Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Варнавского В.М.,
судей: Колесниковой Л.В., Кавуновой В.В.,
при секретаре Богдан Л.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Комитета жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула на решение Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 16 мая 2016 года по делу
по иску Абрамовой А. А. к Комитету жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула об оспаривании отказа в постановке на учет, признании права.
Заслушав доклад судьи Колесниковой Л.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Абрамова А.А. обратилась в суд с иском к Комитету жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула о признании незаконным отказа в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий среди молодых семей, признании за истцом права на постановку на такой учет.
В обоснование требований указала, что с целью участия в программе "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 гг." обратилась с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Приказом КЖКХ г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ *** в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях истцу отказано на том основании, что до ДД.ММ.ГГ обеспеченность суммарной общей площадью жилых помещений на одного члена ее семьи составляла более учетной нормы. При этом указано, что она до ДД.ММ.ГГ имела в собственности 1/5 долю квартиры общей площадью "данные изъяты", расположенной по адресу: "адрес"
Отказ в постановке на учет полагает незаконным, поскольку семья истца состоит из нее, супруга Абрамова К.В. и трех малолетних детей - Абрамова М., ДД.ММ.ГГ года рождения, Абрамовой А., ДД.ММ.ГГ года рождения, Абрамовой А., ДД.ММ.ГГ года рождения. Ею и супругом в общую совместную собственность приобретена квартира, расположенная по адресу: "адрес", общей площадью "данные изъяты", в которой они зарегистрированы по месту жительства и фактически проживают. После рождения третьего ребенка обеспеченность жилыми помещениями на одного члена семьи стала менее учетной нормы.
Истцу также принадлежала 1/5 доля в праве собственности на квартиру по "адрес", общей площадью "данные изъяты". После смерти ее отца Замараева А.А. она отказалась от доли в праве собственности на данную квартиру в пользу матери, однако данный факт не является свидетельством преднамеренного ухудшения жилищных условий по смыслу ст. 53 Жилищного кодекса РФ, поскольку семья истца на тот момент была обеспечена жильем вместимостью собственной квартиры по адресу: "адрес" на состав семьи 4 человека.
Решением Центрального районного суда г.Барнаула от 16 мая 2016 года исковые требования удовлетворены частично.
Признан незаконным приказ Комитета жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула *** от ДД.ММ.ГГ об отказе в принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий молодой семьи Абрамовой А. А..
На Комитет жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос о постановке на учет нуждающейся в улучшении жилищных условий молодой семьи Абрамовой А. А..
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказано.
С Комитета жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула в пользу Абрамовой А. А. взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере "данные изъяты".
В апелляционной жалобе ответчик Комитет жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула просит решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать.
В обоснование жалобы указывает на несогласие с выводом суда о том, что при оценке нуждаемости истца в жилых помещениях подлежала учету только принадлежащая на праве общей совместной собственности Абрамовой А.А. и ее супругу Абрамову К.В. квартира по адресу: "адрес", поскольку действия Абрамовой А.А. по отчуждению 1/5 доли в квартире общей площадью "данные изъяты", расположенной по адресу: "адрес", привели к намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которого семья истца стала нуждающейся в улучшении жилищных условий. До ДД.ММ.ГГ обеспеченность суммарной общей площадью на одного члена семьи Абрамовой А.А. составляла более учетной нормы, установленной решением Барнаульской городской Думы от 27.02.2006 N 294.
В возражениях на апелляционную жалобу истец Абрамова А.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции истец Абрамова А.А. просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, о причинах неявки не уведомили, в связи с чем, на основании положений статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело подлежит рассмотрению в их отсутствие.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы согласно ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав истца Абрамову А.А., обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Согласно пункту 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 гг., утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище", участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; семья признана нуждающейся жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
В соответствии с пунктом 7 Правил, под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В силу ч. 2 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно ч. ч.3,4 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.
Из положений п. 1, п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ следует, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (ч.2 ст.51 ЖК РФ).
