Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Сафина Ф.Ф.,
судей: Гибадуллиной Л.Г.,
Якуповой Н.Н.,
при секретаре В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Х., Х., Х., Х. - С. на решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от "дата", которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Х., Х., Х., Х. к Администрации городского округа ЗАТО "адрес" Республики Башкортостан о признании недействительным постановления органа местного самоуправления, восстановлении их семьи на учете в качестве претендующих на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами ЗАТО "адрес", - отказать.
Заслушав доклад судьи Сафина Ф.Ф., Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Х., Х., Х., Х. обратились в суд с иском к администрации городского округа ЗАТО "адрес" Республики Башкортостан о признании недействительным постановления органа местного самоуправления, восстановлении их семьи на учете в качестве претендующих на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами ЗАТО "адрес".
В обоснование заявленных требований указали о том, что они являются жителями ЗАТО "адрес" и проживают непрерывно в жилом помещении по адресу: "адрес", с "дата".
В "дата" их семья обратилась с заявлением в администрацию городского округа ЗАТО "адрес" Республики Башкортостан о включении их в список граждан, желающих выехать на новое место жительства из ЗАТО, путем предоставления им социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами ЗАТО. На основании указанного заявления их семья была поставлена на учет граждан, претендующих на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами ЗАТО "адрес" Республики Башкортостан, в которой они стояли на учете до "дата".
Постановлением администрации ЗАТО "адрес" Республики Башкортостан от "дата" "N" "О снятии с учета в качестве претендующих на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами закрытого административно-территориального образования "адрес" Республики Башкортостан" их семья была снята с учета по мотиву того, что на основании договора купли-продажи от "дата", заключенному между Д. и Х., последний приобрел квартиру, общей площадью 30,8 кв.м., расположенную по адресу: "адрес", а затем "дата" произвел отчуждение вышеназванного жилого помещения, то есть совершил намеренное ухудшение жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете в качестве граждан, претендующих на получение социальной выплаты.
Считают вышеназванное постановление администрации ЗАТО "адрес" Республики Башкортостан незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям.
Жилое помещение - квартира, общей площадью 30,8 кв.м., расположенная по адресу: "адрес", была приобретена "дата" А. ( Х.) за счет собственных средств в размере 400 000 рублей у Д. Передача А. денежных средств Д. за спорную квартиру в размере 400 000 рублей была осуществлена в присутствии нотариуса, о чем составлена соответствующая расписка от "дата", зарегистрированная в реестре за "N".
Кроме того, "дата" Д. - продавцом была выдана доверенность на имя Х., согласно которой Д. доверила последнему продать квартиру, расположенную по адресу: "адрес".
Однако, ввиду дальности проживания покупателя - А. и отсутствие у нее регистрации в ЗАТО "адрес" Республики Башкортостан договор купли-продажи спорной квартиры был заключен между Д. - продавцом и Х. - покупателем. Однако, фактически указанное жилое помещение приобреталось за счет денежных средств А., а не Х. и после приезда последней и регистрации ее на территории ЗАТО "адрес" Республики Башкортостан, по договоренности с Х. должно было быть переоформлено на ее имя.
В связи со сложившейся ситуацией Х. договорился с фактическим собственником спорной квартиры - А. и жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", было переоформлено на имя Х. на основании соглашения о разделе общего имущества супругов от "дата", поскольку Х. указанное жилое помещение никогда не приобретал, а лишь выступил покупателем по договору купли-продажи от "дата".
Таким образом, считают, что переоформление права собственности (отчуждение) на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", на имя Х. обусловлено объективными причинами и не может рассматриваться в качестве обстоятельства, свидетельствующего о намеренном ухудшении Х. своих жилищных условий с целью сохранения права состоять на учете в качестве граждан, претендующих на получение социальной выплаты.
На основании изложенного считают, что постановлением администрации ЗАТО "адрес" Республики Башкортостан от "дата" "N" "О снятии семьи Х. с учета в качестве претендующих на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами ЗАТО "адрес" Республики Башкортостан", нарушаются их права, как граждан, проживающих и проработавших в условиях объектов в ЗАТО и имеющих право на получение социальной выплаты.
Просили признать постановление администрации ЗАТО "адрес" Республики Башкортостан от "дата" "N" "О снятии семьи Х. с учета в качестве претендующих на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами ЗАТО "адрес" Республики Башкортостан" незаконным. Восстановить их семью на учете в качестве претендующих на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами ЗАТО "адрес" с момента первой постановки на учет, то есть с "дата".
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель Х., Х., Х., Х. - С. просит отменить решение, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, указывая на то, что судом не были установлены обстоятельства, свидетельствующие об ухудшении Х. своих жилищных условий.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, Судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 ГПК РФ, в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Х. и члены ее семьи: Х. - супруг, Х., Х. - дети в "дата" были поставлены на учет граждан, желающих выехать за пределы ЗАТО "адрес" Республики Башкортостан на иное место жительства.
