Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Батршиной Ю.А.,
судей: Киньягуловой Т.М.,
Нигматуллиной Р.Р.
при секретаре Алексеевой О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции гражданское дело по иску Валиевой Х.С., Кундузбаевой В.Р., Файзуллиной А.М., Александровой Т.Ю. к Администрации ГО г.Уфа РБ о признании права собственности на земельные участки.
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Башкортостан Киньягуловой Т.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Валиева Х.С., Кундузбаева В.Р., Файзуллина A.M., Александрова Т.Ю. обратились в суд с иском к Администрации ГО г. Уфа РБ о признании права собственности на земельные участки.
В обоснование исковых требований указывают, что истцы являются членами СНТ "Сосновый бор", владеют и пользуются земельными участками с разрешенным использованием: под объекты общего пользования, входящим в состав территории СНТ "Сосновый бор" Валиева Х.С. пользуется земельным участком N ... , площадью ... кв.м. с кадастровым номером ... , Кундузбаева В.Р. пользуется земельным участком N ... , площадью ... кв.м. с кадастровым номером ... , Файзуллина А.М. пользуется земельным участком N ... , площадью ... кв.м. с кадастровым номером ... , Александрова Т.Ю. пользуется земельным участком N ... , площадью ... кв.м. с кадастровым номером ... Истцы в разные периоды времени обращались в администрацию ГО г.Уфа для безвозмездной передачи земельных участков в собственность. Администрация ГО г. Уфы РБ в ответах N ... от 16.01.2015г., N ... от 30.10.2014г., N ... от 12.11.2014г., N ... от 11.11.2014г. на обращения истцов сообщила, что доказательств выделения земельного участка СНТ "Сосновый бор" не имеется, так как СНТ "Сосновый бор" (ИНН ... ) было зарегистрировано после вступления в законную силу ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", следовательно земельные участки не могут быть предоставлены в собственность членам данного СНТ.
Истцы просили признать за Валиевой Х.С. право собственности на земельный участок площадью ... кв.м, с кадастровым номером ... , разрешенное использование - для ведения садоводства, расположенный по адресу: адрес; изменить в сведениях государственного кадастра недвижимости на земельный участок площадью ... кв.м. с кадастровым номером ... , вид разрешенного использования с "под объекты общего пользования" на "для ведения садоводства".
Признать за Кундузбаевой В.Р. право собственности на земельный участок площадью ... кв.м. с кадастровым номером ... , разрешенное использование - для ведения садоводства, расположенный по адресу: адрес; изменить в сведениях государственного кадастра недвижимости на земельный участок площадью ... кв.м. с кадастровым номером ... , почтовый адрес ориентира с " адрес" на " адрес"; вид разрешенного использования с "под объекты общего пользования" на "для ведения садоводства".
Признать за Файзуллиной А.М. право собственности на земельный участок площадью ... кв.м. с кадастровым номером ... , разрешенное использование - для ведения садоводства, расположенный по адресу: адрес; изменить в сведениях государственного кадастра недвижимости на земельный участок площадью ... кв.м, с кадастровым номером ... , почтовый адрес ориентира с " адрес" на " адрес"; вид разрешенного использования с "под объекты общего пользования" на "для ведения садоводства".
Признать за Александровой Т.Ю. право собственности на земельный участок площадью ... кв.м. с кадастровым номером ... , разрешенное использование - для ведения садоводства, расположенный по адресу: адрес; Изменить в сведениях государственного кадастра недвижимости на земельный участок площадью ... кв.м. с кадастровым номером ... , почтовый адрес ориентира с " адрес" на " адрес"; вид разрешенного использования с "под объекты общего пользования" на "для ведения садоводства".
Решением Демского районного суда г.Уфы РБ от 20.04.2015 года удовлетворены исковые требования Валиевой Х.С., Кундузбаевой В.Р., Файзуллиной А.М., Александровой Т.Ю. к Администрации ГО г.Уфа РБ о признании права собственности на земельные участки.
Изменены в сведениях государственного кадастра недвижимости вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами ... площадью ... кв.м., ... площадью ... кв.м., ... площадью ... кв.м., ... площадью ... кв.м., расположенных в СНТ "Сосновый бор" в Демском районе г.Уфы с "под объекты общего пользования" на "для ведения садоводства".
