудования.
Положениями статьи 49 Градостроительного кодекса РФ предусмотрена государственная экспертиза проектной документации объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, в том числе в отношении отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей более чем два.
Часть 5 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ предусматривает, что в случае, если в соответствии с Градостроительным кодексом РФ при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства предусмотрен государственный строительный надзор, застройщик или технический заказчик заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции объекта капитального строительства должен направить в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, (далее также - органы государственного строительного надзора) извещение о начале таких работ с приложением документов, перечисленных в данной норме закона.
Из указанных норм права следует, что лицо, осуществляющее строительство объекта капитально строительства, обязано направлять соответствующее уведомление о начале строительства объекта, подлежащее государственному строительному надзору.
Председатель Совета Ярославской городской еврейской (иудаистской) религиозной организации "Огни Ицхака" Володарский М.И. в нарушение указанных требований закона извещение о начале строительных работ не направил, что привело к неисполнению государственного строительного надзора за выполнением работ по строительству объекта, предусмотренному ст. 39 Технического регламента безопасности зданий и сооружений.
Утверждение защитника о том, что осуществлено строительство здания состоящего из двух этажей, опровергаются материалами дела.Из представленного проекта здания, акта проверки, фотографий следует, что фактических построено здание, состоящее из четырех этажей: одного подземного и трех надземных.
В соответствии с приложением Б "Термины и определения" СП 118.13330.2012 "СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения" под мансардным этажом подразумевается этаж в чердачном пространстве, фасад которого полностью или частично образован поверхностью (поверхностями) наклонной ломанной или криволинейной крыши, при этом линия пересечения плоскости крыши и фасада должны быть на высоте не менее 1,5 метра от уровня пола мансардного этажа ( п. Б.29 данного приложения).
Согласно п. Б.32 указанного приложения Г подземными этажами признаются этажи с помещениями, расположенными ниже планировочной отметки земли на всю высоту помещения.
Из представленного проекта здания, акта проверки, фотографий следует, что третий мансардный этаж содержит помещения, в том числе жилые. Высота подвального этажа составляет "данные изъяты" в нем предусмотрены технические и подсобные помещения, молельная миквы.
Данные обстоятельства свидетельствуют об обоснованности выводов инспекции о строительстве здания из четырех этажей, так как возведенное строение, исходя из приведенных выше определений и материалов дела, имеет три надземных этажа, включая мансардный, и подземный этаж.
В соответствии с приложением Г СП 118.13330.2012 "СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения" при определении этажности здания в число надземных этажей включаются все надземные этажи, в том числе мансардные, и подземные этажи ( п. Г.8 приложения Г).
При применении указанных норм Градостроительного кодекса РФ учитывается количество этажей, а не этажность объектов капстроительства.
Тем самым, материалами дела установлено нарушение председателем Совета Ярославской городской еврейской (иудаистской) религиозной организации "Огни Ицхака" требований технических регламентов, выразившихся в не направлении уведомления о начале строительства объекта капитального строительства, подлежащего государственному строительному надзору.
Внеплановая выездная проверка проведена в соответствии с законом, нарушения, которые влекут признание результатов проверки незаконными, не допущены.
В соответствии с п. 18 ч. 4 ст. 1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, при осуществлении государственного строительного надзора могут устанавливаться другими федеральными законами.
Особенности осуществления государственного строительного надзора предусмотрены статьей 54 Градостроительного кодекса РФ.
Как следует из материалов дела, основанием для проведения проверки послужило поступившая из прокуратуры Кировского района города Ярославля информация об обращении гражданина по вопросу законности строительства городской миквы в районе "адрес". Информация направлена прокурором для принятия мер в соответствии с имеющимися у инспекции полномочиями. Также предписывалось о необходимости направления в прокуратуру информации о результатах проверки.
В соответствии с поступившей информацией была назначена внеплановая выездная проверка, что соответствует положениям п\п "б" п. 2 ч. 5 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ.
При этом, согласно п.5 ч. 5 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ предварительное уведомление юридического лица, индивидуального предпринимателя о проведении выездной проверки по основанию, указанному в подпункте "б" пункта 2 настоящей части, не требуется
Подпункт "б" пункта 2 части 5 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ предусматривает, что основанием для проверки являются обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, включая извещения, направляемые лицами, осуществляющими строительство в соответствии с частью 3 статьи 53 настоящего Кодекса, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного надзора), органов местного самоуправления, включая извещения, направляемые лицами, осуществляющими строительство в соответствии с частью 3 статьи 53 настоящего Кодекса, из средств массовой информации о фактах произошедшей аварии, нарушений технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации при выполнении работ в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, в том числе нарушений обязательных требований к применяемым строительным материалам, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу либо повлекли причинение такого вреда.
Так как из поступившей информации следовало, что в нарушение выданного разрешения возведено трехэтажной здание, у органа, осуществляющего государственный строительный надзор, имелись основания полагать, что осуществление такого строительства без экспертизы проектной документации, государственного строительного надзора может создать угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде.
Согласование проведения проверки с органом прокуратуры было произведено в соответствии с положениями подпункта 4 пункта 5 части 5 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ.
По результатам проверки составлен акт, который был вручен председателю Совета Ярославской городской еврейской (иудаистской) религиозной организации "Огни Ицхака".
Согласно распоряжению от ДД.ММ.ГГГГ N срок проведения проверки определен ДД.ММ.ГГГГ Акт составлен ДД.ММ.ГГГГ., т.е. непосредственно после завершения проверки.
Вручение акта проверки ДД.ММ.ГГГГ по смыслу части 2 статьи 20 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", не является основанием для признания результатов проверки недействительными.
Основания для признания результатов проверки недействительными, предусмотренные частью 2 статьи 20 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", по делу не установлены.
Володарский М.И. является председателем Совета Ярославской городской еврейской (иудаистской) религиозной организации "Огни Ицхака". По смыслу примечания к ст. 2.4 КоАП РФ руководитель религиозной организации, который выполняет организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, несет административную ответственность как должностное лицо. В соответствии с Уставом организации председатель Совета исполняет организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции.
В связи с этим Володарский М.И. обосновано привлечен к административной ответственности как должностное лицо.
Материалы дела не содержат доказательств того, что Володарский М.И. не исполнил предусмотренную законом обязанность в силу непредвидимых или чрезвычайных обстоятельств.
Тем самым правонарушение совершено виновно.
Административное наказание назначено в минимальном размере санкции ст. ч.1 ст. 9.4 КоАП РФ, исходя из характера совершенного правонарушения и в соответствии с требованиями ст.4.1-4.3 КоАП РФ.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не имеется.
Порядок и процедура привлечения должностного лица к административной ответственности соблюдены.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрена судьей районного суда в соответствии с требованиями главы 30 КоАП РФ.
Обжалуемые акты соответствуют требованиям статьи 29.10 КоАП РФ.
Основания для отмены постановления о назначении административного наказания и решения судьи Кировского районного суда города Ярославля, в том числе по доводам жалобы, отсутствуют.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ.
РЕШИЛ:
Постановление заместителя начальника государственной инспекции - начальника отдела - государственного инспектора государственного строительного надзора Ярославской области Селютиной С.Ю. от 26 апреля 2016г. N о назначении административного наказания и решение судьи Кировского районного суда города Ярославля от 29 июня 2016г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ, в отношении Володарского М.И. оставить без изменений, а жалобу защитника - без удовлетворения.
Судья: В.С. Преснов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.