Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Сафина Ф.Ф.
судей Гибадуллиной Л.Г.
Якуповой Н.Н.
с участием прокурора Муратовой Е.М.
при секретаре В.Р.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан на решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
иск прокурора адрес Республики Башкортостан удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад адрес муниципального района адрес Республики Башкортостан, администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан в части не оборудования в здании Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад адрес муниципального района адрес Республики Башкортостан системы видеонаблюдения.
Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад адрес муниципального района адрес Республики Башкортостан, Администрацию муниципального района адрес Республики Башкортостан в течение одного года оборудовать в здании Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад адрес муниципального района адрес Республики Башкортостан систему видеонаблюдения, обеспечивающую непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории места массового пребывания людей, архивирование и хранение данных в течение тридцати дней.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Гибадуллиной Л.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
адрес Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском (с последующим уточнением) к МБДОУ Детский сад адрес муниципального района адрес РБ, администрации муниципального района адрес РБ, мотивируя тем, что прокуратурой адрес во исполнение поручения прокуратуры Республики Башкортостан N ... от дата в период с дата по дата проведена проверка антитеррористической защищенности МБДОУ Детский сад адрес МР адрес РБ, учредителем которого является администрация РМ адрес РБ.
В ходе проверки установлено, что в нарушение требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, детский сад не оборудован системой видеонаблюдения за состоянием обстановки на всей территории места массового пребывания людей с архивированием и хранением данных в течение 30 дней.
Прокурор просил признать незаконным бездействие ответчиков в части не оборудования здания системой видеонаблюдения, обязать в течение 1 года оборудовать в здании систему видеонаблюдения, обеспечивающую непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории места массового пребывания людей, архивирование и хранение данных в течение 30 дней.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация МР адрес просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, указывая, что судебное постановление вынесено на основании не относимого и недопустимого доказательства, которой является справка о результатах проверки. Детский сад, как юридическое лицо, самостоятельно осуществляет гражданские права и несет гражданские обязанности, в том числе, обеспечивает выполнение требований по противодействию терроризма в отношении имущества, закрепленного на праве оперативного управления.
Лица, участвующие в деле, извещены о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явились, о причинах неявки не сообщили, что в силу статьи 167 ГПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя администрации МР адрес К.А.В., поддержавшего доводы жалобы, прокурора М.Е.М., полагавшую решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 2 Федерального закона от дата N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
На основании части 3.1 статьи 5 Федерального закона от дата N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Согласно пункту "д" статьи 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации дата, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе, критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
В силу части 13 статьи 30 Федерального закона от дата N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
На основании пункта 6.48 "СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009", утвержденных приказом Минрегиона России от дата N ... , для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".
В приложении "В" к вышеприведенному своду правил предусмотрено, что требования об установке систем видеонаблюдения распространяются на дошкольные образовательные организации и общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, колледжи, школы-интернаты).
Согласно пункту 5 части 1 статьи 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно п.п. 2 части 3 статьи 28 Федерального закона от дата N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от дата N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу пункта 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от дата N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (пункт 3 статьи 5 Федерального закона от дата N 35-ФЗ "О противодействии терроризму").
В силу пункта 7.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от дата N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от дата N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Приказом Рособразования от дата N ... "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения).
Согласно пункту 23 "Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)" утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от дата N ... , все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются системой видеонаблюдения.
В соответствии с пунктом 30 вышеуказанных "Требований" система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых видеокамер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории места массового пребывания людей, архивирование и хранение данных в течение 30 дней.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что установление системы видеонаблюдения в Детском саду является обязательным мероприятием, выполнение которого необходимо для пресечения преступлений террористической направленности и является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья воспитанников, учащихся и работников. Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение приоритета безопасности воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса, их охрану и защиту от любых возможных посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.
Судебная коллегия считает указанные выводы суда законными и обоснованными.
Как следует из материалов дела, прокуратурой адрес РБ во исполнение поручения прокуратуры Республики Башкортостан N ... от дата в период с дата по дата проведена проверка антитеррористической защищенности МБДОУ Детский сад адрес МР адрес РБ, в ходе которой установлено, что в нарушение требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, Детский сад не оборудован системой видеонаблюдения за состоянием обстановки на всей территории места массового пребывания людей с архивированием и хранением данных в течение 30 дней, что подтверждается справкой о результатах проверки антитеррористической защищенности от дата, объяснением заведующим Детским садом П.Г.А.
Согласно сведениям из ЕГРЮЛ учредителем Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад адрес муниципального района адрес Республики Башкортостан является администрация муниципального района адрес Республики Башкортостан.
Факт отсутствия системы видеонаблюдения представителем Детского сада по доверенности К.Н.С. в судебном заседании суда первой инстанции не отрицался.
Таким образом, суд, руководствуясь вышеприведенными нормами законодательства, пришел к правильному выводу о возложении обязанности по оборудованию системой видеонаблюдения, как на МБДОУ Детский сад адрес, так и на администрацию муниципального района адрес Республики Башкортостан, как орган местного самоуправления, являющийся учредителем дошкольного образовательного учреждения, обеспечивающий его финансирование, и обязанный в силу закона участвовать в профилактике терроризма и экстремизма.
Судом также правильно удовлетворены требования прокурора о признании бездействий ответчиков незаконными, так как с даты вступления в законную силу Федерального закона N ... -Ф3 от дата, издания приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от дата N ... "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений" никаких мер в сфере антитеррористической деятельности не принималось, муниципальная программа "Обеспечение общественной безопасности в муниципальном районе адрес Республики Башкортостан" утверждена лишь дата, то есть свыше 6 лет.
Суд обоснованно указал на то, что недостаточность бюджетных средств и отсутствие финансирования для устранения выявленных нарушений, не является основанием для освобождения ответчиков от исполнения возложенных законом обязанностей, так как действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления по обеспечению антитеррористической безопасности с их наличествующими финансовыми возможностями.
Из системного толкования положений пункта 4 статьи 3 Федерального закона от дата N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", пункта 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от дата N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации дата, следует, что орган местного самоуправления обязан финансировать профилактические мероприятия в области противодействия терроризму.
Несостоятельным признает судебная коллегия довод апелляционной жалобы о постановлении решения на неотносимых и недопустимых доказательствах.
В силу статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
Представленная прокурором справка о результатах проверки, подтверждающая необорудование образовательного учреждения системой видеонаблюдения, соответствует требованиям законодательства, является допустимым и относимым, т.е. имеющим значение для дела, доказательством. Руководитель учреждения, подписавший справку, с выявленными нарушениями согласился. В опровержение обстоятельств, изложенных в справе, ответчиками доказательств не представлено. Факт отсутствия системы видеонаблюдения в судебном заседании ответчик не отрицал.
Таким образом, оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, вследствие чего оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Ф. Сафин.
Судьи Л.Г. Гибадуллина.
Н.Н. Якупова.
Справка: судья С.Э.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.