Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Черчага С.В.,
судей Фахретдиновой Р.Ф.,
Нигматуллиной Р.Р.,
при секретаре Шендрик О.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан на решение Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
в удовлетворении искового заявления Администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан к Туймазинскому межрайонному отделу судебных приставов УФССП по РБ об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере ... рублей, в рамках исполнительского производства N ... -ИП, отказать.
Заслушав доклад судьи Нигматуллиной Р.Р., судебная коллегия
установила:
Администрация муниципального района адрес Республики Башкортостан (также по тексту администрация) обратилась в суд с иском к Туймазинскому межрайонному отделу судебных приставов УФССП по адрес об освобождении от взыскания исполнительского сбора, ссылаясь на то, что постановлением судебного пристава-исполнителя от дата было возбуждено исполнительное производство об обязании администрации предоставить ФИО3 вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям, площадью не ниже установленных социальных норм. В связи с неисполнением требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, постановлением судебного пристава-исполнителя от дата принято решение о взыскании с администрации исполнительского сбора в размере ... рублей.
Между тем исполнение подобной категории решений суда связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, поскольку законодательством предусмотрена особая процедура предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Полагают необходимым учитывать тот факт, что администрация в своей деятельности по обеспечению лиц из числа детей-сирот ограничено как бюджетным финансированием, несмотря на принятие мер с направлением соответствующих писем по выделению субвенций за счет средств республиканского бюджета на исполнение судебных решений, на обеспечение жильем детей - инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после дата, средства не были получены, в связи с чем не исполнено решение суда. Администрация считала, что в её действиях отсутствуют виновные действия, связанные с неисполнением решения суда в 5-дневный срок, в связи с чем, просила освободить её от уплаты исполнительского сбора.
Судом принято вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представителем администрации по доверенности ФИО4 ставится вопрос об отмене принятого по делу судебного решения ввиду нарушения норм материального и процессуального права по тем же доводам, которые указаны в иске.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд апелляционной инстанции явился представитель администрации - ФИО4, в связи с чем, на основании ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело при установленной явке.
Проверив материалы дела, выслушав представителя администрации - ФИО4, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно положениям частей 1, 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Исходя из изложенного, судебной коллегией дело рассматривается в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судом установлено, что решением Туймазинского районного суда Республики Башкортостан от дата на администрацию муниципального района адрес Республики Башкортостан возложена обязанность предоставить ФИО3 в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством РФ и РБ, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям площадью не ниже установленных социальных норм.
дата на основании исполнительного листа от дата, выданного Туймазинским районным судом Республики Башкортостан, постановлением судебного пристава-исполнителя Туймазинского МОСП УФССП по адрес было возбуждено исполнительное производство N ... -ИП в отношении должника администрации. Из указанного постановления следует, что должнику предложено в 5-дневный срок со дня получения постановления добровольно исполнить требования, указанные в исполнительном документе. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику было предложено в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя. Кроме того, должник был предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере ... рублей (л.д. 29).
Установлено, что в 5-дневный срок решение суда исполнено не было.
дата судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление о взыскании с администрации исполнительского сбора в размере ... рублей (л.д. 35).
В настоящее время исполнительный лист не исполнен.
Разрешая спор и отказывая администрации в удовлетворении заявления об освобождении от взыскания исполнительского сбора, районный суд пришел к выводу об отсутствии у должника уважительных причин для неисполнения решения суда в 5-дневный срок. Судом установлено, что с момента возбуждения исполнительного производства, то есть с дата не предпринято мер для исполнения решения суда, не представлено доказательств принятия мер о включении в бюджет администрации расходов по предоставлению жилья на иной период, в частности на 2015 год, с заявлением об освобождении исполнительского сбора должник обратился после взыскания исполнительского сбора и спустя 1 года 6 месяцев с момента возбуждения исполнительного производства. Районный суд полагает, что доказательств наличия чрезвычайных, непредотвратимых обстоятельств, повлекших длительное неисполнение решения суда, истцом не представлено. При этом, суд первой инстанции указал на то, что отсутствие либо недостаточность средств бюджета для приобретения жилых помещений с целью исполнения требований исполнительных документов о наличии непреодолимой силы, об отсутствии вины в неисполнении в срок, установленный для добровольного исполнения, требований исполнительного документа.
В соответствии со ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (п. 4 ч. 2).
Судебная коллегия находит, что решение суда принято с существенным нарушением норм материального права и согласиться с ним нельзя по следующим основаниям.
