Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего судьи Маньковой Е.Н.
судей Пискуновой В.А., Бритвич Ю.С.
при секретаре Колосовской Т.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ярославле "23" июня 2016 года
гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Ленинского районного суда г. Ярославля от 14 апреля 2016 года, которым постановлено:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обеспечить Г.М.А. техническими средствами реабилитации - подгузниками в количестве "данные изъяты" за период с "дата" по "дата"
Заслушав доклад судьи Маньковой Е.Н., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ГУ ЯРО ФСС РФ по доверенности Карякиной - Антипкиной К.А., которая поддержала жалобу, возражения на жалобу Г.М.А. и прокурора Князьковой М.А., судебная коллегия
установила:
Прокурор Ленинского района города Ярославля в порядке статьи 45 ГПК РФ в интересах Г.М.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению "Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации" (далее - Фонд) о предоставлении технических средств реабилитации: подгузников в количестве "данные изъяты" за период с "дата" по "дата".
В обоснование иска указано, что Г.М.А. является инвалидом "данные изъяты", в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (далее - ИПР) имеет право на получение технических средств реабилитации - подгузников в количестве "данные изъяты" в сутки. Данные средства реабилитации получает от Фонда. В ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что за период с "дата" Г.М.А. подгузниками не обеспечен в соответствии с ИПР, за период с "дата" по "дата" ( "данные изъяты") ему полагается "данные изъяты" подгузника. Ответчиком подгузники не предоставляются в необходимом количестве, компенсация не выплачена.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласен Фонд.
В апелляционной жалобе Фонда ставится вопрос об отмене решения, принятия по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований. Доводы жалобы сводятся к нарушению норм материального права.
На жалобу Фонда прокурором поданы письменные возражения.
Проверив законность и обоснованность решения суда с учетом доводов апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия считает, что решение подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в иске в связи с неправильным применением норм материального права.
Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд исходил из того, что индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых ИПР, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
Ссылаясь в решении на статьи 10, 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 N 181 -ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", пункты 21 и 22 Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду (утв. распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р), пункты 4, 5 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан (утв. Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 N 240), суд пришел к выводу о том, что Герасимов М.А. имеет право на получение в натуре технических средств реабилитации - подгузников, входящих в перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, в количестве, предусмотренном ИПР. Применяя метод "сплошного подсчета", суд установил, что за период с 06 апреля 2015 года по 17 марта 2016 года Герасимов М.А. не обеспечен подгузниками в соответствии с ИПР в количестве 692 штуки.
Как следует из дела, право Г.М.А. на обеспечение техническими средствами реабилитации в количестве, предусмотренном в ИПР, не оспаривалось по делу.
Спорный вопрос заключался в том, имеет ли право инвалид на получение технических средств реабилитации в натуре за прошлый период, в котором произошла их недопоставка.
Прокурор, используя метод "сплошного подсчета" предоставления технических средств реабилитации Г.М.А. согласно ИПР за период с "дата" по "дата", указывал в иске, что полученным количеством подгузников Г.М.А. был обеспечен только по "дата".
С такой позицией прокурора согласился суд, не дав надлежащей правовой оценки доводам Фонда о невозможности обеспечения инвалида одноразовыми техническими средствами за прошлый период в натуре. Суд не оценил документы Фонда о конкретных датах и количестве переданных Г.М.А. средств реабилитации для обеспечения его на будущий - с даты поставки - период.
Сам по себе факт недопоставки - в сравнении с количеством, необходимым инвалиду в соответствии с ИПР, - по делу доказан.
Однако судом не учтены требования норм материального права, подлежащих применению в такой ситуации.
В силу части 6 статьи 11 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 года N 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения её размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации.
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что если инвалид не был обеспечен техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, то он имеет право на получение компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации.
При этом действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе одноразовыми подгузниками, за прошлый период ввиду невозможности их одновременного использования в случае получения этих средств реабилитации за текущий и прошлый периоды. Средства технической реабилитации, которыми инвалид не был обеспечен своевременно, необходимы ему в соответствии с их предназначением (гигиенические средства) периодически для ежедневного применения и в том количестве, которое предусмотрено ИПР.
При таких обстоятельствах заявленные прокурором в интересах Г.М.А. требования о возложении на ответчика обязанности предоставить ему указанные выше технические средства реабилитации, подлежавшие использованию в прошедшем периоде, не предполагают восстановление прав истца.
Установленное нарушение права Г.М.А. на получение подгузников в натуре в количестве, указанном в ИПР, не может быть восстановлено путем присуждения в его пользу указанных технических средств реабилитации в натуре за уже прошедший период. Истцом в данном случае избран способ восстановления нарушенного права, не соответствующий нормам действующего законодательства.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что прокурором заявлены требования о возложении на Фонд обязанности обеспечить истца техническими средствами реабилитации в определенном количестве за прошлое время, решение суда об удовлетворении исковых требований нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в заявленном иске.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Ярославля от 14 апреля 2016 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований прокурора Ленинского района г. Ярославля в интересах Г.М.А. к государственному учреждению - Ярославскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации об обеспечении техническими средствами реабилитации за прошлое время - отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.