Признано за Валиевой Х.С. право собственности на земельный участок площадью ... кв.м, с кадастровым номером ... , разрешенное использование - для ведения садоводства, расположенный по адресу: адрес
Изменен в сведениях государственного кадастра недвижимости почтовый адрес ориентира земельного участка площадью ... кв.м с кадастровым номером ... с " адрес" на " адрес".
Признано за Кундузбаевой В.Р. право собственности на земельный участок площадью ... кв.м, с кадастровым номером ... , разрешенное использование - для ведения садоводства, расположенный по адресу: адрес.
Изменен в сведениях государственного кадастра недвижимости почтовый адрес ориентира земельного участка площадью ... кв.м с кадастровым номером ... с " адрес" на " адрес".
Признано за Файзуллиной А.М. право собственности на земельный участок площадью ... кв.м, с кадастровым номером ... , разрешенное использование - для ведения садоводства, расположенный по адресу: адрес.
Изменен в сведениях государственного кадастра недвижимости почтовый адрес ориентира земельного участка площадью ... кв.м, с кадастровым номером ... почтовый адрес ориентира с " адрес" на " адрес".
Признано за Александровой Т.Ю. право собственности на земельный участок площадью ... кв.м, с кадастровым номером ... , разрешенное использование - для ведения садоводства, расположенный по адресу: адрес.
Не согласившись с решением суда, в апелляционной жалобе представитель Управления земельных и имущественных отношений Администрации ГО г.Уфа РБ Закиров A.M. просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
В соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Согласно ч. 5 ст. 330 ГПК РФ при наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных настоящей главой. О переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции выносится определение с указанием действий, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроков их совершения.
В связи с тем, что дело рассмотрено без привлечения к участию в деле Управления земельных и имущественных отношений Администрации ГО г.Уфа РБ, определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РБ от 15.06.2016 года постановлено перейти к рассмотрению гражданского дела по иску Валиевой Х.С., Кундузбаевой В.Р., Файзуллиной А.М., Александровой Т.Ю. к Администрации ГО г.Уфа РБ о признании права собственности на земельные участки по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.
Рассматривая дело по правилам производства в суде первой инстанции, исследовав материалы дела, выслушав Кундузбаеву В.Р., ее представителя Галимзянову А.Р., Валиеву Х.С., Александрову Т.Ю., представителя Валиевой Х.С., Файзуллиной А.М., Александровой Т.Ю. - Ларионову О.В., представителя Администрации ГО г.Уфа РБ Китаева А.С., судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст. 15 Земельного кодекса РФ, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии со статьей 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21 июля 1997 года N 122 - ФЗ.
Согласно пункта 9.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25 октября 2001 года N 137 - ФЗ, если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Согласно пункта 2.7 названного Федерального закона (данный пункт введен в действие ФЗ от 23 июня 2014 года N 171 - ФЗ с 01 марта 2015 года) до 31 декабря 2020 года члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям: земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до вступления в силу данного Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению, либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение; по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения; земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального Закона от 15.04.1998 года "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (в редакции, действовавшей на момент получения отказа), предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 28 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, установлено, что в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом.
Как следует из материалов дела, письмом Министерство сельского хозяйства Башкирской АССР N ... от 18.04.1977 года, адресованному Председателю Совета Министров Башкирской АССР, Министерство просит произвести отвод 3,5 гектара малопродуктивных сельхозугодий Управления общественного питания при Совете Министров БАССР для организации коллективного сада работников сельского хозяйства. Испрашиваемый участок расположен обособленно от основного массива, ограничен дорогой и примыкает к существующим коллективным садам. (л.д.16).
Согласно Распоряжению Председателя Совета Министров АССР N ... от 25.04.1977 года, принято предложение Управления общественного питания при Совете Министров Башкирской АССР об изъятии из землепользования Уфимского треста столовых ... гектара непригодных для сельскохозяйственного использования земель и предоставлении их под коллективное садоводство коллективу Министерства сельского хозяйства Башкирской АССР. (л.д.15).
