Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего судьи: Спрыгиной О.Б.,
судей областного суда: Авериной Е.Г., Радкевича А.Л.,
при секретаре: Мязиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Авериной Е.Г. дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Володарском районе Астраханской области на решение Володарского районного суда Астраханской области от 21 июня 2016 года по иску Кульчикенова Л.А. к Управлению Пенсионного фонда РФ в Володарском районе Астраханской области о признании права на досрочную пенсию по старости,
установила:
Кульчикенова Л.А. обратилась в суд с иском указав, что 18.11.2015г. обратилась в Управление Пенсионного Фонда РФ по Володарскому району Астраханской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии как работнику, осуществляющему лечебную деятельность. Решением от ДД.ММ.ГГГГ. за N ей отказано в назначении досрочной пенсии по старости, поскольку в соответствии с п.п.20 п. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ от 28.12.2013г. специальный стаж, связанный с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения составляет 22 года 9 месяцев 26 дней, при необходимых 25 годах в сельской местности. Из подсчёта льготного стажа исключены периоды, не предусмотренные законодательством: донорские дни - с 09.06.1994г. по 10.06.1994г., с 28.04.1995г. по 29.04.1995г.; курсы повышения квалификации: с 01.03.1999г. по 30.04.1999г., с 08.01.2004г. по 28.02.2004г., с 15.05.2006г. по 27.05.2006г., с 12.01.2009г. по 21.02.2009г., с 09.01.2014г. по 24.01.2014г., с 10.03.2014г. по 30.04.2014г.; период работы на не полную ставку с 01.09.2005г. по 31.12.2005г.; отпуск по уходу за ребенком с 19.08.1997г. по 02.08.1998г. С данным решением истец не согласна в части, и просит признать решение об отказе в назначении пенсии от 03.12.2015г. N незаконным в части; обязать Управление Пенсионного фонда в Володарском районе включить в специальный стаж следующие периоды работы: донорские дни - с 09.06.1994г. по 10.06.1994г., с 28.04.1995г. по 29.04.1995г.; курсы повышения квалификации: с 01.03.1999г. по 30.04.1999г. - в льготном исчислении из расчета 1 год работы за 1 год и 3 месяца, с 08.01.2004г. по 28.02.2004г., с 15.05.2006г. по 27.05.2006г., с 12.01.2009г. по 21.02.2009г., с 09.01.2014г. по 24.01.2014г., с 10.03.2014г. по 30.04.2014г. - календарно; с 01.09.2005г. по 31.12.2005г. - календарно в должности врача - педиатра Тумакской участковой больницы; с 03.02.1998г. по 02.08.1998г. - в должности участкового педиатра "данные изъяты" в льготном исчислении из расчета 1 год работы за 1 год и 3 месяца; с 17.03.1997г. по 07.08.1997г. - отпуск по беременности и родам в льготном исчислении из расчета 1 год работы за 1 год и 3 месяца; обязать Управление Пенсионного фонда в Володарском районе назначить ей досрочную пенсию.
Истец Кульчикенова Л.А. и её представитель ФИО7 исковые требования с учетом уточнений поддержали, просили иск удовлетворить.
Представитель ответчика ФИО8 в судебном заседании с исковыми требованиями о включении в специальный стаж истца периода работы с 03.02.1998г. по 02.08.1998г. согласился, в остальной части исковые требования не признал, просил в иске отказать.
Решением Володарского районного суда Астраханской области от 21 июня 2016 года требования Кульчикеновой Л.А. удовлетворены.
В апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ в Володарском районе ставит вопрос об отмене решения суда, ввиду его незаконности необоснованности, указывая, что согласно нормам действующего пенсионного законодательства, указанные периоды не подлежат зачету в льготный стаж истца. Помимо этого в жалобе указывается на незаконность взыскания с ответчика расходов по оплате госпошлины, поскольку в соответствии налоговым законодательством и Положением о Пенсионном фонде, ответчик является государственным учреждением и выполняет функции органа государственной власти и управления, обращаются в суды в защиту государственных интересов, в связи с чем, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Заслушав докладчика, представителя ГУ УПФ РФ в Володарском районе Астраханской области ФИО8, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, Кульчикенову Л.А. и её представитель ФИО7, возражавших против доводов апелляционной жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как следует из материалов дела Кульчикенова Л.А. 18.11.2015г. обратилась в Управление Пенсионного Фонда РФ по Володарскому району Астраханской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии как работнику, осуществляющему лечебную деятельность.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ за N истцу было отказано в назначении досрочной пенсии по старости, поскольку в соответствии с п.п.20 п. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ от 28.12.2013г. специальный стаж, связанный с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения Составляет 22 года 9 месяцев 26 дней, при необходимых 25 годах в сельской местности. Из подсчёта льготного стажа исключены периоды, не предусмотренные законодательством: донорские дни - с 09.06.1994г. по 10.06.1994г., с 28.04.1995г. по 29.04.1995г.; курсы повышения квалификации: с 01.03.1999г. по 30.04.1999г., с 08.01.2004г. по 28.02.2004г., с 15.05.2006г. по 27.05.2006г., с 12.01.2009г. по 21.02.2009г., с 09.01.2014г. по 24.01.2014г., с 10.03.2014г. по 30.04.2014г.; период работы на не полную ставку с 01.09.2005г. по 31.12.2005г.; отпуск по уходу за ребенком с 19.08.1997г. по 02.08.1998г.
Разрешая спор, районный суд пришел к выводу о незаконности решения пенсионного органа в части отказав назначении пенсии и включении в специальный стаж Кульчикеновой Л.А. периодов нахождения на курсах повышения квалификации, в отпуске по уходу за ребенком и донорских дней.
Судебная коллегия данные выводы суда первой инстанции находит законными и обоснованными по следующим основаниям.
Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с пунктом 3, 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видак работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности); дающий право на досрочное назначение пенсии.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу п. 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516, в стаж работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами и иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Согласно п. 5 указанных Правил в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной Нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. Периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, утвержденном Постановлением Правительства РФ N от 29,10.2002 года, по общему правилу засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочную пенсию лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в календарном порядке (пункт 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 781 от 29.10.2002 года).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 названных Правил, если работа осуществлялась как в городе, так и в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). В таком случае досрочная трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 30 лет стажа.
Ранее действовавшее законодательство также предусматривало льготное исчисление стажа работы в учреждениях здравоохранения в сельской местности или в поселке городского типа.
Так, в силу пункта 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 (действовавшего до 01.11.1999г.), которым был утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, установлено, что работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за 1 год и 3 месяца.
Из трудовой книжки, представленной Кульчикеновой Л.А. следует, что с 01.08.1992г. она осуществляет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в сельской местности.
Согласно записям в трудовой книжке, Кульчикенова Л.А. 31.07.1992г. зачислена врачом-интерном для прохождения интернатуры по педиатрии в "данные изъяты"; с 02.08.1993г. работала врачом-педиатром в "данные изъяты"; 02.01.1993г. зачислена на должность участкового врача-педиатра "данные изъяты"; 30.08.2005г. переведена в "данные изъяты" врачом участковым педиатром; 31.08.2005г. принята в порядке перевода на должность "врач участковый педиатр" "адрес", где работает по настоящее время.
Вышеизложенные периоды трудовой деятельности истца подтверждаются справками, уточняющими период медицинской деятельности, необходимый для назначения льготной пенсии, выданными "данные изъяты" N от ДД.ММ.ГГГГ., N от ДД.ММ.ГГГГ, N от 20.06.2016г., актом документальной проверки N от ДД.ММ.ГГГГ. "данные изъяты" справкой N, от ДД.ММ.ГГГГ., выданной "данные изъяты"
Из решения N от ДД.ММ.ГГГГ., следует, что в подсчет льготного стажа пенсионным органом включены периоды работы истца: с 01.08.1992г. по 01.08.1993г. - врач-интерн в "данные изъяты" в льготном исчислении; с 02.08.1993г. по 08.06.1994г., с 11.06.1994г. по 27.04.1995г., с 30.04.1995г. по 16.03.1997г. - в льготном исчислении; с 17.03.1997г. по 07.08.1997г. - календарно; с 08.08.1997г. по 18.08.1997г., с 03.08.1998г. по 28.02.1999г., с 01.05.1999г. по 31.10.1999г. - в льготном исчислении; с 01.11.1999г. по 07.01.2004г.- календарно, врач - педиатр в "данные изъяты"; с 01.03.2004г. по 31.08.2005г. - календарно врач - педиатр в "данные изъяты"; с 01.01.2006г. по 14.05.2006г., с 28.05.2006г. по 11.01.2009г., с 22.02.2009г. по 08.01.2014г. - календарно, врач - педиатр в "данные изъяты"; с 25.01.2014г. по 09.03.2014г., с 01.05.2014г. по 17.11.2015г. - календарно в должности врача - педиатра в "данные изъяты".
