Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Науширбановой З.А.,
судей Александровой Н.А. и
Кривцовой О.Ю.,
с участием прокурора Кулясовой Р.Я.
при секретаре Аюповой И.Р.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Учалинского межрайонного прокурора в интересах Мухамадеева Д.А. к Администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан о защите жилищных прав лица, оставшегося без попечения родителей, по апелляционной жалобе Администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан на решение Учалинского районного суда Республики Башкортостан от 26 апреля 2016 года,
заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Науширбановой З.А.,
установила:
Учалинский межрайонный прокурор РБ в интересах Мухамадеева Д.А., обратился в суд с иском к Администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключении договора найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет.
В обоснование иска указано, что Учалинской межрайонной прокуратурой, на основании заявления Мухамадеева Д.М. была проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения жильем детей - сирот, оставшихся без попечения родителей. В ходе проверки было установлено, что Мухамадеев Д.А относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного за ним жилья. До настоящего времени Мухамадеев Д.А в соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ, Федерального закона от 21.12.1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей" жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма не обеспечен, в связи с чем, истец обращается в суд с настоящим иском.
Решением Учалинского районного суда г.Учалы Республики Башкортостан от 26 апреля 2016г. постановлено: обязать Администрацию муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан предоставить Мухамадееву Д.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, заключить с ним договор найма специализированного помещения сроком на 5 лет.
В апелляционной жалобе Администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан ставится вопрос об отмене решения суда, ввиду неправильного установления обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильного установления правоотношений сторон и, как следствие тому - неправильного применения норм материального права, имеющих существенное значение для дела. Также суд нарушил нормы процессуального права, являющиеся безусловными основаниями для отмены решения суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение законным и обоснованным.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей определяются Федеральным законом от 21.12.1996 годаN159-ФЗ (в редакции от 25.11.2013 года) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно ч.1 ст. 109.1 ЖК Российской Федерации, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации" и законодательством субъекта Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N15-ФЗ, вступившего в силу с 01 января 2013 года), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение. Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст.72 п."ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе и в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российском Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российском Федерации". Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ (в редакции от 21 ноября 2011 года) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 2).
В силу пункта 1 статьи 8 названного Федеральною закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Согласно п.п. 3 п. 4 этой же статьи проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с тем, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (ст. 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (ст.5).
Названные положения Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" конкретизируются в жилищном законодательстве.
Как указано в п. 9 ст. 8 Федерального Закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N15-ФЗ) право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
На основании ч. 1 ст. 109.1 ЖК Российской Федерации (в ред. Закона N15-ФЗ от 29 февраля 2012 года) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом Российской Федерации от 29.02.2012 года N15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" вступил в законную силу 01.01.2013 года, внесены измерения.
Таким образом, как правильно указал суд, из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определилоснования и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Выводы суда являются правильными, и подтверждаются материалами дела.
Как следует из материалов дела Мухамадеев Д.М. дата г.р., относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Мать Мухамадеева Д.М. - ФИО1 умерла дата (свидетельство о смерти П-АР N ... ).
Отец Мухамадеева Д.М. - ФИО2 решением ... районного суда от дата лишен родительских прав.
На основании заключения межведомственной комиссии при администрации муниципального района адрес РБ от дата N ... Мухамадеев Д.А., признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения.
Постановлением главы администрации муниципального района адрес РБ за N ... УД от дата Мухамадеев Д.А. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, с дальнейшим включением в список на предоставление жилой площади по договору найма жилого помещения из специализированного жилищного фонда.
Вместе с тем, Мухамадеев Д.А. не обеспечен жилой площадью, до настоящего времени администрацией муниципального района адрес Республики Башкортостан не предоставлено благоустроенное жилое помещение. Тем самым нарушены жилищные права Мухамадеева Д.А., который имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке со стороны государства.
Таким образом, суд правильно пришел к выводу, что Мухамадеевым Д.А. право на получение жилого помещения не было реализовано, он имеет право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Обеспечение вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от недостаточности бюджетных средств и соблюдения очередности лиц, состоящих в списке на получение жилого помещения вне очереди.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда о полном удовлетворении требований прокурора, и возложении обязанности на Администрацию муниципального района адрес Республики Башкортостан по предоставлению Мухамадееву Д.А. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма сроком на 5 лет, поскольку нарушены его жилищные права. Мухамадеев Д.А. относится к лицам, имеющих право на дополнительные гарантии по социальной поддержке со стороны государства.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут быть положены в основу отмены решения суда, поскольку судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи, с чем решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы - не содержащими оснований для его отмены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Учалинского районного суда г.Учалы Республики Башкортостан от 26 апреля 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий З.А. Науширбанова
Судьи Н.А. Александрова
О.Ю.Кривцова
Справка: судья Гильманов Р.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.