Статьей 112 Федерального закона от дата N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от дата N ... -П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52-54, 55 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
Вместе с тем анализ совокупности доказательств, имеющихся в материалах дела, позволял суду сделать вывод о том, что в течение установленного пятидневного срока реальное исполнение решения суда о предоставлении жилого помещения было невозможно. Исполнение судебного решения было невозможно вследствие обстоятельств, которые с учетом специфики данного дела могут рассматриваться в качестве события, тождественного непреодолимой силе.
Указанная специфика состоит в том, что администрация была обязана предоставить ФИО3 по договору найма благоустроенное жилое помещение не за счет собственных средств, а за счет средств федерального бюджета и бюджета Республики Башкортостан. Таким образом, возможность исполнения решения суда была поставлена в прямую зависимость от перечисления должнику из республиканского бюджета денежных средств в необходимом размере. В деле имеются доказательства, свидетельствующие о том, что к моменту истечения пятидневного срока денежные средства, необходимые и достаточные для приобретения соответствующего жилого помещения, из республиканского бюджета перечислены не были. Соответственно, реальная возможность приобретения жилого помещения с использованием установленных законом процедур закупок (аукциона) к моменту истечения указанного срока отсутствовала.
Кроме того, судом не была учтена правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации относительно правовой природы исполнительского сбора, взыскиваемого с должника в рамках исполнительного производства органом принудительного исполнения, изложенная в Постановлении от дата N ... -П, согласно которой этот сбор представляет собой административную санкцию штрафного характера. То есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Следовательно, основанием для взыскания исполнительского сбора является наличие одновременно двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения.
Помимо вышеизложенного судом не учтено и то обстоятельство, что администрация является органом местного самоуправления, относится к бюджетной системе Российской Федерации и обязана использовать выделенные бюджетные средства строго по их целевому назначению в установленном законом порядке.
Исполнение вышеуказанного решения носит длящийся характер, поскольку предусматривает совершение последовательности действий, входящих в компетенцию органа местного самоуправления и органа власти субъекта. Сам по себе процесс приобретения квартиры в муниципальную собственность для предоставления ФИО3 по договору социального найма не может находиться вне процедуры исполнения решения и являться основанием для взыскания исполнительского сбора. С учетом того, что администрацией предпринимаются необходимые меры для исполнения решения суда, не предоставление жилого помещения администрацией в данном случае нельзя признать уклонением от исполнения решения суда.
Администрация обязана предоставить жилое помещение ФИО3 в соответствии с Порядком предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, жилых помещений, построенных государственным унитарным предприятием Фонд жилищного строительства Республики Башкортостан за счет средств бюджета Республики Башкортостан и передаваемых на безвозмездной основе администрациям муниципальных образований Республики Башкортостан, утвержденным Постановлением Правительства Республики Башкортостан от дата N ... (также по тексту Порядок).
Данным Порядком (в частности в пунктах 3-10) установлен порядок обеспечения детей-сирот жилыми помещениями, что не принято во внимание судом первой инстанции, также не учтены сроки государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
Кроме того, приобретение жилых помещений осуществляется Министерством имущественных отношений в соответствии с Федеральным законом от дата N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Так, согласно части 2 статьи 63 указанного Закона, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно статье 70 Закона контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола проведения торгов электронного аукциона.
Между тем, обстоятельства, связанные с приобретением жилого помещения для ФИО3 в порядке исполнения решения и в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от дата N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", также указывают не невозможность исполнения решения суда в установленный судебным приставом-исполнителем 5-дневный срок.
Поскольку по рассматриваемому делу необходимо учитывать и объем работ, фактически подлежащих исполнению, и объем работ, которые администрация обязана исполнять и помимо судебного решения, в том числе и по проведению закупок (аукционов) по приобретению жилья и оформлению, судебная коллегия полагает, что при указанных выше обстоятельствах, меры штрафного характера - исполнительский сбор в размере ... рублей применены не обоснованно, решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении требований Администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан.
Руководствуясь статьями 308 - 310 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан
определила:
решение Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от дата отменить.
Принять по делу новое решение, которым исковые требования адрес Республики Башкортостан об освобождении от исполнительского сбора удовлетворить.
Освободить адрес Республики Башкортостан от исполнительского сбора в размере ... рублей, наложенного постановлением от дата судебного пристава-исполнителя Туймазинского МОСП УФССП России по адрес в рамках исполнительного производства N ... -ИП, возбужденного дата (о предоставлении жилого помещения ФИО3).
Председательствующий Черчага С.В.
Судьи Фахретдинова Р.Ф.
Нигматуллина Р.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.