Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе
председательствующего Секериной О.И.,
судей Еремина В.А., Решетниковой И.Ф.,
при секретаре К.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края на решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 12 мая 2016 года по делу по иску прокурора Ленинского района г.Барнаула Алтайского края в интересах К.Н. к Главному Управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по предоставлению жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Еремина В.А.,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ленинского района г.Барнаула Алтайского края обратился в суд с иском в интересах К.Н. к Главному управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края о признании бездействия незаконным, возложению обязанности по предоставлению жилого помещения.
В обоснование требований указано, что в прокуратуру обратился К.Н. с заявлением о нарушении жилищных прав. По результатам проверки установлено, что К.Н. относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно информации управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству истец внесен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако жилым помещением до настоящего времени не обеспечен. Ссылаясь на ст.8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закон Алтайского края "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края", прокурор просил признать незаконным бездействие ответчика и обязать предоставить К.Н. благоустроенное жилое помещение в границах муниципального образования г.Барнаул, Алтайского края общей площадью не менее 33 кв. м. по договору найма специализированного жилого помещения, а если оно представляет собой однокомнатную квартиру, то общей площадью не менее 28 кв.м..
Решением Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 12 мая 2016 года с учетом определения от 04 июля 2016 года об исправлении описки, исковые требования удовлетворены. Суд обязал Главное Управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края предоставить К.Н. благоустроенное жилое помещение в границах муниципального образования город Барнаул Алтайского края общей площадью в размере не менее 33 квадратных метра по договору найма специализированного жилого помещения, если оно представляет собой однокомнатную квартиру общей площадью не менее 28 квадратных метров.
В апелляционной жалобе на указанное решение ответчик просит его отменить, принять новое об отказе в удовлетворении исковых требований. Полагает, что суд не учел, что сведения об истце включены ответчиком ДД.ММ.ГГ в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Жилые помещения предоставляются указанным лицам согласно этого списка, сформированного ответчиком по дате подачи заявления о принятии на учет в рамках подпрограммы "Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на 2014-2020 годы. Вывод суда об обязании ответчика предоставить истцу жилье преждевременен, права истца не нарушены. Удовлетворяя исковые требования по внеочередному предоставлению жилья, отмененному с ДД.ММ.ГГ, а не согласно списку, суд нарушил права неограниченного круга лиц, включенных в список ранее истца. Для исполнения решения необходим срок для проведения мероприятий по приобретению жилья, суд же безмотивно отказал в удовлетворении этого ходатайства.
В письменных возражениях прокурор просил оставит жалобу без удовлетворения.
В ходе апелляционного рассмотрения прокурор и представитель материального истца возражали против удовлетворения жалобы.
Судебная коллегия в соответствии со ст.167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие остальных неявившихся и надлежащим образом извещенных лиц.
Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного акта в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец К.Н. родился ДД.ММ.ГГ
Решением Топкинского городского суда Кемеровской области от ДД.ММ.ГГ мать истца И.А, лишена родительских прав в отношении несовершеннолетнего сына К.Н..
Отец истца Н.К. умер ДД.ММ.ГГ, что подтверждается свидетельством о смерти.
Таким образом, К.Н. относится к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Указанный факт установлен и сторонами не оспаривается.
Приказом Главного Управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ сведения о К.Н. внесены в единый список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по обеспечению жилыми помещениями по дате подачи заявления ДД.ММ.ГГ, номер в списке ***
Согласно представленным в материалы дела сведениям Управления Росреестра по Алтайскому краю К.Н. в настоящее время и за предшествующих 5 лет, жилых помещений в собственности не имели и не имеют.
К.Н. проживает в общежитии Алтайского государственного университета, что подтверждается ордером *** от ДД.ММ.ГГ.
За истцом жилых помещений не закреплено, по договору социального найма в пользовании жилого помещения не имеется.
Нуждаемость К.Н. в жилом помещении на момент рассмотрения судом гражданского дела подтверждается представленными в материалы дела документами об отсутствии в пользовании жилых помещений, принадлежащих на праве собственности или по договору социального (специального) найма.
