Судья Алтайского краевого суда Соболева С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью "Бобровский лесокомбинат" на решение судьи Новоалтайского городского суда Алтайского края от 10 мая 2016 года по делу по жалобе общества с ограниченной ответственностью "Бобровский лесокомбинат" на постановление начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора в лесах управления лесами Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края Стрелковского А.Н. от ДД.ММ.ГГ "номер", которым
общество с ограниченной ответственностью "Бобровский лесокомбинат",
юридический адрес: "адрес", ИНН "номер", ОГРН "номер",
признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 4 ст. 8.25, ч. 3 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 300000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГ "номер", составленному ведущим специалистом отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора в лесах управления лесами Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края (далее - Главное управление) Хомутовым А.С., при проведении ДД.ММ.ГГ обследования лесных участков - лесосеки "номер" выдела "номер" в квартале "номер", лесосеки "номер" выдела "номер" в квартале "номер" Бобровского участкового лесничества Бобровского лесничества, арендатором которых является общество с ограниченной ответственностью "Бобровский лесокомбинат" (далее - ООО "Бобровский лесокомбинат", Общество) на основании договора аренды лесного участка для заготовки древесины от ДД.ММ.ГГ "номер", Проекта освоения лесов, прошедшего государственную экспертизу, установлено, что Обществом нарушены Правила пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, п. 3.4.15 договора аренды, а именно:
- в нарушение пп. "а" п. 17, п. 18 Правил пожарной безопасности в лесах Обществом в квартале "номер", выделе "номер", лесосеке "номер" (площадь "данные изъяты" га, вид рубки ДВР, год рубки 2014) Бобровского участкового лесничества Бобровского лесничества работы по заготовке древесины окончены, при этом весенняя доочистка не проведена, в местах сжигания порубочных остатков не обеспечено их полное сгорание;
- в нарушение п. 16, пп. "б" п. 17, п. 18 Правил пожарной безопасности в лесах в квартале "номер", выделе "номер", лесосеке "номер" (площадь "данные изъяты" га, вид рубки ДВР, год рубки 2014) Бобровского участкового лесничества Бобровского лесничества работы по заготовке древесины окончены, при этом очистка лесосеки не проведена, куча порубочных остатков сложена за пределами лесосеки, в местах сжигания порубочных остатков не обеспечено их полное сгорание.
В соответствии с постановлением Администрации Алтайского края от 10 июля 2015 года N 286 с 13 июля 2015 года по 01 августа 2015 года в крае действовал особый противопожарный режим.
Действия ООО "Бобровский лесокомбинат" квалифицированы по ч. 3 ст. 8.32, ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения дела вынесено вышеуказанное постановление, не согласившись с которым ООО "Бобровский лесокомбинат" обратилось в суд с жалобой об отмене постановления как незаконного.
Решением судьи Новоалтайского городского суда от ДД.ММ.ГГ постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба ООО "Бобровский лесокомбинат" - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Алтайский краевой суд, ООО "Бобровский лесокомбинат" просит отменить постановление должностного лица и решение судьи, ссылаясь на то, что фактически государственным органом ДД.ММ.ГГ была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения Обществом требований лесного законодательства, между тем данная проверка проведена без соблюдения положений Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон "номер"), в связи с чем документы, составленные должностными лицами административного органа в ходе проверки, являются недопустимыми доказательствами. Кроме того, при рассмотрении дела судьей не было дано объективной оценки имеющимся в материалах дела доказательствам, в том числе актам обследования лесных участков от ДД.ММ.ГГ и акту проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица от ДД.ММ.ГГ. Дело рассмотрено с нарушением правил подведомственности, так как на территории Первомайского района, являющегося местом совершения вменяемых нарушений, осуществляет свои полномочия структурное подразделение Главного управления - отдел обеспечения полномочий в области лесных отношений по Бобровскому лесничеству, которое находится по адресу: "адрес", должностные лица данного отдела вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 8.25, ст. 8.27, ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ. Поскольку работы по заготовке древесины в обследованных лесосеках производились в июле-августе 2014 года, сжигание порубочных остатков - в ноябре 2014 года, следовательно, Правила пожарной безопасности в лесах в период действия особого противопожарного режима с ДД.ММ.ГГ июля по ДД.ММ.ГГ Обществом не нарушались; весенняя доочистка осуществляется в случае рубки в зимнее время, однако в данном случае работы проводились в летний период 2014 года. Помимо этого постановление вынесено за истечением годичного срока давности привлечения к административной ответственности.
