Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Варнавского В.М.,
судей Кавуновой В.В., Колесниковой Л.В.,
при секретаре Богдан Л.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ответчиков администрации города Барнаула, комитета жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула на решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 2 июня 2016 года по делу
по иску прокурора г.Барнаула в интересах Батухтиной Г. М. к администрации города Барнаула, комитету жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула о предоставлении жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Колесниковой Л.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор г.Барнаула в интересах Батухтиной Г.М. обратился в суд с иском администрации г.Барнаула, комитету жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула (далее - КЖКХ г.Барнаула) о возложении обязанности предоставить во внеочередном порядке жилое помещение.
В обоснование иска указал, что Батухтина Г.М. является инвалидом и страдает заболеванием, которое относится к перечню тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание в одной квартире, а также имеет право на дополнительную площадь в соответствии с заключением врачебной комиссии *** КГУЗ "Алтайская краевая клиническая психиатрическая больница им Ю.К. Эрдмана" от ДД.ММ.ГГ. Батухтина Г.М. фактически проживает в квартире по адресу: "адрес", принадлежащей на праве общей долевой собственности Батухтиной Г.М., Батухтину С.Н., Батухтиной Н.И. Постановлением администрации Октябрьского района г.Барнаула от ДД.ММ.ГГ *** Батухтина Г.М. принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях среди инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор г.Барнаула просил на администрацию г.Барнаула возложить обязанность выделить для предоставления на основании договора социального найма Батухтиной Г.М. жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, находящееся в границах г.Барнаула, общей площадью не менее 28 кв.м; на КЖКХ г.Барнаула возложить обязанность предоставить по договору социального найма Батухтиной Г.М. вне очереди благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 28 кв.м, отвечающее санитарным и техническим требованиям в границах городского округа - г.Барнаул Алтайского края, а также установить срок для совершения указанных действий.
Решением Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 2 июня 2016 года исковые требования прокурора г.Барнаула в интересах Батухтиной Г.М. удовлетворены частично.
На администрацию города Барнаула возложена обязанность предоставить Батухтиной Г.М. в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу по договору социального найма благоустроенное равнозначное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям и находящееся в черте городского округа г.Барнаула, общей площадью не менее 27,6 кв.м.
В остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе администрация г.Барнаула просит решение суда отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
В обоснование жалобы указывает на несогласие с выводом суда о том, что предоставление жилых помещений гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, относится к полномочиям органов местного самоуправления, поскольку для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо одновременно признание гражданина не только нуждающимся в жилом помещении, но еще и малоимущим. Батухтина Г.М. малоимущей не признавалась. Кроме того, органы местного самоуправления не обеспечивают жилыми помещениями граждан, вставших на учет до 01.01.2005, соответствующие государственные полномочия и финансирование органам местного самоуправления не передавалось. В силу прямого указания закона обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 01.01.2005, являются расходными обязательствами Российской Федерации, а непосредственно полномочия по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации. В настоящее время предоставление мер социальной поддержки данным гражданам осуществляется в виде субсидий. Осуществление полномочия по принятию на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не означает, что именно органы местного самоуправления обеспечивают всех таких граждан жилыми помещениями из муниципального жилищного фонда. Отсутствие надлежащего правового регулирования порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями ввиду бездействия органов государственной власти Алтайского края не может служить основанием для возложения ответственности на органы местного самоуправления. Закон Алтайского края N 136-ЗС от 12.12.2006 в настоящее время не регулирует отношения, связанные с предоставлением жилых помещений инвалидам, однако, суд учел норму предоставления в размере 33 кв.м общей площади на одного человека в соответствии с данным законом. Данная норма установлена для предоставления жилого помещения краевого жилищного фонда.
КЖКХ г.Барнаула в апелляционной жалобе просит решение суда отменить в части предоставления Батухтиной Г.М. по договору социального найма благоустроенного равнозначного жилого помещения общей площадью не менее 27,6 кв.м, в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
В обоснование жалобы приводит доводы, аналогичные изложенным в апелляционной жалобе администрации г.Барнаула. Кроме того, полагает, что суд неверно применил и определилнорму предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленную ст.8 Закона Алтайского края от 12.12.2006 N 136-С "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края". Данная норма предусмотрена для предоставления жилого помещения категориям граждан, указанным в названном законе, в то время как инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, в соответствующем перечне отсутствуют.
В возражениях на апелляционные жалобы прокурор г.Барнаула, старший помощник прокурора Центрального района г.Барнаула Акарачкина С.В. просят решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации г.Барнаула, комитета жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула - без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель администрации г.Барнаула Слюсарь М.В., представитель КЖКХ г.Барнаула Чапланова Е.В. доводы жалоб поддержали.
Прокурор Беспалова М.И., истец Батухтина Г.М. просили решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Иные лица, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявили, о наличии уважительных причин неявки не сообщили. С учетом положений ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы на основании ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы жалоб и возражений на них, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Батухтина Г.М. является инвалидом, имеет заболевание, относящееся к Перечню тяжелых форм хронических заболеваний, при которых, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378, невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
В соответствии с заключением врачебной комиссии КГУЗ "Алтайская краевая клиническая больница им. Ю.К.Эрдмана от ДД.ММ.ГГ *** Батухтина Г.М. имеет заболевание, предоставляющее ей право на дополнительную жилую площадь.
На основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГ Батухтина Г.М. является собственником 1/3 доли в праве общей долевой собственности в двухкомнатной квартире, общей площадью "данные изъяты", расположенной по адресу: "адрес". Указанная квартира жилой площадью "данные изъяты" принадлежит также по 1/3 доле в праве общей долевой собственности Батухтину С.Н. и Батухтиной Н.И.
Постановлением администрации Октябрьского района г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ *** Батухтина Г.М. включена в список граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно ответу администрации г.Барнаула от ДД.ММ.ГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГ и в настоящее время общая очередь Батухтиной Г.М. по Октябрьскому району г.Барнаула - ***, по заболеванию группы "А" - ***. Батухтина Г.М. включена в общегородской список ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на получение субсидии на приобретение жилья по дате принятия на учет ДД.ММ.ГГ. По состоянию на ДД.ММ.ГГ и в настоящее время ее очередь в общегородском списке ***. Жилищные условия Батухтиной Г.М. могут быть улучшены только в порядке установленной очередности, по мере поступления денежных средств в администрацию г.Барнаула на обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
Разрешая спор при указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований о внеочередном предоставлении жилого помещения Батухтиной Г.М.
Судебная коллегия находит вывод суда соответствующим установленным по делу обстоятельствам и нормам действующего законодательства.
Статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 01.01.2005, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, указанная статья является отсылочной нормой, подлежащей применению в системной взаимосвязи с положениями этого же Федерального закона и нормами жилищного законодательства.
Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 01.03.2005 в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным п.п. 1, 3-6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей статьи.
В соответствии с ч.1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч.2 указанной статьи случаев.
Между тем, для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.
В силу п.3 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п.4 ч.1 ст. 51 настоящего Кодекса Перечне.
Согласно п.4 ч.1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, данная норма устанавливает особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной категории граждан.
К такой категории граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жилой площадью по договору социального найма, как следует из материалов дела, относится Батухтина Г.М., поскольку она страдает заболеванием, указанным в Перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при котором невозможно совместное проживание в одной квартире.
Предусматривая право лица, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, включенного в соответствующий Перечень, на внеочередное предоставление жилого помещения, законодатель исходил из необходимости оградить его и проживающих совместно с ним лиц от неблагоприятных проявлений, которые сопутствуют заболеванию.
Возлагая обязанность предоставить Батухтиной Г.М. по договору социального найма жилое помещение на администрацию города Барнаула, суд первой инстанции исходил из того, что орган местного самоуправления является обязанным предоставить жилое помещение инвалиду, вставшему на учет нуждающихся в жилом помещении до 01.01.2005.
Статья 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусматривает передачу органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005.
В соответствии с ч. 11 ст. 28.2 данной нормы органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки.
На основании закона Алтайского края от 14.09.2006 N 92-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" реализация в Алтайском крае полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, возложена на органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
В связи с изложенным, доводы жалоб о том, что органы местного самоуправления не обеспечивают жилыми помещениями граждан, вставших на учет до 01.01.2005, являются несостоятельными.
Кроме того, прокурор г.Барнаула в интересах Батухтиной Г.М. ранее обращался в иском к Главному управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края о предоставлении жилого помещения. Апелляционным определением Алтайского краевого суда от 13 января 2016 года отменено решение Центрального районного суда г.Барнаула об удовлетворении исковых требований прокурора и принято новое решение об отказе в иске в связи с предъявлением требований к ненадлежащему ответчику.
Согласно ч.2 ст. 209 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации после вступления в законную силу решения суда стороны, другие лица, участвующие в деле, их правопреемники не могут вновь заявлять в суде те же исковые требования, на том же основании, а также оспаривать в другом гражданском процессе установленные судом факты и правоотношения.
Поскольку Батухтина Г.М. имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма и право на предоставление дополнительной жилой площади, поскольку является инвалидом с тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ней в одной квартире невозможно, ссылки в жалобах на то обстоятельство, что она не состоит на учете как малоимущая, основанием для отмены решения суда не являются.
Доводам ответчиков о том, что жилищные права вставших на учет до 01.01.2005 инвалидов обеспечиваются только путем предоставления субсидий, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, оснований для иной оценки судебная коллегия не усматривает.
Пунктом 2 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 N 901, определены основания признания инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия их на учет.
Согласно пункту 6 указанных выше правил жилые помещения инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляются на каждого члена семьи в пределах нормы, устанавливаемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Дополнительная жилая площадь в виде отдельной комнаты предоставляется инвалидам в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным Правительством Российской Федерации. Предоставление инвалиду жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда осуществляется с учетом его права на дополнительную жилую площадь.
Таким образом, доводы жалоб о том, что суд учел норму предоставления в размере 33 кв.м общей площади на одного человека в соответствии с Законом Алтайского края N 136-ЗС от 12.12.2006, которая установлена для предоставления жилого помещения краевого жилищного фонда, основаны на неверном толковании норм материального права и являются несостоятельными.
Поскольку доводы апелляционных жалоб фактически построены на неверном толковании норм материального права, направлены на иную оценку доказательств, апелляционные жалобы ответчиков удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 2 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционные жалобы ответчиков администрации города Барнаула, комитета жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.