В 2014 году К.Н. окончил обучение по программе бакалавриата Алтайского государственного университета.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что * списков является лишь средством для своевременного принятия органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации мер по обеспечению жильем указанной категории лиц благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилого фонда в целях их социализации непосредственно по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда, поскольку он основан на правильном применении норм материального права, мотивирован в судебном решении и подтверждается совокупностью исследованных судом доказательств, которым дана надлежащая оценка по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях * дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГ) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Ранее действовавшим Порядком обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств краевого бюджета, утвержденным Постановлением администрации Алтайского края от 15.12.2011 N 738 было предусмотрено, что обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется путем строительства жилых помещений и приобретения их на рынке жилья. Жилые помещения предоставляются детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, включенным в сводный реестр граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма, сформированный в соответствии с законом Алтайского края от 12.12.2006 N 136-ЗС.
В силу статьи 4 закона Алтайского края от 12.12.2006 N 136-ЗС "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края" на органы местного самоуправления поселений и городских округов возложена обязанность осуществления учета нуждающихся граждан в получении жилья.
Законом Алтайского края от 25.12.2007 N 149-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями в сфере организации и осуществления деятельности по опеки и попечительству над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей" на органы местного самоуправления возложены государственные полномочия по закреплению и сохранению за детьми-сиротами, оставшимися без попечения родителей права собственности на жилое помещение или права пользования жилыми помещениям, а при отсутствии жилого помещения - права на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством, принятие мер по защите жилищных прав в случаях, предусмотренных законодательством, заключение договора о доверительном управлении имуществом лица, над которым учреждена опека.
С 01 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ.
В силу ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
При этом ч.2 ст.4 Федерального закона N15-ФЗ от 29.02.2012 установлено, что действие положений ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Поскольку истцу жилое помещение не предоставлено, при разрешении спора подлежат применению нормы вышеуказанных нормативно-правовых актов в редакции Федерального закона N15-ФЗ от 29.02.2012.
Законом Алтайского края от 11.10.2012 N74-ЗС "О внесении изменений в отдельные законы Алтайского края" в числе прочих внесены изменения в закон Алтайского края от 12.12.2006 N136-ЗС "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края", в том числе п.2 ч.2. ст.5 закона, предусматривающий, что право на предоставление по договорам социального найма жилых помещений краевого жилищного фонда социального использования имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признан утратившим силу. Кроме того, указанный закон дополнен ст.17-1 и ст.17-2, направленными на регламентацию права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда Алтайского края.
Статья 17-1 названного закона Алтайского края повторяет положения ч.1 ст.8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Пунктом 5 указанной статьи установлено, что детям (лицам), оставшимся без попечения родителей и включенным в список, предусмотренный статьей 17-2 настоящего Закона, жилые помещения специализированного жилищного фонда Алтайского края предоставляются по месту их жительства в границах соответствующего муниципального образования. В случае невозможности предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Алтайского края детям (лицам), оставшимся без попечения родителей и включенным в список, предусмотренный статьей 17-2 настоящего Закона, по месту их жительства в границе соответствующего муниципального образования с согласия указанных лиц им предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда Алтайского края в другом муниципальном образовании.
Согласно ст.17-2 указанного закона Алтайского края в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии со статьей 17-1 настоящего Закона (далее - список), включаются дети (лица), оставшиеся без попечения родителей и достигшие возраста 14 лет.
Перечень документов, необходимых для составления списка, порядок их направления и рассмотрения определяется постановлением Администрации Алтайского края.
Уполномоченный орган в течение пятнадцати дней со дня поступления проводит проверку сведений, содержащихся в документах, и принимает решение:
1) о включении детей (лиц), оставшихся без попечения родителей, в список;
2) об отказе во включении детей (лиц), оставшихся без попечения родителей, в список.
В целях реализации вышеуказанных положений федерального законодательства и законов Алтайского края Администрацией Алтайского края в настоящее время действует Постановление Администрации Алтайского края от 28.07.2014 N 351, которым утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (далее также "Порядок").
