Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Кузнецовой С.В.,
судей Рудь Е.П., Чубукова С.К.,
при секретаре Г.О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца В.А.Д. на решение Зонального районного суда Алтайского края от 26 мая 2016г. по делу
по иску В.А.Д. к администрации Зонального района Алтайского края о признании права на газификацию, об обязании организовать проектирование, строительство и подключение газопровода к жилому дому.
Заслушав доклад судьи Рудь Е.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
В.А.Д. обратился в суд с иском, сославшись в его обоснование на то, что в период с "данные изъяты" года по ДД.ММ.ГГ год осуществлялось проектирование "Распределительного газопровода ГРП - 8, ГРП - 9 в "адрес" Алтайского края", шифр ***, выполненного ООО ПО "Сибгипросельхозмаш", однако, его дом, расположенный в "адрес", в проекте был не учтен.
На его неоднократные обращения в Администрацию Зонального района Алтайского края с просьбами о предоставлении права участия в Федеральной программе "Социальное развитие села" в части газификации жилого дома, ему было отказано, с мотивировкой отсутствия технической возможности газификации его дома, ввиду отсутствия достаточного расстояния между земельными участками ООО Горизонт плюс и АЗС, находящимися на пути прокладки газопровода к его дому. Однако, при выделении земельного участка под АЗС, Администрация Зонального района Алтайского края нарушила требования СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" ч.1 п. 1.3*.
Кроме этого, доводы Администрации Зонального района Алтайского края, об отсутствие технической возможности газификации его дома, опровергают документы: письмо ОАО "Газпром Газораспределение Барнаул" ***- *** от ДД.ММ.ГГ г., технические условия *** от ДД.ММ.ГГ, письмо АО "Газпром Газораспределение Барнаул" *** от ДД.ММ.ГГ, письмо Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Администрации Алтайского края ***/ *** от ДД.ММ.ГГ., заключение строительно-технического исследования ООО Специализированной фирмы "РосЭксперТ" от ДД.ММ.ГГ.
АЗС, на наличие которой ссылается Администрация Зонального района Алтайского края, не является объектом капитального строительства и относится к временным постройкам киоски, навесы и другие подобные постройки. В качестве временных построек, как правило, применяются инвентарные мобильные постройки (сборно-разборного, контейнерного, передвижного типа) заводской поставки, конструкция которого обеспечивает возможность его передислокации. Некапитальные нестационарные сооружения - сооружения, обычно выполненных из легких конструкций, не предусматривающие устройство заглубленных фундаментов и подземных сооружений: это объекты мелкорозничной торговли, попутного бытового обслуживания и питания, остановочные павильоны, наземные туалетные кабины, боксовые гаражи, другие объекты некапитального характера. В связи с чем, применение п.8 таблицы В.1 приложения В свода правил 62.13330-2011 г. "Минимальные расстояния от подземных (наземных с обвалованием) газопроводов до зданий и сооружений невозможно.
Истец просил признать за ним право на газификацию его жилого дома, обязать в первоочередном порядке до начала отопительного сезона ДД.ММ.ГГ года организовать проектирование и строительство газопровода низкого давления к его жилому дому, расположенному по адресу: "адрес" от ГРП-8, ГРП-9.
Решением Зонального районного суда Алтайского края от 26 мая 2016 года в удовлетворении исковых требований В.А.Д. отказано.
В апелляционной жалобе истец просит отменить решение суда и принять по делу новое решение.
В обоснование доводов жалобы указывает на то, что вынесенное решение необоснованно и незаконно, суд неправильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, судом не дано определения п.4 ч.1 ст.14 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", обязанность по организации газоснабжения возложена на органы местного самоуправления муниципальных образований.
Суд принял за основу мнение архитектора администрации Зонального района Алтайского края как верное, и подверг сомнению ответы Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края ***/ *** от ДД.ММ.ГГ, ОАО "Газпром газораспределение Барнаул" ***- *** от ДД.ММ.ГГ, заключение ООО "Специализированная фирма "РосЭксперт". При этом, технические условия *** от ДД.ММ.ГГ отнесены судом к общим и носящим предварительный характер, в то время как при отсутствии технической возможности газификации дома в выдаче технических условий было бы отказано.
