Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Сафина Ф.Ф.,
судей: Гибадуллиной Л.Г.,
Якуповой Н.Н.,
при секретаре В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Д. на решение Сибайского городского суда Республики Башкортостан от "дата", которым постановлено:
Д. в удовлетворении ее исковых требований к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России "N" по Республике Башкортостан о признании налогового уведомления незаконным, взыскании денежных средств, судебных расходов, компенсации морального вреда - отказать.
Заслушав доклад судьи Сафина Ф.Ф., Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Д. обратилась в суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы "N" по Республике Башкортостан о признании налогового уведомления незаконным, взыскании денежных средств, судебных расходов, компенсации морального вреда.
В обоснование указывает на то, что до "дата" не осуществляла платежи по земельному налогу за земельные участки, находящиеся в коллективном саду "N" и в гаражном кооперативе "Строитель", так как имелись льготы.
"дата" получила налоговые извещения "N" на оплату земельного налога за участок в коллективном саду "N" и гаража в гаражном кооперативе " С." на сумму 615 рублей и "N" на оплату земельного налога за участок в коллективном саду "N", гараж в гаражном кооперативе " С." и участок по "адрес" размере 11/2500 долей на общую сумму 751 рубль. В последующем при обращении в налоговый орган налоговое уведомление "N" было уничтожено специалистом ответчика, оставив для оплаты налоговое уведомление "N".
"дата" ею произведена оплата земельного налога в размере 751 рубль, из которых за участок в коллективном саду "N" оплата составила 19 рублей; за участок в гаражном кооперативе " С." - 596 рублей; участок по "адрес" - 136 рублей. Далее выяснилось, что налог в сумме 19 рублей оплачен ею за земельный участок "N" с кадастровым "N", что не соответствует действительности.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка "N" от "дата" кадастровый "N" присвоен садовому участку "N", а не садовому участку "N". Другого кадастрового паспорта на земельный участок "N" у нее не имеется. Указывает, что является собственником земельного участка, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от "дата". В налоговом уведомлении "N" указана налоговая база (кадастровая стоимость) в размере 6 410 рублей. По кадастровому паспорту земельного участка "N" кадастровая стоимость составила 11 415 рублей. Ответчик при расчете земельного налога, применил ставку в размере 0,3%, не указав кем, и когда установлена такая налоговая ставка.
Кадастровый "N" присвоен земельному участку в гаражном кооперативе " С.", блок 18, место 31, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка "N" от "дата". Кадастровая стоимость составила 9 660 рублей. Является собственником указанного земельного участка, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от "дата". Ответчик в налоговом уведомлении "N" применил налоговую базу (кадастровая стоимость) в сумме 39 755,28 рублей, что противоречит кадастровому паспорту земельного участка, где кадастровая стоимость определена в размере 9 660 рублей. Полагает, что при любых изменениях кадастровой стоимости, как собственник земельного участка в гаражном кооперативе должна быть извещена, поставлена в известность соответствующим органом. Ответчик при расчете земельного налога под гаражом, применил ставку в размере 1,5%, не указав кем, и когда установлена такая налоговая ставка.
В налоговом уведомлении "N" указан кадастровый "N" земельного участка по адресу: "адрес", которая составила 10 338 495 рублей. В налоговом уведомлении "N" в графе 5 "доля в праве" указано 11/2500, за которую был уплачен налог в сумме 136 рублей за "дата". Указывает, что до настоящего времени у нее нет никаких правоустанавливающих документов на 11/2500 долей в праве на земельный участок по адресу: "адрес". Письмом от "дата" она обратилась к ответчику с просьбой вернуть 751 рубль, уплаченных ею "дата". Однако в удовлетворении ей было отказано.
Просила признать платежное уведомление "N" об оплате земельного налога за "дата" на сумму 751 рубль незаконным и необоснованным; признать сделку, совершенную ею "дата" по оплате земельного налога в сумме 751 рубль за "дата" формальной; взыскать с ответчика денежные средства в размере 751 рубль.
В последующем уточнив свои исковые требования, просила также возместить ей понесенные судебные расходы в виде оплаты госпошлины в размере 400 рублей; взыскать компенсацию морального вреда в размере, рассчитанном в соответствии с действующим законодательством.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Д. просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, приводит доводы аналогичные доводам административного искового заявления.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, Судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 150, 272 КАС РФ, в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу ст. 57 Конституции РФ, ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Налогообложение земельным налогом осуществляется в соответствии с главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Согласно п. 1 ст. 387 НК РФ земельный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно п. 4 ст. 397 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Д. на праве собственности принадлежит земельный участок по адресу: "адрес" (свидетельство о государственной регистрации права "N" от "дата"), земельный участок для размещения гаража в "адрес", гаражный кооператив " С.", блок 18, место 31 (свидетельство о государственной регистрации права "N" от "дата").
Согласно налоговому уведомлению "N" Д. рассчитана сумма земельного налога за "дата" на земельный участок с кадастровым номером "N" рублей, на земельный участок с кадастровым номером "N" рублей.
Из правоустанавливающих документов (свидетельствах о государственной регистрации права "N" от "дата" и "N" от "дата") следует, Д. на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми "N" - сад "N" и "N" - гараж в ГК " С.", блок 18, место 31.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правильно исходил из того, что Д. является плательщиком налога на указанное недвижимое имущество, уведомление об оплате земельного налога за "дата" было ей направлено налоговым органом обоснованно.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку они основаны на законе и фактических обстоятельствах дела.
