Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего судьи Абрамовой Н.Н.
судей Маньковой Е.Н., Преснова В.С.
при секретаре Москалевой С.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ярославле "11" августа 2016 года
гражданское дело по апелляционным жалобам ОАО "Ярославльводоканал", мэрии города Ярославля
на решение Ленинского районного суда города Ярославля от 6 июня 2016 года, которым постановлено:
Иск Управления Роспотребнадзора по Ярославской области, прокурора Ярославской межрайонной природоохранной прокуратуры удовлетворить частично.
Обязать ОАО "Ярославльводоканал" обеспечить обеззараживание сточных вод объединенного выпуска 1-2 очереди очистных сооружений канализации на выпуске в р. Волга в соответствии с требованиями "СП 32.13330.2012. Свод правил. Канализация. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.03-85", утв. Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/11, "СНиП 2.04.03-85. Канализация. Наружные сети и сооружения", утв. Постановлением Госстроя СССР от 21.05.1985 г. в срок до 01.01.2018 года.
Обязать ОАО "Ярославльводоканал" обеспечить обеззараживание сточных вод 3 очереди очистных сооружений канализации на выпуске в р. Волга в соответствии с требованиями "СП 32.13330.2012. Свод правил. Канализация. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.03-85", утв. Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/1 1, СНиП 2.04.03-85. Канализация. Наружные сети и сооружения", утв. Постановлением Госстроя СССР от 21.05.1985 г. в срок до 01.01.2018 года.
Обязать ОАО "Ярославльводоканал" обеспечить качество сточных вод на выпусках с 1-2-й очереди, 3-й очереди очистных сооружений канализации в р. Волга в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.5.980-00 "Гигиенические требования к охране поверхностных вод", ГН 2.1.5.1315-03 "Предельно - допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно - питьевого и культурно - бытового водопользования"; ГН 2.1.5.2280-07 "Дополнения и изменения N 1 к гигиеническим нормативам "Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно -питьевого и культурно - бытового водопользования. ГН 2.1.5.1315-03"; очистку сточных вод обеспечить в соответствии с требованиями "СП 32.13330.2012. Свод правил. Канализация. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.03-85", утв. Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/1 1, "СНиП 2.04.03-85. Канализация. Наружные сети и сооружения", утв. Постановлением Госстроя СССР от 21.05.1985 г. в срок до 01.01.2019 года.
Обязать ОАО "Ярославльводоканал" и мэрию города Ярославля в срок до 01.01.2019 года организовать отведение сточных вод с очистных сооружений канализации, расположенных по адресу: г.Ярославль, Тормозное шоссе, 123, и обеспечить очистку сточных вод, сбрасываемых с очистных сооружений канализации, расположенных по адресу: "адрес" в соответствии с СанПин 2.1.5.980-00 "Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод" и "Нормативами качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения".