Рассматривая законность решения суда первой инстанции в части включения в специальный стаж периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации судебная коллегия выводы суда находит законными и соответствующими нормам ст.ст. 196, 187 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которым периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Факт нахождения Кульчикеновой Л.А. на курсах повышения квалификации с 01.03.1999г. по 30.04.1999г., с 08.01.2004г. по 28.02.2004г., с 15.05.2006г. по 27.05.2006г., с 12.01.2009г. по 21.02.2009г., с 09.01.2014г. по 24.01.2014г., с 10.03.2014г. по 30.04.2014г. и выполнение в предшествующий и последующий периоды работы по специальности подтверждается сведениями, содержащимися в трудовой книжке истца, справками "данные изъяты" N от ДД.ММ.ГГГГ., N ОТ ДД.ММ.ГГГГ., N от ДД.ММ.ГГГГ., актом документальной проверки N от ДД.ММ.ГГГГ. "данные изъяты", удостоверениями, свидетельствами, приказами "данные изъяты"
Таким образом, прохождение соответствующих курсов повышения квалификации на основании приказа руководителя является обязательной частью трудовой деятельности истца.
Правомерны выводы суда и относительно требований истца о включении в специальный стаж периода работы с 01.09.2005г. по 31.12.2005г. - в должности врача - педиатра "данные изъяты" суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 3 ФЗ РФ от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" целями индивидуального (персонифицированного) учета являются: создание условий для назначения трудовых пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; упрощение порядка и ускорение процедуры назначения трудовых пенсий застрахованным лицам.
В соответствии со ст. 28 ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации" физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
Контроль за достоверностью сведений о стаже и заработке, представляемых страхователями, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации (ст. 8 ФЗ РФ N 27-ФЗ).
Как разъяснено в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствий с Федеральным законом от 01.04.1996г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
Перечень документов, подтверждающих периоды работы как до регистрации гражданина в качестве застрахованного, так и после такой регистрации, включаемые в страховой стаж, установлен в Постановлении Правительства РФ от 24.07.2002 N 555 "Об утверждении правил подсчета и утверждения страхового стажа для установления трудовой пенсии" и Приказе Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011г. N 258н "Об утверждений порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости".
Из приведенных разъяснений следует, что выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированная на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, не является единственным допустимым доказательством подтверждения трудового стажа при разрешении спора в судебном порядке.
Действующее пенсионное законодательство не ставит в зависимость право лица на получение страховой пенсии (в том числе досрочной) от выполнения работодателем обязанностей по предоставлению в органы Пенсионного фонда РФ полных и достоверных сведений о работнике. Работник не наделен правом контролировать выполнение работодателем таких предписаний закона,
Факт льготной работы Кульчикеновой Л.А. на 1,0 ставку подтверждается льготными справками "данные изъяты" N от ДД.ММ.ГГГГ N от ДД.ММ.ГГГГ., N от ДД.ММ.ГГГГ. и трудовой книжкой истца. Согласно указанным доказательствам следует, что истец работала с 01.08.1992г. на 1,0 ставку.
Актом документальной, проверки N от ДД.ММ.ГГГГ "данные изъяты", проведенной специалистами пенсионного органа, также не установлено, что в спорный период с 01.09.2005г. по 31.12.2005г. истец работала на 0,75 ставку.