В письменных возражениях на жалобу Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края просит в удовлетворении жалобы ООО "Бобровский лесокомбинат" отказать.
Изучив доводы жалобы, выслушав защитника ООО "Бобровский лесокомбинат" Безугляка В.В., проверив дело в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, не нахожу оснований для отмены решения судьи.
В соответствии с ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Согласно ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно п. 61 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 01 августа 2011 года N 337, очистка мест рубок от порубочных остатков проводится одновременно с рубкой лесных насаждений и трелевкой древесины.
Очистка мест рубок осуществляется следующими способами:
укладкой порубочных остатков на волоки с целью их укрепления и предохранения почвы от сильного уплотнения и повреждения при трелевке;
сбором порубочных остатков в кучи и валы с последующим сжиганием их в пожаробезопасный период;
сбором порубочных остатков в кучи и валы с оставлением их на месте для перегнивания и для подкормки диких животных в зимний период;
разбрасыванием измельченных порубочных остатков в целях улучшения лесорастительных условий;
укладкой и оставлением на перегнивание на месте рубки.
Указанные способы очистки мест рубок при необходимости могут применяться комбинированно.
Очистка лесосек от порубочных остатков осуществляется с соблюдением требований правил пожарной безопасности в лесах.
В соответствии с п. 16 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года N 417 (далее - Правила), при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
В силу п. 17 названных Правил при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются:
а) доочистка в случае рубки в зимнее время;
б) укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ;
в) завершение сжигания порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок (лесосек) до начала пожароопасного сезона. Сжигание порубочных остатков от летней заготовки древесины и порубочных остатков, собранных при весенней доочистке мест рубок (лесосек), производится осенью, после окончания пожароопасного сезона.
При сжигании порубочных остатков должны обеспечиваться сохранность имеющихся на местах рубок (лесосеках) подроста, деревьев-семенников и других несрубленных деревьев, а также полное сгорание порубочных остатков (п. 18 Правил).
Как следует из материалов дела, на основании договора аренды лесного участка для заготовки древесины и ведения охотничьего хозяйства от ДД.ММ.ГГ "номер" ООО "Бобровский лесокомбинат" является арендатором лесного участка, расположенного в границах Первомайского района Бобровского лесничества (бывший Бобровский лесхоз), площадью "данные изъяты" га.
Согласно условиям названного договора аренды арендатор обязан соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила ухода за лесами, правила заготовки древесины, правила лесовосстановления и иные нормы и правила, установленные действующим законодательством (п. 3.4.15).
Факт совершения ООО "Бобровский лесокомбинат" вмененных правонарушений подтверждается собранными по делу об административном правонарушении доказательствами: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГ "номер"; актами обследования лесных участков N "номер" и "номер" от ДД.ММ.ГГ с приложенными к ним фототаблицами; отчетами об использовании лесов, согласно которым работы по заготовке древесины были окончены Обществом в квартале "номер" выделе "номер" и в квартале "номер" выделе "номер" на лесосеке "номер" Бобровского участкового лесничества Бобровского лесничества в сентябре и декабре 2014 года соответственно; лесной декларацией от ДД.ММ.ГГ; договором аренды лесного участка для заготовки древесины и ведения охотничьего хозяйства от ДД.ММ.ГГ N П-6/7; постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ "номер" "Об установлении особого противопожарного режима на территории Алтайского края", согласно которому особый противопожарный режим на территории Алтайского края был установлен с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, то есть в момент выявления вышеуказанных правонарушений.