Суд проигнорировал доводы о том, что АЗС является временной постройкой и не относится к объектам капитального строительства в связи с чем, применение п.8 таблицы В1 приложения В свода правил 62.13330-2011 "минимальные расстояния от подземных (наземных с обвалованием) газопроводов до зданий и сооружений" невозможно.
Судом не дана оценка заявлению представителя ответчика о том, что "адрес" Алтайского края протяженностью более двух километров, является территориальной дорогой работы на которой можно вести только с разрешения краевого управления дорожного хозяйства, то есть по мнению представителя ответчика на двух километрах газификация происходила без разрешения.
Не соответствует действительности указание в решении того, что при разработке и проектировании газопровода ГРП-8, ГРП-9 рассматривались варианты газификации жилого дома, принадлежащего истцу. Поскольку существует возможность спроектировать и построить газопровод в комбинированном виде, в месте, где недостаточно ширины проезжей части запроектировать и уложить стальную трубу в рамках проекта ГРП-8, ГРП-9.
Суд не учел, что федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2013 года", утвержденная постановлением правительства Российской Федерации от 03.12.2002 N858, предусматривала финансирование газификации и жилого дома истца, вследствие чего истцу причинен материальный ущерб. Действия должностных лиц администрации Зонального района Алтайского края носят умышленный характер и направлены на грубое нарушение прав и законных интересов истца и членов его семьи по газификации дома.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, о причинах неявки не сообщили, своих представителей не направили.
Судебная коллегия, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о рассмотрении дела надлежащим образом.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверив решение суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со ст.14, 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится организация в границах муниципального района газоснабжения поселений. К вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения газоснабжения населения.
Согласно статье 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" под газоснабжением понимается одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа.
"данные изъяты"
Статья 4 данного федерального закона определяет, что в целях обеспечения единого подхода к решению вопросов, касающихся газоснабжения в Российской Федерации, со стороны органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также организаций, осуществляющих газоснабжение в Российской Федерации, устанавливает принципы государственной политики в указанной области, к которым относятся, в частности:
государственная поддержка развития газоснабжения в целях улучшения социально-экономических условий жизни населения, обеспечения технического прогресса и создания условий для развития экономики Российской Федерации с учетом промышленной и экологической безопасности;
повышение уровня газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, на основе формирования и реализации соответствующих федеральной, межрегиональных и региональных программ газификации.
Постановлением Правительства РФ от 03.12.2002 N858 утверждена федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2013 года".
Данным постановлением органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано: разработать и принять региональные и муниципальные программы социального развития села до 2013 года; предусматривать в проектах бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов средства на реализацию указанных программ.
К числу основных задач, на решение которых направлены мероприятия указанной Программы, отнесено повышение уровня и качества электро -, водо- и газоснабжения в сельской местности, обеспечение развития телефонной и телекоммуникационной связи в сельской местности;
Основными целями Программы в области развития газификации в сельской местности являются повышение уровня снабжения сетевым газом сельского населения и создание комфортных условий труда и быта в сельской местности.
Программа предусматривает следующие мероприятия в области развития газификации в сельской местности:
осуществление строительства и реконструкции распределительных газовых сетей в населенных пунктах, расположенных в сельской местности;
повышение уровня газификации жилого фонда в сельской местности;
внедрение экономичных энергосберегающих технологий строительства и эксплуатации газовых сетей, высокоэффективного и экологически безопасного оборудования для использования газового топлива;
повышение эффективности использования сетевого газа.
Исходя из того, что на органы местного самоуправления законодательно не возложена обязанность по газификации жилых домов, договорные отношения между сторонами отсутствуют, а также не соблюдены требования, установленные СП 62.133000.2011 "СНиП 42-01-2002 Газораспределительные системы", суд обоснованно пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истца В.А.Д.
Постановлением администрации Зонального района Алтайского края от 20.03.2013 N83 утверждена районная целевая программа "Газификация Зонального района Алтайского края" на 2013-2015 годы" (л.д.66-69).
