Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего судьи Абрамовой Н.Н.
судей Маньковой Е.Н., Пискуновой В.А.
при секретаре Москалевой С.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ярославле "4" августа 2016 года
гражданское дело по апелляционной жалобе Лукьяненко О.П.
на решение Ленинского районного суда города Ярославля от 26 мая 2016 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Лукьяненко О.П. отказать.
Заслушав доклад судьи Маньковой Е.Н., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Лукьяненко О.П., поддержавшую жалобу, судебная коллегия
установила:
Лукьяненко О.П. обратилась в суд с иском к отделу социальных выплат Ленинского района МКУ "Центр социальных выплат" города Ярославля, в котором просила суд, с учетом уточнения требований, признать незаконным решение об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг от 24.12.2015 г., признать за ней право на получение субсидии по предоставленному пакету документов - для одиноко проживающего собственника жилья, обязать рассчитать, назначить и выплатить указанную субсидию с 1 января 2016 года в отопительный период в сумме ... рублей, возместить расходы по оплате государственной пошлины в размере ... рублей.
В обоснование иска указано, что 22 декабря 2015 года истица обратилась в отдел социальных выплат Ленинского района МКУ "Центр социальных выплат" города Ярославля с заявлением об оформлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как одиноко проживающему пенсионеру в пределах социального регламента, полагая, что доля этой оплаты превышает 22 % её дохода. В квартире, собственником которой является истица, зарегистрирована семья её взрослой дочери, которая давно вместе с ней не проживает, квартирой не пользуется, не несет расходы по содержанию данного жилого помещения. Семья дочери не может зарегистрироваться по месту временного проживания в съемном жилье.
В качестве ответчика судом привлечено МКУ "Центр социальных выплат" города Ярославля и в качестве третьего лица - Департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области, представители которых иск не признали.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласна истица.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда, принятии нового решения об удовлетворении требований. Доводы жалобы сводятся к незаконности и необоснованности решения суда, несоответствию выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, нарушению норм материального права.
В жалобе обращается внимание на то, что суд незаконно исходил из сведений о количестве лиц, зарегистрированных по месту жительства в квартире истицы; суд смешал понятия "одиноко проживающий неработающий пенсионер" и "пенсионер, проживающий в семье из трех и более человек", суд неправомерно учел в составе семьи истицы семью её взрослой дочери, которая с ней не проживает, а сохраняет лишь регистрацию, при этом такая регистрация не имеет значения для применения Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, т.к. в этих Правилах, а также в части 3 статьи 159 ЖК РФ речь идет о членах семьи, совместно проживающих в жилом помещении. Истица указывает, что ответчик не доказал совместное проживание с ней семьи её дочери; в жалобе утверждается, что действующее законодательство не возлагает на её взрослую дочь обязательства проживать по месту регистрации.
Проверив законность и обоснованность решения суда с учетом доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что жалоба не содержит оснований для отмены решения и подлежит оставлению без удовлетворения.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Лукьяненко О.П., суд признал правильными, соответствующими закону действия органа по назначению субсидий, который при определении состава семьи истицы исходил из количества лиц, зарегистрированных по месту жительства в квартире истицы.
Выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, их надлежащей оценке. Судом правильно применены статья 159 ЖК РФ, нормы Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, Закона Ярославской области от 24.11.2009 г. N 65-з "О региональных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг".
Выводы суда в решении подробно и убедительно мотивированы, являются правильными.
Доводы жалобы истицы основаны на ошибочном толковании норм материального права, регулирующих вопрос о назначении названных субсидий, не соответствуют фактическим обстоятельствам, которые правомерно учитывал орган по назначению субсидий.
Отказывая в удовлетворении апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Предоставление субсидии гражданам осуществляется в соответствии со статьей 159 Жилищного кодекса РФ и Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 2 названных Правил субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Согласно пункту 3 Правил право на получение субсидии имеют:
- пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилфонде;
- наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде;
- члены жилищного или жилищно-строительного кооператива;
- собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома).
Субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размеров региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчёта субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают максимально допустимую долю собственных расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг (далее - ЖКУ), установленную в размере 22% от совокупного дохода семьи (далее - стандарт доли расходов на оплату ЖКУ).
Согласно Закону Ярославской области от 24.11.2009 г. N 65-з "О региональных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг", региональный стандарт нормы площади жилого помещения, используемой для расчета субсидии, установлен в следующих размерах:
- на семью из одного человека - 33 кв. метра;
- на семью из двух человек - 42 кв. метра;
- на семью из трех и более человек - 18 кв. метров на одного человека.
В соответствии с пунктом 20 Правил размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг.
Региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг на 1 полугодие 2016 года утверждены постановлением Правительства Ярославской области от 28.12.2009 N 1283-п (на момент обращения истицы действовало в редакции от 18.12.2015) "О региональных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг". Размеры региональных стандартов устанавливаются различные, в зависимости от нормативной площади жилого помещения:
- на одиноко проживающих граждан;
- на одного человека для семей из 2-х человек;
- на одного человека для семей из 3-х и более человек.
Согласно представленным Лукьяненко О.П. документам она является собственником жилого помещения по адресу: "адрес" Заявителем представлена выписка из домовой книги квартиросъемщика от 21.12.2015 г. (л.д. 52), согласно которой в квартире по вышеуказанному адресу зарегистрированы по месту постоянного жительства 4 человека: собственник Лукьяненко О.П., а также ФИО1 ... г.р., (дочь), ФИО2 ... г.р., (внучка) и ФИО3 . г.р., (внук). В представленных копиях квитанций по оплате за жилищно-коммунальные услуги количество зарегистрированных лиц также указано 4 человека (л.д. 53).