Заслушав доклад судьи Маньковой Е.Н., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав объяснения представителя ОАО "Ярославльводоканал" по доверенности Лебедева С.А., представителя мэрии города Ярославля по доверенности Гавриленко Л.А., поддержавших свои жалобы, возражения на жалобы представителя Управления Роспотребнадзора по Ярославской области по доверенности Новожиловой С.П. и заместителя Ярославского межрайонного природоохранного прокурора Шаталова А.Н., судебная коллегия
установила:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ярославской области (далее - Управление Роспотребнадзора по ЯО) в интересах неопределенного круга лиц обратилось в суд с иском к ОАО "Ярославльводоканал", в котором просило:
обязать ответчика обеспечить обеззараживание сточных вод объединенного выпуска 1-2 очереди очистных сооружений канализации на выпуске в р. Волга в соответствии с требованиями "СП 32.13330.2012. Свод правил. Канализация. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.03-85", утв. Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года N 635/11, СНиП 2.04.03-85. Канализация. Наружные сети и сооружения", утв. Постановлением Госстроя СССР от 21 мая 1985 года, в срок до 1 января 2018 года;
обязать ответчика обеспечить обеззараживание сточных вод 3 очереди очистных сооружений канализации на выпуске в р. Волга в соответствии с требованиями "СП 32.13330.2012. Свод правил. Канализация. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.03-85", утв. Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года N 635/11, СНиП 2.04.03-85. Канализация. Наружные сети и сооружения", утв. Постановлением Госстроя СССР от 21 мая 1985 года, в срок до 1 июня 2017 года;
обязать ответчика обеспечить качество сточных вод на выпусках с 1-2 очереди, 3-й очереди очистных сооружений канализации в р. Волга в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.5.980-00 "Гигиенические требования к охране поверхностных вод", ГН 2.1.5.1315-03 "Предельно - допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно - питьевого и культурно - бытового водопользования"; ГН 2.1.5.2280-07 "Дополнения и изменения N 1 к гигиеническим нормативам "Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно - питьевого и культурно - бытового водопользования. ГН 2.1.5.1315-03"; очистку сточных вод обеспечить в соответствии с требованиями "СП 32.13330.2012. Свод правил. Канализация. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.03-85", утв. Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 N 635/11, "СНиП 2.04.03-85. Канализация. Наружные сети и сооружения", утв. Постановлением Госстроя СССР от 21 мая 1985 года, в срок до 1 января 2018 года.
Иск обоснован тем, что ответчиком нарушается действующее законодательство в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, чем создается угроза жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
В исковом заявлении указано, что проведенная истцом в декабре 2012 года проверка очистных сооружений канализации ОАО "Ярославльводоканал", расположенных на одной из основных площадок в районе районе города, по адресу: "адрес", общей площадью ... га, выявила нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Обеззараживание очищенных сточных вод на обоих выпусках в реку Волга с очистных сооружений канализации ОАО "Ярославльводоканал" не осуществляется, качество сточных вод, сбрасываемых в р. Волга, не соответствует санитарным требованиям, гигиеническим нормативам.
По результатам указанной проверки в связи с выявленными нарушениями ОАО "Ярославльводоканал" 25 декабря 2012 года было привлечено к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ, Обществу выдано предписание об устранении нарушений сроком исполнения до 15 января 2015 года. Однако контроль исполнения показал, что предписание выполнено не в полном объеме: не выполнен пункт предписания в части обеспечения обеззараживания сточных вод на выпусках в р. Волга с очистных сооружений канализации, в части обеспечения качества сточных вод на выпусках в р. Волга в соответствии с нормативами. На сегодняшний день ОАО "Ярославльводоканал" продолжает нарушать законодательство в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, не принимает надлежащие меры для предотвращения нарушений санитарно-эпидемиологических правил. Указанные нарушения создают неблагоприятную санитарно-эпидемиологическую ситуацию, связанную с загрязнением поверхностных водных объектов - р. Волга, что может явиться фактором риска распространения возбудителей инфекционных и паразитарных заболеваний среди населения.
Ярославский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к ОАО "Ярославльводоканал", мэрии города Ярославля, в котором просил в срок до 1 января 2018 года организовать отведение сточных вод с очистных сооружений канализации, расположенных по адресу: г.Ярославль, Тормозное шоссе, 123, и обеспечить очистку сточных вод, сбрасываемых с этих очистных сооружений, в соответствии с СанПин 2.1.5.980-00 "Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод" и "Нормативами качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения".
Определением суда данные дела объединены в одно производство.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласны ответчики.
В апелляционной жалобе ОАО "Ярославльводоканал" ставится вопрос об изменении решения суда, установлении в решении реальных сроков исполнения возложенных обязанностей - до 2040 года. Доводы жалобы сводятся к несоответствию выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, нарушению норм материального и процессуального права.
В апелляционной жалобе мэрии города Ярославля ставится вопрос об отмене решения суда в части требований к мэрии, принятии в указанной части нового решения об отказе в иске к мэрии города Ярославля. Доводы жалобы сводятся к нарушению норм материального права.
