Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Параскун Т.И.,
судей Белодеденко И.Г., Довиденко Е.А.,
при секретаре Добротворской В.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ответчиков администрации г.Барнаула, Комитета жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула на решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 16 июня 2016 года по делу
по иску прокурора города Барнаула в интересах Петраковой Е. А. к администрации города Барнаула, комитету жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения, заключению договора социального найма.
Заслушав доклад судьи Довиденко Е.А., Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г.Барнаула обратился в суд в интересах Петраковой Е.А., Петракова Д.В., просит обязать администрацию г. Барнаула предоставить на основании договора социального найма Петраковой Е.А. другое благоустроенное равнозначное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям и находящееся в границах города Барнаула, общей площадью не менее 22,5 кв.м.; обязать комитет жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула заключить с Петраковой Е.А. договор социального найма жилого помещения, установить срок исполнения решения суда.
В обоснование требований указано, что на основании договора социального найма *** от ДД.ММ.ГГ Петраковой Е.А. предоставлено для проживания жилое помещение по адресу: "адрес". Совместно с нанимателем в помещение были вселены: ФИО1, ФИО2, Петраков Д.В., ФИО3
В настоящее время в указанном помещении проживает Петракова Е.А., брак между ней и ФИО1 расторгнут, последний не зарегистрирован в спорном жилом помещении. ФИО2, ФИО3 проживают в комнате "адрес", Петраков Д.В. зарегистрирован по адресу: "адрес"8.
ДД.ММ.ГГ межведомственной комиссией для оценки жилых помещений муниципального фонда многоквартирный жилой дом по "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением от ДД.ММ.ГГ ***-р "Об отселении физических лиц из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу" установлен срок отселения физических лиц из многоквартирного дома по "адрес" - до ДД.ММ.ГГ
До настоящего времени администрацией г. Барнаула Петраковой Е.А. не предоставлено жилое помещение на условиях социального найма, соответствующее установленным Жилищным кодексом РФ требованиям.
Определением суда от ДД.ММ.ГГ прекращено производство по делу в части требований в интересах Петракова Д.В.
Решением Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 16 июня 2016 года исковые требования прокурора города Барнаула в интересах Петраковой Е.А. к администрации города Барнаула удовлетворены.
На администрацию города Барнаула возложена обязанность предоставить Петраковой Е.А. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в пределах черты муниципального образования городской округ г. Барнаула общей площадью не менее "данные изъяты" кв.м., отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, в срок не позднее 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
В удовлетворении исковых требований к комитету жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула отказано.
В апелляционных жалобах ответчики просят решение суда отменить, вынести новое об отказе в иске.
В обоснование доводов(аналогичные в обоих жалобах) представители администрации города и Комитета жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула указывают на то, что в силу п. 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47, срок отселения граждан из многоквартирного дома, признанного аварийным, устанавливается органом местного самоуправления. Конкретных сроков для предоставления жилья по договорам найма действующим законодательством не установлено, определение сроков является компетенцией органа местного самоуправления. Судом ошибочно применена ст. 89 ЖК РФ, между тем, орган местного самоуправления с иском о выселении истцов из спорного жилого помещения не обращался.
В возражениях на апелляционные жалобы прокурор просит в их удовлетворении отказать.
Прокурор и истец в суде апелляционной инстанции просили в удовлетворении апелляционных жалоб отказать.
Иные лица, уведомленные о времени и месте рассмотрения жалобы в установленном законом порядке, в Алтайский краевой суд не явились, сведения о причинах неявки не представили, с ходатайством об отложении рассмотрения дела не обращались.
На основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.
Проверив законность и обоснованность решение суда в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Судом установлено, что в соответствии с выпиской из домовой книги в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес" с ДД.ММ.ГГ зарегистрирована Петракова Е.А.
Согласно договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда *** от ДД.ММ.ГГ нанимателем данного жилого помещения является Петракова Е.А., совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются члены ее семьи: ФИО1, ФИО2, Петраков Д.В., ФИО3
По договору социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГ ФИО2 с членом семьи ФИО3 бессрочное владение и пользование предоставлена комната *** в этом же доме.