"дата" Х. администрацией городского округа ЗАТО "адрес" Республики Башкортостан было направлено уведомление о том, что она является кандидатом на получение социальной выплаты в соответствии с подпрограммой "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от "дата" "N".
Х. "дата" подала заявление о согласии на получение в "дата" социальной выплаты в целях приобретения жилого помещения.
В ходе проведенной проверки администрацией городского округа ЗАТО "адрес" Республики Башкортостан было установлено, что Х. - сын Х. совершил действия, повлекшие намеренное ухудшение жилищных условий на территории ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан, и за его пределами, а именно: произвел отчуждение жилого помещения и 1/4 доли в праве на жилое помещение, принадлежащих ему на праве собственности: - "дата" по договору дарения передал в собственность Х. 1/4 долю в общей долевой собственности квартиры по адресу: "адрес"; - "дата" по соглашению о разделе общего имущества супругов передал в собственность Х. жилое помещение по адресу: "адрес".
Постановлением администрации городского округа ЗАТО "адрес" Республики Башкортостан "N" от "дата" "О снятии с учета в качестве претендующих на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами закрытого административно-территориального образования "адрес" Республики Башкортостан" на основании абзаца 7 п. 2.4 статьи 7 Закона РФ от "дата" "N" "О закрытом административно-территориальном образовании" Х. была снята с учета граждан, претендующих на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан и исключена из общего списка граждан, претендующих на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан.
Как следует из ответов, полученных администрацией городского округа ЗАТО "адрес" Республики Башкортостан из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по "адрес" Х. являлся собственником жилого помещения по адресу: "адрес", (регистрация права от "дата" ода. "N"), право собственности прекращено "дата" на основании соглашения о разделе имущества супругов от "дата"; - являлся собственником 1/4 доли в праве собственности на жилое помещение по адресу: "адрес" (регистрация права от "дата" "N"), право собственности прекращено "дата" на основании договора дарения от "дата".
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что постановление администрации городского округа ЗАТО "адрес" Республики Башкортостан "N" от "дата" вынесено законно и обоснованно, поскольку Х. как член семьи Х., состоящей на учете граждан, желающих выехать за пределы ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан и являющийся кандидатом на признание участником федеральной жилищной программы "Государственные жилищные сертификаты" совершил действия, повлекшие намеренное ухудшение жилищных условий на территории ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан и за его пределами, что в силу положения абз. 7 п. 2.4 ст. 7 Закона РФ "О закрытом административно-территориальном образовании" является основанием для снятия семьи Х. с учета граждан, претендующих на получение социальной выплаты.
Данные выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 ГПК РФ, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ "О закрытом административно- территориальном образовании" закрытым административно- территориальным образованием признается имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Закона РФ "О закрытом административно- территориальном образовании" на территории закрытого административно-территориального образования осуществляется государственная поддержка граждан, указанных в пункте 2.1 настоящей статьи, желающих выехать на новое место жительства из закрытого административно-территориального образования, путем предоставления им социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами закрытого административно-территориального образования.
Государственная поддержка, предусмотренная п. 2 ст. 7 Закона РФ "О закрытом административно-территориальном образовании" осуществляется в случае, если граждане, указанные в абзацах втором-четвертом настоящего пункта, и члены их семей постоянно проживают на территории закрытого административно-территориального образования и не имеют жилых помещений за границами данного закрытого административно-территориального образования (п. 2.1 ст. 7 Закона РФ "О закрытом административно- территориальном образовании").
Органы местного самоуправления ЗАТО принимают на учет граждан, претендующих на получение социальной выплаты, ведут их учет и определяют размер социальной выплаты в порядке и по формам, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п.2.2 ст. 7 Закона РФ "О ЗАТО").
В соответствии с п. 2.4 ст. 7 Закона РФ "О ЗАТО", граждане, состоящие на учете в качестве граждан, претендующих на получение социальной выплаты, снимаются с учета, в том числе в случае: намеренного ухудшения гражданином и (или) членами его семьи своих жилищных условий на территории закрытого административно-территориального образования.
В силу пункта 2.5 статьи 7 вышеназванного закона в случае, если гражданин и (или) члены его семьи совершили действия, повлекшие намеренное ухудшение жилищных условий, гражданин принимается на учет граждан, претендующих на получение социальной выплаты, не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных действий.
К действиям, повлекшим намеренное ухудшение жилищных условий за границами закрытого административно-территориального образования, в котором гражданин и (или) члены его семьи постоянно проживают, относятся: - отчуждение жилого помещения или его доли, принадлежащих гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности; - расторжение договора социального найма жилого помещения.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия полагает, что в ходе рассмотрения дела нашел свое достоверное подтверждение факт совершения Х. действий, повлекших намеренное ухудшение жилищных условий.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание судебной коллегией и служить основанием для отмены решения суда, поскольку направлены на переоценку по существу правильных выводов суда, оснований для которой, Судебная коллегия не усматривает.
Процессуальных нарушений, влекущих в отмены решения, судом не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Х., Х., Х., Х. - С. - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Ф. Сафин
Судьи Л.Г. Гибадуллина
Н.Н. Якупова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.