Всем имеющимся в деле доказательствам судьей районного суда дана полная и всесторонняя оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, не соглашаться с которой оснований не имеется.
При рассмотрении дела должностным лицом, а затем судьей правильно установлены фактические обстоятельства дела, действия ООО "Бобровский лесокомбинат" квалифицированы верно, размер назначенного должностным лицом административного наказания в виде административного штрафа (300 000 рублей) определен с учетом положений ст.ст. 4.1-4.4 КоАП РФ, в пределах санкции, установленной ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ, предусматривающей более строгое административное наказание, чем ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ, оснований для его изменения не усматривается.
Довод жалобы о придании заранее установленной силы административному материалу несостоятелен. Изучение материалов дела свидетельствует о том, что к выводам о виновности ООО "Бобровский лесокомбинат" в совершении вмененных административных правонарушений должностное лицо и судья районного суда пришли на основании всестороннего, полного и объективного исследования доказательств по делу.
То обстоятельство, что на момент обследования лесных участков, проведенного Обществом ДД.ММ.ГГ, не было установлено наличия вменяемых ООО "Бобровский лесокомбинат" нарушений, не свидетельствует об отсутствии в действиях юридического лица составов административных правонарушений, предусмотренных ч. 4 ст. 8.25, ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ, поскольку наличие таких нарушений было установлено ранее ( ДД.ММ.ГГ).
Доводы Общества о том, что внеплановая выездная проверка юридического лица проведена с нарушением положений Федерального закона N 294-ФЗ, в отсутствие распоряжения и согласования с органами прокуратуры, подлежат отклонению, поскольку правонарушения по настоящему делу выявлены не в ходе проверки в соответствии с данным законом, а в результате текущего патрулирования лесов, которое предусмотрено ст. 96 Лесного кодекса Российской Федерации, п. 12 Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ "номер", в качестве самостоятельного мероприятия по контролю в лесах.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 1 Федерального закона N 294-ФЗ положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также - органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля), и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
При осуществлении мероприятий по контролю в ходе патрулирования лесов должностные лица не вступали во взаимодействие с юридическим лицом. С учетом изложенного нормы вышеуказанного Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, по настоящему делу не подлежат применению.
Указание в жалобе на нарушение правил подведомственности при рассмотрении дела должностным лицом подлежит отклонению как не основано на законе. В силу положений ст. 23.24.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении правомерно рассмотрено начальником отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора в лесах управления лесами Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края Стрелковским А.Н., само по себе данное обстоятельство о нарушении права Общества на защиту не свидетельствует.
Поскольку работы по заготовке древесины в квартале 114 выделе 12 были завершены Обществом в декабре 2014 года, то в силу положений п. 17 Правил пожарной безопасности в лесах юридическому лицу следовало произвести весеннюю доочистку лесного участка, чего в нарушение вышеприведенной правовой нормы выполнено не было. Учитывая изложенное, а также то обстоятельство, что на момент обнаружения вменяемых в вину Обществу нарушений ( ДД.ММ.ГГ) в местах сжигания порубочных остатков не было обеспечено их полное сгорание, выводы должностного лица и судьи о том, что совершение административных правонарушений имело место в период действия противопожарного режима, являются обоснованными.
Ссылка ООО "Бобровский лесокомбинат" на истечение годичного срока давности привлечения к административной ответственности не принимается во внимание, поскольку вменяемые в вину Обществу нарушения являются длящимися, обнаружены ДД.ММ.ГГ, тогда как постановление по делу об административном правонарушении вынесено должностным лицом ДД.ММ.ГГ, то есть в пределах срока, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.
Поскольку при рассмотрении дела об административном правонарушении нарушений требований КоАП РФ, влекущих за собой отмену либо изменение решения судьи, не допущено, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
решение судьи Новоалтайского городского суда Алтайского края от 10 мая 2016 года оставить без изменения, жалобу общества с ограниченной ответственностью "Бобровский лесокомбинат" - без удовлетворения.
Судья С.Л. Соболева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.