С учетом изложенного, суд пришел к верному выводу о том, что период работы истца с 01.09.2005г. по 31.12.2005г. следует обязать ответчика включить в подсчет специального стажа в льготном порядке как один год работы за один год и три месяца в соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N464.
Проверяя решение ответчика в части не включения в специальный стаж истца донорских дней суд так же правомерно признал отказ в указанной части незаконным.
В силу статьи 186 Трудового кодекса Российской Федерации в день сдачи крови и ее компонентов, а также в день связанного с этим медицинского обследования работник освобождается от работы. В случае, если по соглашению с работодателем работник в день сдачи крови и ее компонентов вышел на работу (за исключением тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, когда выход работника на работу в этот день невозможен), ему предоставляется по его желанию другой день отдыха. В случае сдачи крови и ее компонентов в период ежегодного оплачиваемого отпуска, в выходной или нерабочий праздничный день работнику по его желанию предоставляется другой день отдыха. После каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха. Указанный день отдыха по желанию работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован в другое время в течение года после дня сдачи крови и ее компонентов, при этом работодатель сохраняет за работником его средний заработок за дни сдачи и предоставленные в связи с этим дни отдыха.
Аналогичные положения содержались в ранее действующем до 01 февраля 2002 года законе - статья 114 Кодекса законов о труде Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом "О донорстве крови и ее компонентов" N 125-ФЗ от 20 июля 2012 года, донорство крови и ее компонентов, которые используются для медицинской помощи и могут быть получены только от человека, является свободно выраженным добровольным актом гражданина, при этом гражданин совершает этот акт с риском для собственного здоровья в интересах охраны жизни и здоровья других людей, а значит, в интересах государства и общества в целом, в связи с чем государство гарантирует донору защиту его прав и охрану его здоровья, донору гарантируются льготы, связанные с восстановлением и поддержанием его здоровья, что соответствует конституционно значимым целям и предопределяет обязанности по отношению к донорам как государства, так и организаций независимо от форм собственности.
С учетом системного толкования приведенных выше положений законодательства, донорские дни засчитываются, в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, поскольку в эти дни за истцом сохраняется средний заработок.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400- ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
С учетом периодов, засчитанных самим пенсионным органом в бесспорном порядке, и периодов, подлежащих включению в специальный стаж в рамках производства по данному делу, стаж истца, предусмотренный подпункту 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", на день обращения Кульчикеновой Л.А. в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, составляет у неё менее требуемых 25 лет.
Вместе с тем, приняв во внимание, что и после обращения в УПФ РФ в Володарском районе Астраханской области Кульчикенова Л.А. продолжала работать в прежней должности врача - педиатра у того же работодателя, что подтверждается справкой N от ДД.ММ.ГГГГ суд пришел к верному выводу о том, что право на пенсию у истца возникло с ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая, что правоотношения сторон и закон, подлежащий применению определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подробно изложена в мотивировочной части решения, доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене состоявшегося судебного решения.
В соответствии с частью 1 статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек , связанных с рассмотрением дела.
По правилам, установленным частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
При таких обстоятельствах вопреки доводам жалобы, суд, удовлетворив требования истца в полном объеме, обоснованно взыскал с ответчика судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей. Доводы апелляционной жалобы о том, что Пенсионный Фонд и его территориальные органы подлежат освобождению от уплаты государственной пошлины, судебная коллегия также признает несостоятельными, основанными на неверном толковании и применении норм материального права.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным учреждением, в связи с чем, он не относится к государственным органам, которые в силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Пенсионный Фонд и его территориальные органы подлежат освобождению от уплаты судебных издержек, судебная коллегия также признает несостоятельными, основанными на неверном толковании и применении норм материального права, поскольку положения 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации распространяются на всех участников гражданского судопроизводства и исключений для бюджетных организаций не содержат.
Поскольку доводы апелляционных жалоб не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой инстанции, и не опровергают выводов судебного решения, то оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда
определила:
решение Володарского районного суда Астраханской области от 21 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ - Управления Пенсионного фонда в Володарском районе Астраханской области - без удовлетворения.
.
.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.