В соответствии со ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
Учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, принятие решений о принятии или об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в соответствии с Положением о комитете жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула, утв. решением Барнаульской городской Думы от 24.02.2012 N 694, относится к полномочиям указанного органа.
Согласно п. п. 1 п. 1 Решения Барнаульской городской Думы от 27.02.2006 N 294 (ред. от 19.02.2009) "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городе Барнауле", учетная норма площади жилого помещения, в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, составляет не более 12 кв. метров общей площади на одного члена семьи.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Абрамовой А.А. и ее супругу Абрамову К.В. на праве общей совместной собственности с ДД.ММ.ГГ принадлежит квартира по адресу: "адрес", общей площадью "данные изъяты"
В соответствии с выпиской из ЕГРП Абрамовой А.А. на праве собственности принадлежала 1/5 доля в праве собственности на квартиру по адресу: "адрес", общей площадью "данные изъяты" Право собственности прекращено ДД.ММ.ГГ. Указанная доля отчуждена истцом Абрамовой А.А. своей матери Замараевой Н.Л. на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГ, согласно которому Абрамовой А.А., Замараевым А.А., Замараевой К.А. 3/5 доли в праве собственности на квартиру по адресу: "адрес" переданы в дар Замараевой Н.Л.
ДД.ММ.ГГ Абрамова А.А. обратилась с заявлением на имя председателя КЖКХ г. Барнаула о признании ее семьи, с составом 5 человек : истец, супруг Абрамов К.В., дети - Абрамов М.К., ДД.ММ.ГГ года рождения, Абрамова А.А., ДД.ММ.ГГ года рождения, Абрамова А.А., ДД.ММ.ГГ года рождения, нуждающейся в жилых помещениях для включения в число участников целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае" на 2011-2015 годы".
Приказом КЖКХ г.Барнаула *** от ДД.ММ.ГГ в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении молодой семье Абрамовой А.А. отказано. В обоснование указано, что в общей собственности заявителя и ее супруга Абрамова К.В. находится квартира по адресу: "адрес", общей площадью "данные изъяты"; заявитель Абрамова А.А. до ДД.ММ.ГГ являлась собственником 1/5 доли в праве собственности на квартиру по адресу: "адрес", обеспеченность суммарной общей площадью жилых помещений на 1 члена семьи до ДД.ММ.ГГ составляла более учетной нормы, установленной решением Барнаульской городской Думы от 27.02.2006 N 294.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования при указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у ответчика отсутствовали основания для отказа в постановке семьи истца на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку на момент обращения с заявлением обеспеченность жилыми помещениями на 1 члена семьи составляла менее учетной нормы, установленной на территории г.Барнаула.
Судебная коллегия находит вывод суда соответствующим нормам действующего законодательства и установленным по делу обстоятельствам.
Так, по смыслу ст. 53 ЖК РФ ограничения в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, способных привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их жильем.
При этом применение ст. 53 ЖК РФ и развивающих ее подзаконных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается (Определение Конституционного Суда РФ от 19.04.2007 N 258-О-О).
Как следует из совокупности имеющихся в деле доказательств, истец и ее супруг в квартире по "адрес" длительное время не проживают, проживают своей семьей в квартире по "адрес", собственниками которой являются с ДД.ММ.ГГ. Принадлежавшая истцу 1/5доля в праве собственности на квартиру по "адрес" была отчуждена ею в пользу матери после смерти отца по договору дарения от ДД.ММ.ГГ совместно с ее сестрой и братом. На момент заключения договора дарения нуждаемость истца в жилом помещении отсутствовала, исходя из площади занимаемого жилого помещения и количества членов семьи (4).
Доказательства иного суду не представлены.
В связи с изложенным, доводы жалобы о том, что действия Абрамовой А.А. по отчуждению 1/5 доли в квартире общей площадью "данные изъяты", расположенной по адресу: "адрес", привели к намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которого семья истца стала нуждающейся в улучшении жилищных условий, являются несостоятельными.
Учитывая, что судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основаны на законе и подтверждаются соответствующими доказательствами, которым дана надлежащая оценка, иных доводов, влекущих отмену решения, апелляционная жалоба не содержит, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 16 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Комитета жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.