Довод жалобы о том, что "адрес" городской суд не был вправе рассматривать её исковое заявление, адресованное мировому судье, не состоятелен, поскольку на основании определения от "дата" дело передано мировым судьей в "адрес" городской суд для рассмотрения по подсудности.
Довод жалобы Д. о том, что до "дата" она была освобождена от уплаты налогов, и она не была информирована об отмене льгот, является несостоятельным, не свидетельствует о незаконности действий налогового органа.
До "дата" налогоплательщику Д. предоставлялась льгота по уплате земельного налога в соответствии с Решением Совета городского округа "адрес" Республики Башкортостан от "дата" "N" "Об установлении земельного налога", которое утратило силу с "дата" на основании п. 6 Решения Совета городского округа "адрес" Республики Башкортостан от "дата" "N" "Об установлении земельного налога". Данное решение было опубликовано Советом городского округа "адрес" РБ в средствах массовой информации и размещено на официальном сайте Совета городского округа "адрес" Республики Башкортостан.
На основании ст. 387 Налогового кодекса РФ земельный налог устанавливается Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
На территории городского округа "адрес" земельный налог введен в действие на основании Налогового кодекса РФ и Решения Совета городского округа "адрес" Республики Башкортостан от "дата" "N" "Об установлении земельного налога".
Категории лиц, которым предоставлена льгота по уплате земельного налога, определена п. 9 указанного решения, введенного в действие на основании Решения Совета городского округа "адрес" РБ от "дата" "N", к которым Д. так же не относится.
Не состоятельны доводы автора жалобы о необоснованном исчислении налоговым органом сумм налогов, неправильном определении кадастровой стоимости земельных участков.
В соответствие со ст.85 НК РФ, постановка на налоговый учет имущественной собственности производится на основании сведений поступающих с регистрирующих органов.
Согласно данным представленным Федеральной службой кадастра и картографии Республики Башкортостан у налогоплательщика Д. в собственности находится три земельных участка: - "N" по адресу "адрес", кадастровой стоимостью 6 410 рублей, доля 1/1; - "N" по адресу "адрес", кадастровой стоимостью 39 755,28 рублей, доля 1/1; - "N" "адрес", кадастровой стоимостью 10 338 495 рублей, доля 11/2500.
На основании ст. 390 НК РФ налоговой базой при исчислении земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Категория земли "N" отнесена к земельным участкам для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а так же дачного хозяйства - налоговая ставка составляет 0,3%; категория земли "N" отнесена к прочим землям, соответственно налоговая ставка составляет 1,5%; категория земли "N" отнесена к земельным участкам для обслуживания многоквартирных жилых домов - налоговая ставка составляет 0,3% (п. 2.1 Решения Совета городского округа "адрес" Республики Башкортостан от "дата" "N" "Об установлении земельного налога").
Согласно налогового уведомления "N" сумма земельного налога за "дата" рассчитана верно.
В "дата" проведена переоценка земельных участков, результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Башкортостан утверждена Постановлением Правительства РБ от "дата" "N". Кадастровая оценка земельного участка с кадастровым номером "N" расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на "дата" год составляет 39 755,28 рублей. Кадастровая оценка земельного участка с кадастровым номером "N" расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на "дата" год составляет 6410,00 руб.
Д. на праве собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: "адрес". В налоговом уведомлении "N" в расчете земельного налога указан адрес: "адрес".
Как правильно установилсуд, согласно публичной кадастровой карте (схеме) земельный участок расположен под двумя многоквартирными домами, которые находятся по адресам: "адрес". Следовательно, учет сведений по этим земельным участкам ведется по одному из адресов. Доля в праве определяется регистрирующим органом, а налоговый орган производит лишь расчет налога по представленным регистрирующим органом данным.
На основании ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в здании в силу закона вне зависимости от его регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
На основании пункта 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, включающее земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения (пункт 1 статьи 37 Жилищного кодекса РФ).
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от "дата" "N" "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Башкортостан" определена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым "N", на котором расположены жилые многоквартирные дома по "адрес" составляет 15 761 900,88 рублей. На момент расчета земельного налога за "дата" кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым "N" была ниже и составляла по данным регистрирующего органа 10 338 495 рублей из чего и был исчислен земельный налог, предъявленный к уплате административному истцу.
То обстоятельство, что в публичной кадастровой карте был заявлен расширенный поиск на земельный участок "N", фактически найдена точка, указывающая на земельный участок с кадастровым "N", не влияет на законность решения, поскольку указанные кадастровые номера принадлежат одному и тому же объекту.
В связи с вступлением в силу с 01 марта 2008 года Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в ранее присвоенных кадастровых номерах земельных участков удалены ведущие нули в порядковом номере земельного участка в кадастровом квартале, а также символы "пробел" в номере кадастрового квартала. Кадастровый номер земельного участка в налоговом уведомлении может записываться как с указанием, так и без указания ведущих нулей.
При указанных обстоятельствах суд пришел к верному выводу о том, что оснований для удовлетворения требования истца о признании незаконным налогового уведомления не имеется.
В целом доводы апелляционной жалобы несостоятельны и отмену решения суда не влекут, поскольку основаны на неправильном толковании положений действующего законодательства, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность постановленного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
При таких обстоятельствах Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 307-309 КАС РФ, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сибайского городского суда Республики Башкортостан от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу Д. - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Ф. Сафин
Судьи Л.Г. Гибадуллина
Н.Н. Якупова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.