Решением межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда от ДД.ММ.ГГ "адрес" по "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением от ДД.ММ.ГГ ***-р "Об отселении физических лиц из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу" установлен срок выполнения работ по сносу многоквартирных домов до ДД.ММ.ГГ, срок отселения физических лиц из многоквартирного дома по "адрес" до ДД.ММ.ГГ
В краевую адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда" на 2013-2017 годы", утвержденную постановлением Администрации Алтайского края от 26.03.22013 ***, предусматривающую привлечение денежных средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, включены дома, признанные аварийными и подлежащими сносу до ДД.ММ.ГГ, в связи с чем дом по "адрес" не может быть включен в указанную программу.
Поскольку собственниками не произведен снос жилого дома в установленный срок, администрацией "адрес" принято постановление от ДД.ММ.ГГ *** об изъятии земельного участка и жилых помещений многоквартирного жилого дома по пер. Колхозному, 32 для муниципальных нужд.
Согласно техническому заключению от ДД.ММ.ГГ физический износ здания составляет 65%, ремонт здания нецелесообразен. Рекомендовано произвести демонтаж конструкций здания с предварительным отселением жильцов.
Жилое помещение *** по пер. Колхозный, 32 значится в реестре объектов муниципальной собственности "адрес", по техническому паспорту площадь помещения составляет 22,5кв.м..
До настоящего времени истцу не предоставлено жилое помещение для переселения из аварийного.
Рассматривая спор при таких обстоятельствах, суд пришел к обоснованному выводу о возложении обязанности на ответчика администрацию "адрес" по предоставлению истцу жилого помещения по договору социального найма, равноценного занимаемого, в границах муниципального образования городской округ "адрес".
В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49).
В силу п. 1.4. Положения о переселении граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, многоквартирных домов - аварийными и подлежащими сносу, утв. решением Барнаульской городской Думы от 30.03.2012 N 720, сроки переселения граждан не должны превышать двух лет с момента принятия распоряжения, за исключением случаев, установленных абзацем 2 настоящего пункта.
В силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года, само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (статьи 85, 86 Жилищного кодекса Российской Федерации), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.
Кроме того, следует отметить, что в соответствии с ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Закрепляя право на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления прав на жилище, при этом предусматривает малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, предоставлять бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными нормами (ст. 40 Конституции Российской Федерации).
Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула, статья 2, статья 21 часть 1 Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких обстоятельств, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.
В силу ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 настоящей статьи случаев.
В соответствии с п. 1 ч. 2 данной статьи вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жильё указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди.
С учетом изложенного, установив, что жилое помещение, в котором проживает истец по настоящее время, не может быть использовано по назначению, так как дом признан аварийным и подлежащим сносу, проживание истца в данном доме создает угрозу её жизни и здоровью, а также принимая во внимание положения п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, суд сделал правильный вывод, что требования истца о предоставлении другого жилого помещения взамен занимаемого по договору социального найма подлежат удовлетворению, в связи с чем на ответчика должна быть возложена обязанность по предоставлению истцу жилого помещения без установления срока.
В соответствии с ч. 1 ст. 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.
Исходя из положений ст. ст. 86 и 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по указанному основанию другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
По смыслу приведенных норм другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а носит компенсационный характер и, соответственно, жилищные условия не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
Признание в этом случае гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий и прохождение процедуры предоставления жилого помещения, которая является предварительным этапом заключения договора жилищного найма, не может устанавливаться в качестве условия защиты прав граждан, так как они уже являются стороной договора социального жилищного найма.
Данные обстоятельства позволили суду первой инстанции вынести решение, которым суд обязал администрацию г. Барнаула предоставить истцу благоустроенное жилое помещение, установив бездействие администрации по предоставлению истцу другого жилого помещения.
Поэтому позиция ответчиков относительно сроков отселения и предоставления жилья на существо принятого по делу решения не влияет и не влечет его отмену по вышеуказанным основаниям.
Ссылка в апелляционных жалобах ответчиков на то, что положения ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации могут быть применены только при рассмотрении споров о выселении граждан из жилых помещений, не пригодных для проживания, не принимается во внимание, как не основанная на положениях закона. При уклонении ответчика от предоставления жилого помещения взамен непригодного для проживания, наниматели жилых помещений в целях защиты своих конституционных прав, не лишены возможности обратиться в суд с иском о предоставлении такого помещения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 16 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционные жалобы ответчиков администрации г.Барнаула, Комитета жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула на решение суда - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.