На жалобы ответчиков поданы возражения Управлением Роспотребнадзора по ЯО и природоохранным прокурором.
Проверив законность и обоснованность решения суда с учетом доводов апелляционных жалоб и возражений на них, судебная коллегия считает, что оснований для отмены либо изменения решения суда по доводам жалоб не имеется.
Судом установлено, сторонами не оспаривалось, что очистные сооружения канализации ОАО "Ярославльводоканал", расположенные на одной из площадок в районе районе города, по адресу: "адрес", общей площадью ... га, функционируют с нарушением законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Обеззараживание очищенных сточных вод на обоих выпусках в реку Волга с очистных сооружений канализации ОАО "Ярославльводоканал" не осуществляется. ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ярославской области" отобраны пробы сточной воды на выпусках в реку Волга, по результатам лабораторных исследований установлено, что качество сточных вод канализации, сбрасываемых в реку Волга, не соответствует санитарным требованиям по микробиологическим и химическим показателям.
Факты допускаемых ОАО "Ярославльводоканал" нарушений законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, природоохранного и иного законодательства, указанного истцами в исковых заявлениях, ответчиками в жалобах не оспариваются.
Выводы суда о том, что ответчикам необходимо принять меры для обеззараживания сточных вод объединенного выпуска 1-2 очереди и 3 очереди очистных сооружений канализации на выпуске в реку Волга, обеспечить качество сточных вод на выпусках 1-2, 3 очереди очистных сооружений канализации в соответствии с установленными санитарными правилами и нормативами, гигиеническими нормативами, являются правильными, соответствуют правильному применению норм материального права, имеющимся в деле доказательствам, их надлежащей оценке.
Жалоба ОАО "Ярославльводоканал" по существу содержит один довод - об установлении районным судом необоснованного, нереального срока для выполнения мероприятий, указанных в резолютивной части решения суда, что свидетельствует о нарушении принципа исполнимости судебного решения.
Указанный довод не может быть принят во внимание для изменения решения суда.
Доводы состязающихся сторон о сроках выполнения мероприятий проверялись судом первой инстанции с учетом представленных доказательств.
Управление Роспотребнадзора по ЯО представило суду свое обоснование установления указанных в исковом заявлении сроков (л.д. 148-149), обращало внимание на то, что требуемые мероприятия неоднократно, начиная с 1999 года, включались в различные муниципальные программы, но не выполнялись. Дальнейшее затягивание в исполнении указанных необходимых мероприятий создает неблагоприятную санитарно-эпидемиологическую ситуацию, связанную с загрязнением реки Волга недостаточно очищенными и необеззараженными хозяйственно-бытовыми и промышленными сточными водами, может явиться фактором риска распространения возбудителей инфекционных и паразитарных заболеваний среди населения. Река Волга относится к системе ... водохранилища, водные ресурсы которого используются для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения ... областей.
Принимая во внимание указанные доводы истца, суд первой инстанции, вместе с тем, в определенной степени учел доводы ответчика по вопросу о сроках.
По сравнению со сроками, заявленными истцами в исках, районный суд увеличил ответчикам сроки для выполнения возложенных обязанностей. В частности, для выполнения мероприятий по обеззараживанию сточных вод 3 очереди очистных сооружений канализации срок увеличен с 01.06.2017 г. до 01.01.2018 г.; для мероприятий по обеспечению качества сточных вод в соответствии с установленными санитарными правилами и гигиеническими нормативами на выпусках с 1-2, 3 очередей очистных сооружений канализации в р. Волга срок увеличен с 01.01.2018 г. до 01.01.2019 г., по организации отведения и очистке сточных вод в соответствии с установленными требованиями с очистных сооружений канализации, расположенных по адресу "адрес" срок увеличен с 01.01.2018 г. до 01.01.2019 г.