Постановлением администрации Зонального района Алтайского края от 13.11.2015 N517 утверждена муниципальная программа "Комплексное развитие системы коммунальной инфраструктуры Зонального района" на 2016-2020 годы", одной из подпрограмм которой является Газификация Зонального района Алтайского края (л.д.70-72).
Проектная документация на строительство объектов ГРП-8 и ГРП-9 разработана ООО "ПО "Сибгипросельхозмаш".
Как усматривается из ситуационного плана зоны действия газопровода ГРП-8, ГРП-9 на "адрес", зона действия газопровода на вышеуказанной улице заканчивается у "адрес", дом истца В.А.Д. *** в зону действия газопровода не входит.
Судом первой инстанции установлено, что домовладение истца В.А.Д. не подключено к газопроводу ГРП -8, ГРП-9 "адрес" в связи с тем, что, что расстояние между территориями АЗС и угольного склада ООО "Горизонт Плюс" составляет менее 20 метров, необходимых в соответствии с градостроительными нормами для прокладки газопровода, п.17 СП 62.133000.2011 "СНиП 42-01-2002 Газораспределительные системы", что также следует из ответа ООО "ПО "Сибгипросельхозмаш" от ДД.ММ.ГГ на имя истца.
Имеющиеся в решении ссылки на заключение ООО "Специализированная фирма "РосЭксперт" были оценены наряду с другими доказательствами при установлении обстоятельств по делу. При этом суд обоснованно указал, что способ осуществления прокладки газопровода низкого давления до домовладения, расположенного по адресу: "адрес", материалы исследования не содержат. В письме ОАО "Газпром газораспределение Барнаул" от ДД.ММ.ГГ ***- *** содержится лишь информация о возможной точке подключения вышеназванного жилого дома к газораспределительной сети.
Пунктом 4 Технических условий *** от ДД.ММ.ГГ предусмотрено, что перед производством работ проект наружного газопровода необходимо согласовать со всеми заинтересованными организациями, АО "Газпром газораспределение Барнаул". Проектную документацию утвердить в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Из ответа Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***/ *** вопреки доводам жалобы, не следует, что домовладение истца не было учтено при проектировании ГРП-8, ГРП-9, а лишь содержатся сведения о том, что Главным управлением в адрес "адрес" направлено обращение о необходимости утвердить решением Совета депутатов "Стратегию дальнейшего проектирования и строительства газовых сетей по муниципальному образованию- "адрес"", которым конкретизировать дальнейшие этапы газификации сел района, сроки их реализации по годам, включая работы по проектированию и строительству распределительного газопровода до неучтенных домовладений "адрес" Алтайского края.
Утверждение в жалобе о том, что суд проигнорировал доводы о временности постройки, которой является АЗС, в связи с чем она не относится к объектам капитального строительства, применение п.8 таблицы В1 приложения В свода правил 62.13330-2011 "минимальные расстояния от подземных (наземных с обвалованием) газопроводов до зданий и сооружений" невозможно, судебной коллегией во внимание не принимается, поскольку п.17 СП 62.133000.2011 "СНиП 42-01-2002 Газораспределительные системы" прямо предусматривает необходимое расстояние не менее 20 метров до АЗС.
Не может согласиться судебная коллегия с доводами жалобы о возможности строительства газопровода комбинированного вида, со ссылкой на п.8 таблицы В.1 приложения В свода правил 62.133000.2011, поскольку п.8 данной таблицы предусматривает минимальные расстояния от газопроводов из стальных и полиэтиленовых труб до нефтепродуктопроводов.
Доводы жалобы о том, что суд не дал определения п.4 ч.1 ст.14 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не влечет отмену решения, поскольку оснований полагать, что суд не учел ст.14 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" нет, так как соответствующие положения данной нормы приведены в решении суда.
Иные доводы жалобы в данном случае не имеют правового значения.
С учетом изложенного судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения.
Руководствуясь ч.1 ст.327-1, ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу истца В.А.Д. на решение Зонального районного суда Алтайского края от 26 мая 2016года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.