Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Вегель А.А.,
судей Новиковой Н.В., Титовой В.В.,
при секретаре Усачевой К.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика - Администрации г. Бийска на решение Бийского городского суда Алтайского края от 02 марта 2016 года по делу по административному иску
Микрюкова А. С., Микрюковой Н. А. к Администрации г. Бийска, муниципальному казенному учреждению "Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства Администрации г. Бийска" о возложении обязанности организовать проведение оценки жилого помещения, принять решение о соответствии (несоответствии) жилья установленным требованиям.
Заслушав доклад судьи Вегель А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Микрюков А.С., Микрюкова Н.А. обратились в суд с административным исковым заявлением, указав, что будучи собственниками жилого дома N ***, расположенного по адресу: "адрес", ДД.ММ.ГГ обращались в Администрацию г. Бийска с заявлением о принятии решения о признании вышеуказанного жилого дома непригодным для проживания и делегировании межведомственной комиссии полномочий по оценке соответствия данного помещения установленным требованиям и принятию решения о признании данного жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания. В проведении обследования жилого дома им было отказано на том основании, что обследование жилых помещений, находящихся в собственности граждан, не входит в компетенцию межведомственной комиссии Администрации города. Данный отказ административные истцы полагали незаконным, в связи с чем с учетом уточнения требований просили суд возложить на Администрацию г. Бийска, муниципальное казенное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации г. Бийска" (далее - Управление ЖКХ, Б и ДХ Администрации г. Бийска, Управление) обязанность организовать проведение оценки жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, и принять решение о несоответствии либо соответствии данного жилого помещения установленным требованиям с указанием оснований.
Решением Бийского городского суда от 02 марта 2016 года административный иск удовлетворен частично: на Администрацию г. Бийска возложена обязанность организовать проведение оценки и обследования жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", в целях признания его пригодным (непригодным) для проживания граждан. В удовлетворении остальной части административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Администрация г. Бийска просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на то, что Управление ЖКХ, Б и ДХ Администрации г. Бийска не является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям, а межведомственная комиссия Администрации г. Бийска в силу п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, полномочна производить обследование жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда. Полномочий по обследованию состояния жилых помещений, находящихся в собственности граждан, межведомственная комиссия не имеет. Согласно п. 8 вышеназванного Положения орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан. Следовательно, законодательством определено, что такие действия являются правом, а не обязанностью органа местного самоуправления.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в установленном законом порядке, не явились, сведения о причинах неявки не представили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали, в связи с чем на основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив дело в полном объеме в соответствии с ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия не усматривает оснований к отмене решения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Микрюков А.С., Микрюкова Н.А. ( " ... " доли в праве собственности на жилой дом), Л.А.В. ( " ... " доли в праве собственности на жилой дом) являются собственниками жилого дома и земельного участка по "адрес".
На регистрационном учете в указанном жилом доме состоят: Микрюкова Н.А., Микрюков А.С. и З.В.И.
ДД.ММ.ГГ Микрюков А.С. и Микрюкова Н.А. обратились в Администрацию г. Бийска с заявлением о признании вышеуказанного дома непригодным для проживания.
ДД.ММ.ГГ Администрацией г. Бийска в адрес заявителей было направлено письмо N ***, в котором указано, что проведение обследований жилых помещений, находящихся в собственности граждан, не входит в компетенцию межведомственной комиссии Администрации города, данная комиссия проводит оценку соответствия помещений установленным требованиям, находящихся в собственности муниципального жилищного фонда.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения сложившихся правоотношений) жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.Делегируя данные полномочия, Правительство Российской Федерации 28 января 2006 года приняло Постановление N 47, которым утвердило Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Положение), согласно которому его действие распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2).Положением установлено, что жилым помещением признается жилой дом - индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем, квартира - структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также из помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении, комната - часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире (пункт 5); орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в данном Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан (пункт 8).Названным Положением предусмотрено, что комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в данном Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 данного Положения (пункт 42); по результатам работы комиссия принимает одно из соответствующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в данном Положении требованиям (пункт 47).Из анализа положений вышеприведенных правовых норм следует, что межведомственная комиссия должна по заявлению гражданина, независимо от того является ли он собственником жилого помещения или нанимателем, провести обследование жилого помещения в целом на предмет его аварийности и непригодности (пригодности) для проживания, поскольку никакой другой орган не наделен такими полномочиями. Вопреки доводам жалобы отсутствие решения межведомственной комиссии, принятого в соответствии с п. 47 Положения, нарушает права административных истцов, поскольку они в отсутствие соответствующего решения не имеют возможности выбора способа защиты своих жилищных прав в дальнейшем.Поскольку Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя создание органом местного самоуправления межведомственной комиссии для оценки жилого помещения, суд первой инстанции правомерно возложил на Администрацию г. Бийска обязанность организовать проведение оценки и обследования жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", в целях признания его пригодным (непригодным) для проживания граждан.Указание в апелляционной жалобе на то, что принятие решения о признании частных жилых помещений, находящихся собственности граждан, является правом администрации, а не обязанностью, необоснован, поскольку в соответствии с названным выше Положением вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.Указание в апелляционной жалобе на то, что Управление ЖКХ, Б и ДХ Администрации г. Бийска не является надлежащим административным ответчиком по делу, обжалуемому судебному постановлению не противоречит, более того, в решении суда имеется аналогичное суждение.С учетом изложенного основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют. Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА:решение Бийского городского суда Алтайского края от 02 марта 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г. Бийска - без удовлетворения. Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.