Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Алексеенко О. В.,
судей Идрисовой А. В.,
Пономаревой Л. Х.,
при секретаре Аюповой И. Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Уфа Республики Башкортостан гражданское дело по апелляционной жалобе Ярмухаметова Ф. А. на решение Кармаскалинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 16 июня 2016 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Ярмухаметова Ф. А. к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Кармаскалинском районе Республики Башкортостан об обязании установить повышенный стажевый коэффициент с момента назначения пенсии, произвести доплату трудовой пенсии с учётом индексации на индексы роста потребительских цен отказать.
Заслушав доклад судьи Алексеенко О. В., судебная коллегия
установила:
Ярмухаметов Ф. А. обратился в суд с иском к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Кармаскалинском районе Республики Башкортостан о возложении обязанности произвести перерасчёт пенсии с дата бессрочно, установив стажевый коэффициент 0,6 с учётом необходимого (требуемого) специального стажа в 12 лет 6 месяцев, при фактическом специальном стаже в 13 лет и 11 месяцев и общем стаже на
дата в 18 лет 2 месяца и 17 дней, произвести доплату трудовой пенсии за период с дата по дата с учётом индексации, мотивируя свои требования тем, ему назначена пенсия в меньшем размере, чем предусмотрено законом, вследствие неправильного исчисления его стажевого коэффициента в 0,55, необоснованного применения при расчёте пенсии понижающего коэффициента 0,72511111, т.е. отношения величины расчётного пенсионного капитала при неполном общем трудовом стаже к величине расчётного пенсионного капитала при полном общем трудовом стаже. Поскольку по состоянию на дата он приобрёл право на досрочную трудовую пенсию по старости по Списку N 2 и имел требуемый стаж на соответствующих видах работ, то при расчёте стажевого коэффициента должен быть применён абзац 6 пункта 3 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ от дата.
Судом постановлено приведённое решение, об отмене которого просит Ярмухаметов Ф. А. по мотиву незаконности и необоснованности принятого решения. В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда, указывая на то, что его стажевый коэффициент необоснованно исчислен судом как при неполном специальном стаже.
Ярмухаметов Ф. А., извещённый о времени и месте судебного заседания, на заседание судебной коллегии не явился, направил ходатайство об отложении судебного заседания в связи с занятостью на работе.
Обсудив заявленное ходатайство, возражения стороны ответчика против отложения рассмотрения дела, судебная коллегия применительно к части 6 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не находит оснований для его удовлетворения, так как не представлено доказательств, подтверждающих указанное истцом обстоятельство.
В соответствии с положениями части 1 статьи 327, статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
В силу требований статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ законность и обоснованность решения суда проверяется в пределах доводов апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, выслушав представителей пенсионного органа Бабикову Э. М., Клокову О. В., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая спор, суд первой инстанции верно установилимеющие значение для дела фактические обстоятельства и дал им надлежащую юридическую оценку в соответствии с нормами материального права.
Отказывая в установлении истцу повышенного стажевого коэффициента
0, 6 с момента назначения пенсии, суд исходил из того, что ответчик при расчёте размера пенсии Ярмухаметову Ф. А. выбрал наиболее выгодный вариант подсчёта стажа и, применив пункт 9 статьи 30 Закона N 173-ФЗ, определилстаж истца на соответствующих видах работ на 01 января 2002 года - 13 полных лет, стажевый коэффициент составил 0, 56 (0, 55 + 0, 01 - за
1 полный год работы по Списку N 2 сверх требуемых 12 лет 6 месяцев).
С данным выводом судебная коллегия соглашается.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона N 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 7 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжёлыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
Статьёй 30 упомянутого Закона предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путём их конвертации (преобразования) в расчётный пенсионный капитал по соответствующей формуле, где одним из элементов является расчётный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с настоящей статьёй.
Расчётный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи, что предусмотрено частью 2 статьи 30 Закона
N 173-ФЗ.
В целях определения расчётного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с указанными пунктами под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются определённые в данных пунктах периоды.
При этом, пункт 9 статьи 30 данного Закона устанавливает, что конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчётный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статье 27 настоящего Федерального закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 настоящего Федерального закона, и застрахованных лиц, указанных в статье 27.1 настоящего Федерального закона, может осуществляться по их выбору в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).
Таким образом, законодатель в пункте 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ определилформулу исчисления расчётного размера трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица, а в пункте 9 данной статьи предоставил гражданам, которые были заняты на работах с особыми условиями труда, право выбора трудового стажа, с учётом которого осуществляется конвертация пенсионных прав в целях исчисления размера страховой части трудовой пенсии.
Совокупность данных положений Закона допускает определение расчётного размера трудовой пенсии с учётом того вида стажа, который позволяет исчислить пенсию в более высоком размере и направлена на реализацию права граждан на пенсионное обеспечение.
В целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под стажем на соответствующих видах работ понимается суммарная продолжительность периодов работы до 1 января 2002 года, определённая в пункте 1 статьи 27 настоящего Федерального закона.
Судом установлено, что Ярмухаметов Ф. А. является получателем трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 и статьи 28.1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" с 07 апреля 2014 года. При назначении пенсии общий страховой стаж истца в календарном исчислении составил 30 лет 2 месяца
04 дня (льготно 39 лет 06 месяцев 16 дней - 1 год работы в МКС за 1 год
6 месяцев), стаж по Списку N 2 - 25 лет 10 месяцев 17 дней (льготно 32 года
4 месяца 21 день).
На 01 января 2002 года у истца имеется общий трудовой стаж в календарном исчислении 18 лет 02 месяца 17 дней, по Списку N 2 - 13 лет
11 месяцев.
дата в ответ на заявление истца ответчик направил подробный расчёт размера получаемой им страховой пенсии по статье 30 ФЗ
N 173-ФЗ и три варианта определения расчётного размера пенсии для оценки пенсионных прав в порядке, установленном пунктами 3, 4 и 9 указанной статьи.
Из данного расчёта следует, что истец получает пенсию, размер которой рассчитан ответчиком по наиболее выгодному для него варианту.
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на неправильном толковании норм материального права.
В том числе, вопреки доводам подателя жалобы, исчисление стажевого коэффициента (0, 6 = 0, 55 + 0, 05 (18 лет 2 месяца 17 дней - 12 лет 6 месяцев)) из расчёта разницы имеющегося на 01 января 2002 года общего трудового стажа (18 лет 2 месяца 17 дней) к требуемому стажу на соответствующих видах работ (12 лет 6 месяцев) пенсионным законодательством не предусмотрено.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кармаскалинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 16 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу
Ярмухаметова Ф. А. - без удовлетворения.
Председательствующий О. В. Алексеенко
Судьи А. В. Идрисова
Л. Х. Пономарева
Справка: федеральный судья Минеева В. В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.