Согласно п. 2.1. названного Порядка для включения в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо представление заявления, документов, подтверждающих наличие статуса ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей, а также обеспеченность жилыми помещениями (отсутствие прав на них).
Основанием для отказа во включении детей (лиц), оставшихся без попечения родителей, в Список, согласно п. 2.3 Порядка является не представление каких-либо документов, либо отсутствие предусмотренных законодательством Российской Федерации и Алтайского края оснований для включения детей (лиц), оставшихся без попечения родителей, в Список.
Согласно статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) одним из обязательных условий предоставления детям-сиротам жилого помещения вне очереди являлось отсутствие у них закрепленного жилого помещения.
Доводы ответчика, изложенные суду первой инстанции, так и в апелляционной жалобе, о том, что, права истца не нарушены, действующее законодательство не предусматривает внеочередного предоставления жилых помещений лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в настоящее время жилые помещения предоставляются в порядке очередности согласно Списка исходя из даты принятия на учет органом местного самоуправления (для вставших на учет до 01 января 2013 года) либо даты включения в Список Управлением (для обратившихся после 01 января 2013 года), предоставление жилого помещения материальному истцу нарушит права неопределенного круга лиц, получили надлежащую оценку в решении.
Судебная коллегия полностью соглашается с такой оценкой.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих определениях, конституционное право на жилище предполагает обязанность создания органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления, для предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (Определения от 22 марта 2012 года N 509-О-О, от 25 февраля 2013 года N 192-О и др.).
При этом законодатель вправе определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
В Федеральном законе от 29.02.2012 N15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" одновременно с упразднением с 1 января 2013 года права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение жилых помещений по договорам социального найма предусмотрел - расширив при этом основания предоставления жилья - предоставление им благоустроенных жилых помещений специализированного жилого фонда в целях их социализации по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Указанные нормы не обуславливают реализацию права указанной категории лиц на льготное получение жилья наличием финансирования или специализированного жилищного фонда, постановкой на очередь и наступлением очередности.
Из анализа указанных норм права следует, что обеспечение жильем лиц указанной категории должно производиться непосредственно после возникновения указанных в законе обстоятельств в целях социализации указанной категории лиц.
Возложение на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязанности в предоставлении жилья нуждающимся, формирования в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", не предполагает наделение этих органов правом установления очередности обеспечения жильем как условия предоставления жилья в порядке реализации указанного закона.
Из анализа приведенного законодательства и установленных обстоятельств, оценив предоставленные доказательства в совокупности, с учетом того, что жилое помещение истцу до настоящего времени не предоставлено, а социальная поддержка может считаться реализованной только после предоставления жилого помещения, следует, что являются верными выводы суда первой инстанции о том, что истец имеет право на обеспечение жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Доводы жалобы, что суд безмотивно отказал в установлении срока исполнения решения, не могут служить основанием к изменению решения, поскольку учитывая приведенные выше положения закона и нарушение прав истца, какой-либо необходимости в в этом не имеется.
Определяя площадь подлежащего предоставлению К.Н. жилого помещения, суд исходил из положений ст.8 Закона Алтайского края N136-ЗС, согласно которой норма предоставления жилого помещения краевого жилищного фонда социального использования устанавливается в размере 33 кв. м. общей площади. Ввнесены изменения в закон Алтайского края от 12 декабря 2006 года N 136-ЗС "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края", устанавливающие размер жилой площади, подлежащей предоставлению одиноко проживающему гражданину, если оно представляет собой однокомнатную квартиру общей площадью не менее 28 квадратных метров.
В соответствии со ст.9 Закона Алтайского края N136-ЗС жилое помещение подлежит предоставлению в границах муниципального образования по месту жительства гражданина, в данном случае г. Барнаул, Алтайского края.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что доводы апелляционной жалобы не могут являться основанием к отмене решения суда, поскольку были предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили его оценку. Каких-либо дополнительных доводов, которые бы ставили под сомнение правильность и обоснованность выводов суда первой инстанции жалоба не содержит.
Руководствуясь ст.ст.328,329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу ответчика Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края на решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 12 мая 2016 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.