Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Кривцовой О.Ю.,
судей Александровой Н.А. и Троценко Ю.Ю.
при секретаре Муртазине И.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан на решение Калининского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 11 ноября 2015 г., по иску М.В.П. к Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан о признании права собственности на земельный участок.
Заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя М.В.П. - Т.Р.Р., возражавшего относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
М.В.П. обратился в суд с иском к Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация города) о признании права собственности на земельный участок площадью ... кв.м (прирезок), по адресу: адрес.
Заявленные требования мотивированы тем, что истец является собственником земельного участка с кадастровым номером N ... , площадью ... кв.м, по адресу: адрес.
К основному земельному участку плотно прилегает земельный участок площадью ... кв.м, который истец также обрабатывает и использует в своих целях, указанный участок не является территорией общего пользования и не выходит за пределы "красных линий".
Истец полагает, что имеет право на предоставление испрашиваемого земельного участка в собственность.
Решением Калининского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 11 ноября 2015 г. постановлено:
исковые требования М.В.П. к Администрации городского округа г. Уфа РБ о признании права собственности на земельный участок удовлетворить.
Признать за М.В.П. право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: адрес, площадью ... кв.м.
Данное решение является основанием для регистрации за М.В.П. права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: адрес, площадью ... кв.м., в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан.
В апелляционной жалобе Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан ставит вопрос об отмене вышеуказанного решения суда, считая его постановленным с нарушением норм процессуального и материального права.
Истец М.В.П., представитель ответчика - Администрации города, представители третьих лиц - Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан (далее - УЗИО Администрации города), ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Башкортостан в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщали, в связи с чем, на основании ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский процессуальный кодекс РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся.
Изучив материалы дела, выслушав представителя истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ч. 1, 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец на основании договора дарения от дата, постановления главы администрации Федоровского сельского совета Калининского района г.Уфы Республики Башкортостан от дата N ... , договора дарения от дата, является собственником земельного участка с кадастровым номером N ... , площадью ... кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под жилую застройку индивидуальную, а также расположенного на нем жилого дома по адресу: адрес.
М.В.П. дата обратился в Администрацию города с заявлением о предоставлении земельного участка площадью ... кв.м (прирезок), по адресу: адрес.
Письмом УЗИО Администрации города от дата за N ... М.В.П. указано на необходимость обращения в УЗИО Администрации города с заявлением о перераспределении земельных участков и приложением документов. При этом, М.В.П. разъяснены положения п.8 ст. 11.10, п. 2 ст. 39.29, п. 3 ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс РФ).
Приведенные обстоятельства послужили основанием для обращения М.В.П. с иском о признании права собственности на испрашиваемый земельный участок.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции исходил из того, что истец, будучи собственником земельного участка с кадастровым номером N ... , расположенного рядом с испрашиваемым земельным участком, правомерно осуществляет пользование земельным участком площадью ... кв.м, поскольку постановлением главы администрации Федоровского сельского совета адрес от дата М.В.П. выделен и закреплен земельный участок размером ... га по спорному адресу, но в силу определенных обстоятельств на кадастровый учет поставлен только земельный участок с кадастровым номером N ... общей площадью ... кв.м, таким образом, к истцу одновременно с приобретением права собственности на земельный участок площадью ... кв.м перешло право владения на земельный участок, занятый площадью ... кв.м.
Судебная коллегия не может согласиться с приведенными выводами суда первой инстанции, поскольку судом допущены существенные нарушения норм материального права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2, пунктами 1, 3 статьи 11.7 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 (ст. ст. 39.27 - 39.29) названного Кодекса.
Согласно пунктам 2, 3 статьи 39.28, пунктами 1, 8 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка. В целях заключения соглашения собственники частных земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган. В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: 1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; 2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; 3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ.
Одним из оснований отказа, предусмотренных подпунктом 1 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ, является подача заявления о перераспределении земельных участков в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ.