Новых аргументов в стадии апелляционного обжалования ответчики не приводят, у судебной коллегии не имеется достаточных правовых оснований для переоценки выводов районного суда и изменения установленных судом первой инстанции сроков исполнения возложенных на ответчиков обязанностей. Содержащаяся в жалобе ОАО "Ярославльводоканал" просьба об установлении сроков - не ранее 2040 года - не может быть принята во внимание из-за явной неразумности указанного срока.
Доводы жалобы мэрии сводятся к утверждению о том, что мэрия не является надлежащим ответчиком по требованиям, заявленным прокурором, на неё необоснованно возложена обязанность по организации отведения и очистке сточных вод с очистных сооружений канализации, расположенных по адресу "адрес"
Указанные доводы мэрии не основаны на законе и фактических обстоятельствах.
То обстоятельство, что муниципальное имущество - очистные сооружения канализации - внесено в уставный капитал ОАО "Ярославльводоканал", и в настоящее время именно данное лицо (гарантирующий поставщик) осуществляет владение, пользование названным имуществом и должно принимать меры по очистке сточных вод, не освобождает мэрию как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления городского округа город Ярославль принять необходимые меры для обеспечения очистки сточных вод канализации, сбрасываемых в р. Волга. Это следует из правильного толкования норм действующего законодательства, регулирующих спорные отношения.
Так, в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах городского округа водоснабжения населения, водоотведения (пункт 4 части 1 статьи 16), организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа (пункт 11 части 1 статьи 16).
Из Устава ОАО "Ярославльводоканал" следует, что учредителем данного Общества и единственным акционером является город Ярославль в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля. КУМИ является структурным подразделением мэрии города Ярославля.
Согласно статье 93 Устава города Ярославля (утвержден решением Муниципалитета города Ярославля от 16.10.1995 г. N 42 - с последующими изменениями) мэрия города Ярославля является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом городского самоуправления.
В соответствии со статьей 98 Устава города Ярославля мэрия города Ярославля
- по вопросам бюджетной и налоговой политики:
2) осуществляет составление проекта бюджета города, составление отчета об исполнении бюджета города, обеспечивает исполнение бюджета города;
13"1") принимает решения о предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся муниципальными учреждениями и муниципальными унитарными предприятиями, в объекты капитального строительства за счет средств бюджета города;
16) осуществляет полномочия, связанные с утверждением муниципальных программ и ведомственных целевых программ, в соответствии с бюджетным законодательством;
- по вопросам комплексного социально-экономического развития города:
1) разрабатывает стратегию социально-экономического развития города, утверждает план мероприятий по ее реализации, организует выполнение указанных стратегии и плана, планов и программ комплексного социально-экономического развития города;
- по вопросам охраны окружающей среды:
1) организует мероприятия по охране окружающей среды в границах города;
3) осуществляет меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий;
- по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства территории:
12) организует в границах города электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение, снабжение населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
21) осуществляет полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренные федеральным законом.
Вышеприведенные права и обязанности мэрии города Ярославля, закрепленные в Уставе города Ярославля, свидетельствуют о том, что мэрия должна быть привлечена к выполнению мероприятий по устранению нарушений природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, выявленных при эксплуатации очистных сооружений канализации ОАО "Ярославльводоканал".
Решение суда о возложении на мэрию обязанности, указанной в резолютивной части решения, соответствует правильному применению приведенных выше норм ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Устава города Ярославля, а также пункта 3 статьи 7, статьи 10 Федерального закона "Об охране окружающей среды", статьи 6 "О водоснабжении и водоотведении".
Доводы жалоб ответчиков не опровергают правильность выводов суда об удовлетворении исков Управления Роспотребнадзора по ЯО и Ярославской межрайонной природоохранной прокуратуры и не содержат оснований для отмены либо изменения решения суда.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Апелляционные жалобы ОАО "Ярославльводоканал", мэрии города Ярославля на решение Ленинского районного суда города Ярославля от 6 июня 2016 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.