Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Вишняковой С.Г.,
судей Костогладовой О.Г., Бредихиной С.Г.,
при секретаре Рогожиной И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Вишневского Д. Д. на решение Железнодорожного районного суда г.Барнаула Алтайского края от 31 мая 2016 года
по иску Вишневского Д. Д. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Барнауле Алтайского края о признании решения незаконным, возложении обязанности назначить пенсию по случаю потери кормильца.
Заслушав доклад судьи Костогладовой О.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Вишневский Д.Д. обратился в суд с названным иском просил признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Барнауле Алтайского края (далее - УПФ) от ДД.ММ.ГГ N ДД.ММ.ГГ об отказе в назначении пенсии по случаю потери кормильца, возложить на ответчика обязанность назначить истцу такую пенсию с ДД.ММ.ГГ.
В обоснование заявленных исковых требований указал, что в соответствии с ч. 4 ст. 10 Закона РФ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" нахождение детей на иждивении умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением детей, достигших возраста 18 лет. Решением Железнодорожного районного суда г.Барнаула от ДД.ММ.ГГ установлено, что отец Вишнякова Д.Д. - Рыданов Д.К. с ДД.ММ.ГГ является лицом, утратившим связь с родственниками, на указанную дату истцу не исполнилось 18 лет. Истец обратился в УПФ с заявлением о назначении ему пенсии по случаю утраты кормильца. Решением УПФ от ДД.ММ.ГГ *** в назначении пенсии ему было незаконно отказано.
Возражая против иска, представитель ответчика Жудина О.П. указала, что истец при обращении в УПФ с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца в нарушение п.п.11,82 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, утвержденного приказом Минтруда РФ от ДД.ММ.ГГ ***, не предоставил документы, подтверждающие его, как нетрудоспособного члена семьи, на иждивении отца, признанного в судебном порядке безвестно отсутствующим. При этом факт нахождения Вишневского Д.Д. на иждивении отца Рыданова Д.К. по представленным Вишневским Д.Д. документам не установлен.
Решением Железнодорожного районного суда г.Барнаула Алтайского края от 31 мая 2016 года исковые требования Вишнякова Д.Д. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истец Вишняков Д.Д. просит решении отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных им требований.
В обоснование жалобы указывает, что суд не применил норму закона, подлежащую применению, а именно ч.4 ст.10 Закона РФ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в соответствии с которой нахождение на иждивении несовершеннолетних детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением детей, достигших возраста 18 лет. На тот момент, когда отец истца, признанный безвестно отсутствующим, утратил связь с родственниками, истцу не было 18 лет. Таким образом, на основании федерального закона, имеющего правовой приоритет перед приказом Минтруда, иждивение истца подразумевается и не требует дополнительных доказательств, соответственно все требования закона истцом при обращении в УПФ были соблюдены. При вынесении решения судом не дана оценка соответствию действиям ответчика указанной норме закона.
В суд апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, извещенные о времени и места рассмотрения апелляционной жалобы, не явились. В соответствии с ч.3 ст. 167 и ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив данные доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судебного решения.
Статья 42 Гражданского кодекса Российской Федерации установливает, что гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.
В соответствии с ч.1 ст.10 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке). Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанным в пункте 2 части 2 настоящей статьи, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Частью 2 названной статьи закона определено, что нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются дети, не достигшие возраста 18 лет, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23.
В силу ч.4 ст.10 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением указанных детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет.
Согласно п. 11 и п. 82 Приказа Минтруда России от 28.11.2014 N 958н "Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению" для подтверждения дополнительных условий назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца и обстоятельств, учитываемых при определении ее размера, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", необходимы документы о том, что нетрудоспособный член семьи находится на иждивении умершего кормильца (часть 1 статьи 10 Федерального закона "О страховых пенсиях"); нахождение нетрудоспособных членов семьи на иждивении подтверждается документами, выданными жилищно-эксплуатационными организациями или органами местного самоуправления, документами о доходах всех членов семьи и иными документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что решением Железнодорожного районного суда г.Барнаула Алтайского края от 21.08.2015 отец Вишневского Д.Д. - Рыданов Д. К. признан безвестно отсутствующим
Вишневский Д.Д., ДД.ММ.ГГ года рождения, ДД.ММ.ГГ обратился в УПФ с заявлением о назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца, представив следующие документы: решение суда о признании безвестно отсутствующим Рыданова Д.К., свидетельство о рождении Вишневского Д.Д., справку из общеобразовательного учебного учреждения об обучении Вишневского Д.Д. по очной форме, справку Военного комиссариата Алтайского края.
Решением УПФ *** от ДД.ММ.ГГ Вишневскому Д.Д. в назначении пенсии по случаю потери кормильца отказано в связи с отсутствием документов, подтверждающих факт нахождения на иждивении отца.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных истцом требований, суд исходил из того, что Вишневским Д.Д. при обращении в УПФ с заявлением о назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца не были предоставлены документы, предусмотренные п.п. 11, 82 Приказа Минтруда России от 28.11.2014 N 958н: справка из жилищно-эксплуатационной организации о составе семьи и совместном проживании Вишневского Д.Д. и Рыданова Д.К., документы о доходах всех членов семьи Вишневского Д.Д. (как безвестно отсутствующего Рыданова Д.К., так и матери истца), а в случае невозможности предоставления указанных документов - решение суда об установлении факта нахождения Вишневского Д.Д. на иждивении Рыданова Д.К.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, которые вопреки доводам апелляционной жалобы истца соответствуют установленным по делу обстоятельствам и закону.
Материалами дела не подтверждается предоставление истцом в УПФ документов подтверждающих нахождение его на иждивении отца, признанного безвестно отсутствующим, в связи с чем суд пришел к правильному выводу о том, что непредоставление указанных документов не позволило сотрудникам УПФ принять решение о назначении Вишневскому Д.Д. пенсии по случаю потери кормильца, в связи с чем оснований для признания незаконным решения УПФ об отказе в назначении пенсии по случаю потери кормильца и возложении на ответчика обязанности назначить истцу такую пенсию не имеется.
Доводы апелляционной жалобы, указывающие на незаконность решения УПФ об отказе в назначении истцу пенсии по случаю потери кормильца, в связи с тем, что ответчик не учел положения ч.4 ст.10 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях", правильных выводов суда не опровергают и отклоняются судебной коллегией как несостоятельные, поскольку они основаны на неправильном понимании истцом норм закона.
Из системного толкования ч.ч.1,2 и 4 ст.10 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" следует, что поскольку право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении, и семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, право на такую пенсию у нетрудоспособных членов семьи безвестно отсутствующего кормильца возникает с момента признания кормильца в установленном порядке безвестно отсутствующим. Вишневский Д.Д. на дату вступления в законную силу судебного решения о признании Рыданова Д.К. безвестно отсутствующим являлся совершеннолетним. Таким образом, пенсия по потере кормильца ему может быть назначена только при предоставлении доказательств, подтверждающих факт нахождения истца на иждивении безвестно отсутствующего отца Рыданова Д.К., положения ч.4 ст.10 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ в данном случае не освобождают Вишневского Д.Д. от обязанности по предоставлению таких документов.
С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного решения, в связи с чем, жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Железнодорожного районного суда г.Барнаула Алтайского края от 31 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Вишневского Д. Д. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.