Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Науменко Л.А.,
судей Александровой Л.А., Арбачаковой А.В.,
при секретаре Ахроменко А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика комитета жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 27 апреля 2016 года по делу
по исковому заявлению Петлицкой Ю. М. к Комитету жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула об оспаривании отказа в признании нуждающихся в улучшении жилищных условий молодой семьи.
Заслушав доклад судьи Александровой Л.А. судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец Петлицкая Ю.М. и Петлицкий Д.В. состоят в браке с ДД.ММ.ГГ.
Петлицкая Ю.М. обратилась в Многофункциональный центр с заявлением о признании ее семьи, состоящей из трех человек, нуждающейся в жилом помещении для включения в число участников целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае на 2011-2015 годы".
Приказом Комитета жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула от ДД.ММ.ГГ *** отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении молодой семье Петлицкой Ю. М., проживающей по адресу "адрес", по тому основанию, что заявитель Петлицкая Ю.М. является собственником 1/3 доли квартиры общей площадью "данные изъяты"., расположенной по адресу "адрес", членом семьи собственника квартиры общей площадью "данные изъяты"., расположенной по адресу "адрес". Супруг заявителя Петлицкий Д.В. является собственником 1/5 доли квартиры общей площадью "данные изъяты" кв.м., расположенной по адресу "адрес". Обеспеченность суммарной общей площадью данных жилых помещений на одного члена семьи превышает учетную норму, установленную решением Барнаульской городской Думы от 27.02.2006 N 294 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городе Барнауле").
Не согласившись с таким решением, Петлицкая Ю.М. обратилась в суд с иском к Комитету жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула, просила признать приказ *** от ДД.ММ.ГГ Комитета по ЖКХ об отказе в признании нуждающейся в жилом помещении молодой семье Петлицкой Ю.М. незаконным, обязать ответчика поставить молодую семью, состоящую из трех человек Петлицкой Ю.М., Петлицкого Д.В., Петлицкого И.Д. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В обоснование требований истец указывает, что Комитет ошибочно пришел к выводу о том, что истец и ее супруг являются членами семей своих родителей, с родителями не проживают, совместного хозяйства не ведут. ДД.ММ.ГГ между Петлицкой Ю.М. и Петлицким Д.В. зарегистрирован брак. С ДД.ММ.ГГ они снимали жилье, с ДД.ММ.ГГ проживают по адресу "адрес".
Решением Центрального районного суда г. Барнаула от 27 апреля 2016, с учетом определения об исправления описки от 01 июля 2016 исковое заявление удовлетворено в части.
Суд постановилпризнать незаконным приказ Комитета жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула *** от ДД.ММ.ГГ об отказе в признании нуждающимся в жилом помещении молодой семье Петлицкой Ю. М..
На Комитет жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении молодой семье Петлицкой Ю. М..
В остальной части в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе комитет жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, настаивая на доводах об обеспеченности семьи истца общей площадью жилых помещений более учетной нормы. Обращая внимание на фиктивность регистрации.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Петлицкая Ю.М. и третье лицо Петлицкий Д.В. просили оставить решение без изменения, жалобу без удовлетворения. Иные лица участвующие в деле не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие сторон.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене решения.
В соответствии с положениями подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище", федеральный законодатель, предусматривая оказание государственной поддержки молодым семьям - участникам подпрограммы в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат (разделы 1 - 6), одновременно установилправила предоставления, а также использования таких выплат (приложение N 3 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы).
Согласно приведенным федеральным Правилам участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 данных Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (пункт 6).
Раздел II долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае" на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Администрации Алтайского края от 29 декабря 2010 года N 590, предусматривает, что участником программы может стать молодая семья, возраст каждого из супругов в которой не превышает 35 лет, признанная нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющая доходы либо иные денежные средства, достаточные для оплаты стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
В соответствии со ст. 1 Закона Алтайского края от 09 декабря 2005 года N 115-ЗС "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" (далее - Закон Алтайского края N 115-ЗС от 09 декабря 2005 года) учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляют органы местного самоуправления поселений и городских округов.
При этом в ст. 2 данного Закона установлено, что учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер учетной нормы не может превышать размера нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма, установленного на территории муниципального образования.
Решением Барнаульской городской Думы N 294 от 27 февраля 2006 года "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в г. Барнауле" учетная норма в г. Барнауле установлена в размере не более 12 кв.м. общей площади на одного члена семьи (п. 1.1).
Согласно ч.ч. 2,3 ст. 3 Закона Алтайского края N 115-ЗС от 09 декабря 2005 года признание граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется органами местного самоуправления при наличии оснований, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью гражданина и (или) членов его семьи осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В силу ч. 2 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Из положений п. 1, п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Положениями ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Аналогичная норма закреплена в ст. 6 Закона Алтайского края от 09 декабря 2005 года N 115-ЗС "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма".
В силу п.п. 2, 3 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
Разрешая заявленные требования, суд установил, что Петлицкая Ю.М. и Петлицкий И.Д.(сын) состоят на регистрационном учете по адресу "адрес".
Собственниками данного жилого помещения общей площадью "данные изъяты" являются истец Петлицкая (Киселева) Ю.М. - 1/3 доли, ее мать Киселева Н.Н. - 1/3 доли, отец Киселев М.С. - 1/3 доли.
Супруг Петлицкий Д.В. состоит на регистрационном учете по адресу "адрес".
Собственниками данного жилого помещения общей площадью "данные изъяты" являются Петлицкий В.В., Петлицкая А.И., Петлицкая И.В., Петлицкий Д.В., Петлицкий М.В. по 1/5 доли, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
В судебном заседании истец последовательно настаивала на том, что супруги с ребенком фактически проживают по адресу "адрес". Петлицкая Ю.М. и Петлицкий Д.В. членами семей собственников жилых помещений, принадлежащих в том числе их родителям, не являются, поскольку длительное время проживают вместе с ребенком по другому адресу.
Указанные обстоятельства также подтвердили в судебном заседании допрошенные свидетель Я., а также третье лицо Киселев М.С.
Доказательств обратного в подтверждение довода жалобы, комитетом жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула суду первой, а также апелляционной инстанции не представлено.
Приходящаяся на долю Петлицкой Ю.М. часть жилого помещения по адресу: "адрес", общей площадью "данные изъяты"., находящегося в долевой собственности, составляет на одного члена семьи - "данные изъяты"
Приходящаяся на долю Петлицкого Д.В. часть жилого помещения по адресу: "адрес", общей площадью "данные изъяты"., находящегося в долевой собственности, составляет на одного члена семьи - "данные изъяты"
Таким образом, обеспеченность семьи Петлицких 3 человека - истец Петлицкая Ю.М., супруг Петлицкий Д.В., несовершеннолетний Петлицкий И.Д.) на дату обращения с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, составляла "данные изъяты". ( "данные изъяты". + "данные изъяты".= "данные изъяты".:3) на одного человека, что менее учетной нормы, установленной в г. Барнауле.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что оспариваемый приказ нельзя признать законным.
Доводы жалобы в целом повторяют позицию ответчика в суде первой инстанции, указывая на иную оценку установленных судом обстоятельств, оснований для которой судебная коллегия не находит.
Учитывая, что судом полно и всесторонне были исследованы и оценены в соответствии со ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации все доказательства, представленные сторонами, правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основаны на законе и подтверждаются доказательствами, а доводы жалобы являются несостоятельными, то судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу ответчика комитета жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 27 апреля 2016 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.