В пункте 1 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ установлен исчерпывающий перечень случаев, когда допускается перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности:
1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункту 10 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа.
Однако истец при обращении в Администрацию города с соответствующим заявлением, на случаи перераспределения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, предусмотренные п. 1 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ, не ссылался. Соглашение между уполномоченным органом и истцом о перераспределении земельных участков не достигнуто, проект межевания территории не приложен и не утвержден, к заявлению утвержденная схема расположения земельного участка не прикладывалась.
При этом Администрация города разъяснила истцу о необходимости обращения с заявлением о перераспределении земельных участков в УЗИО Администрации города, что истцом сделано не было.
Понуждение Администрации города передать истцу в собственность земельный участок влечет нарушение приведенного законодательства, прав и законных интересов муниципального образования.
Согласно ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу п. 1 ст. 39 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Нормы Земельного кодекса РФ в редакции, действующей с 1 марта 2015 г., предусматривают, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование (п. 1 пп. 1 ст. 39.1); предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса (ст. 39.2); если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (п. 1 ст. 39.20); для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них, совместно обращаются в уполномоченный орган (п. 5 ст. 39.20); любой из заинтересованных правообладателей здания, сооружения или помещений в них вправе обратиться самостоятельно в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду (п. 6 ст. 39.20).
Из представленных материалов дела установлено, что на основании постановления главы администрации Федоровского сельского Совета Калининского района г.Уфы Республики Башкортостан от дата, М.В.П. выделен земельный участок размером ... га с правом строительства индивидуального жилого дома и надворных построек в адрес (л.д. 26).
В последствии, выделенный К.В.П. земельный участок площадью ... кв.м, поставлен на кадастровый учет, присвоен кадастровый N ...
В результате проведения кадастровых работ в дата., из земельного участка с кадастровым номером N ... образованы два земельных участка с кадастровыми номерами N ... , площадью ... кв.м, N ... , площадью ... кв.м, сведения о вновь образованных земельных участках внесены в государственный кадастр недвижимости дата, что усматривается из кадастрового паспорта земельного участка от дата N ... (л.д. 6-8).
Доказательств того, что испрашиваемый земельный участок когда-либо предоставлялся истцу на каком-либо праве не представлено, при этом истец не ссылался на предоставление, выделение спорного земельного участка площадью ... кв.м на каком - либо праве. Документов подтверждающих выделение М.В.П. земельного участка площадью ... кв.м. ( ... кв.м + ... кв.м + ... кв.м), истцом не представлено.
Прав на объекты недвижимого имущества на спорном земельном участке истец не имеет, доказательств строительства истцом на спорном земельном участке объекта недвижимости, зарегистрированного в установленном законом порядке, не представлено.
На момент вынесения обжалуемого решения земельный участок площадью ... кв.м, который по мнению истца должен быть ему предоставлен, не сформирован, границы участка в установленном законом порядке не определены, сведения о земельном участке площадью ... кв.м внесены в государственный кадастр недвижимости лишь дата, при этом отражено, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, что подтверждается выкопировкой из публичной кадастровой карты, находящейся в общем доступе на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адресу: http://maps.rosreestr.ru/PortalOnline.
Исковые требования М.В.П. по сути, направлены на обход процедур, установленных земельным законодательством для предоставления земельных участков в собственность.
При изложенных обстоятельствах правовых оснований для признания права собственности М.В.П. на испрашиваемый земельный участок отсутствуют, в связи с чем, решение суда первой инстанции подлежит отмене, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований М.В.П. о признании права собственности на земельный участок площадью ... кв.м (прирезок), расположенный по адресу: адрес.
Руководствуясь ст.ст. 198, 327 - 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 11 ноября 2015 г. отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований М.В.П. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании права собственности на земельный участок площадью ... кв.м (прирезок), расположенный по адресу: адрес - отказать.
Председательствующий
Судьи
Справка: судья Мустафина Д.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.