Ранее в период с 2007 года по 31.08.2014 г. Лукьяненко О.П. являлась получателем субсидии (л.д. 73-86). Субсидия назначалась с учётом всех лиц, зарегистрированных в квартире по месту жительства Лукьяненко О.А., и заявителем предоставлялись сведения о доходах лиц, зарегистрированных по данному адресу. Расчёт субсидии производился исходя из регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг для семьи из трех и более человек.
В заявлении от 22.12.2015 г. Лукьяненко О.П. просила назначить субсидию только на себя, и соответственно, предоставила документы только о своих доходах.
В соответствии с пунктом 4 Правил субсидии предоставляются гражданам по месту постоянного жительства с учётом постоянно проживающих с ними членов семьи.
Подтверждением места постоянного жительства гражданина является его регистрация по месту жительства в соответствии с Законом РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации".
Так, согласно статье 1 названного закона каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. В статье 2 этого же закона дано понятие места жительства и регистрации гражданина Российской Федерации по месту жительства:
регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства;
место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
В данном случае дочь истицы со своими детьми своим местом жительства избрала квартиру матери, это подтвердила своей регистрацией и регистрацией своих детей по месту жительства в квартире истицы.
По смыслу закона предполагается добросовестное использование гражданами своих прав и надлежащее исполнение своих обязанностей, т.е. регистрация гражданина по месту жительства должна соответствовать его действительному месту жительства. То обстоятельство, что место регистрации семьи дочери истицы не совпадает с её действительным местом проживания, не должно создавать для истицы каких-либо преимуществ при получении социальных льгот, т.к. для целей предоставления субсидии состав семьи заявителя (получателя субсидии) определяется исходя из числа совместно зарегистрированных с ним в одном жилом помещении членов его семьи, включая самого заявителя.
Одиноко проживающим гражданином считается гражданин, проживающий (зарегистрированный по месту постоянного жительства) в жилом помещении, в котором кроме него больше никто не зарегистрирован.
Поэтому доводы истицы о том, что семья дочери не проживает по месту регистрации и поэтому не должна приниматься во внимание при расчете субсидии, являются неосновательными. В своих расчетах орган по назначению субсидий правомерно исходил из того, что состав семьи истицы должен приниматься как семья из трех и более лиц, т.е. по числу лиц, зарегистрированных в квартире истицы в качестве членов её семьи (пункты 18, 23 Правил).
В соответствии со статьей 31 Жилищного кодекса РФ члены семьи собственника жилого помещения несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Согласно подпункту "б" пункта 8 Правил если заявитель указал в заявлении о предоставлении субсидии в качестве членов своей семьи не всех граждан, зарегистрированных совместно с ним по месту его постоянного жительства, он обязан представить документы, подтверждающие размер вносимой ими платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги.
Документы, подтверждающие сведения о несении расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг другими лицами, зарегистрированными по месту жительства по указанному адресу, предоставлены истицей не были.
Если помимо заявителя в жилом помещении зарегистрированы иные граждане, то при расчёте субсидии заявителю применяется размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, рассчитанный с использованием регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, соответствующего количеству всех граждан, зарегистрированных в данном жилом помещении по месту жительства.
При рассмотрении вопроса о предоставлении субсидии Лукьяненко О.П. на одного человека (только на саму истицу) при условии предоставления документов, подтверждающих размер вносимой семьей её дочери ФИО1 платы за ЖКУ по адресу своей постоянной регистрации, размер регионального стандарта стоимости ЖКУ должен применяться как на одного человека при семье из трех и более лиц.
В результате расчёта отделом социальных выплат Ленинского района МКУ "Центр социальных выплат" города Ярославля было установлено, что расходы Лукьяненко О.П., рассчитанные исходя из регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, утверждённого на нормативную площадь для семьи из трех и более лиц, не превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в её совокупном доходе (л.д. 11).
На основании произведенного расчёта отделом социальных выплат Ленинского района МКУ "Центр социальных выплат" города Ярославля было вынесено решение N 2/258 от 24.12.2015 об отказе Лукьяненко О.П. в назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (л.д. 57).
Проверяя законность данного решения, районный суд пришел к правильному выводу о том, что расчёт, произведенный ответчиком, соответствует действующему законодательству, данный расчет показал, что истица не имеет права на получение субсидии с учетом состава семьи 1 человек, решение об отказе в предоставлении субсидии вынесено МКУ "Центр социальных выплат" города Ярославля правомерно.
Вопрос о назначении субсидии Лукьяненко О.П. с учетом состава семьи из 4 человек, зарегистрированных в квартире истицы, органом по назначению субсидий не рассматривался, и с таким вопросом истица не обращалась. Как указывал в письменном отзыве представитель третьего лица Департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области этот вопрос может быть рассмотрен МКУ "Центр социальных выплат" города Ярославля при предоставлении документов, подтверждающих доходы иных членов семьи, зарегистрированных в квартире истицы.
По указанным основаниям апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу Лукьяненко О.П. на решение Ленинского районного суда города Ярославля от 26 мая 2016 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.