Согласно письму N ... от 27.02.1995 года на имя главы администрации Демского района г.Уфы, администрация и профком Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Башкортостан, правление СНТ "Сосновый бор" просят зарегистрировать Устав коллективного сада и выдать Госакт на закрепление ... га земли в квартале адрес в пожизненное наследуемое владение. В письме указано, что СНТ "Сосновый бор" организован в 1977 году согласно Распоряжения Совета Министров Башкирской АССР N 622-р от 25.04.1977 года и до 1980 года все участки полностью были освоены. В настоящее время застройка сада завершена, на всех садовых участках имеются строения. Сад своевременно вносит налог на землю в Демский район, задолженности не имеет. (л.д.17).
Из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении СНТ "Сосновый бор" по состоянию на 18.03.2015г. следует, что указанное товарищество зарегистрировано 19.08.1994 года. В графе сведения об образовании юридического лица указано, что садовое товарищество зарегистрировано как юридическое лицо, созданное до 01.07.2002 года. (л.д.95-97).
Постановлением главы Администрации Демского района г.Уфы N512 от 19.08.1994г. зарегистрировано садовое товарищество "Сосновый бор" и его Устав. (л.д.199).
Постановлением Администрации ГО г.Уфа РБ N33 от 13.01.2010г. СНТ "Сосновый бор" предоставлены земельные участки, относящиеся к категории земель населенных пунктов, в Демском районе ГО г. Уфа РБ в собственность бесплатно: членам садоводческого некоммерческого товарищества "Сосновый бор" (согласно приложению 1) для ведения садоводства; садоводческому некоммерческому товариществу "Сосновый бор" земли общего пользования: площадью ... кв.м. с кадастровым номером ... ; площадью ... кв.м. с кадастровым номером ... ; площадью ... кв.м. с кадастровым номером ... ; площадью ... кв.м. с кадастровым номером ... ; площадью ... кв.м. с кадастровым номером ... ; площадью ... кв.м. с кадастровым номером ... (л.д.13).
Пунктом 2 Постановления Администрации ГО г.Уфа РБ N ... от 13.01.2010г. постановлено: Комитету по управлению муниципальной собственностью. Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан заключить с членами СНТ "Сосновый бор" (согласно приложению 1) и с СНТ Сосновый бор" договоры о безвозмездной передаче земельных участков, в установленном законом порядке. (л.д.13).
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что СНТ "Сосновый бор" было создано до принятия Федерального Закона от 15.04.1998 года "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". Регистрация СНТ "Сосновый бор" в ЕГРЮЛ после принятия данного закона была произведена в целях соблюдения действующего законодательства и приведения Устава СНТ "Сосновый бор" в соответствие с нормами указанного Федерального закона.
По материалам дела установлено, истец Валиева Х.С. является членом Садоводческого некоммерческого товарищества "Сосновый бор" ("Сосновый бор") и пользуется земельным участком N ... с кадастровым номером ... , площадью ... кв.м. в указанном СНТ, что подтверждается членской книжкой садовода, заключением правления сада и описанием местоположения земельного участка. (л.д.28-29, 117, 118, 120-122).
Согласно уведомлению Управления Росреестра по РБ от 02.03.2015г. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество отсутствует информация о зарегистрированных правах на земельный участок с кадастровым номером ... по адресу: адрес, площадью ... кв.м. (л.д.119).
Истец Кундузбаева В.Р. является членом Садоводческого некоммерческого товарищества "Сосновый бор" ("Сосновый бор") и пользуется земельным участком N ... с кадастровым номером ... , площадью ... кв.м., в указанном СНТ, что подтверждается членской книжкой садовода, заключением правления сада и описанием местоположения земельного участка. (л.д.25, 31, 117, 118).
Согласно уведомлению Управления Росреестра по РБ от 02.03.2015г. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество отсутствует информация о зарегистрированных правах на земельный участок с кадастровым номером ... , по адресу: адрес, площадью ... кв.м. (л.д.116).
Истец Файзуллина A.M. является членом Садоводческого некоммерческого товарищества "Сосновый бор" ("Сосновый бор") и пользуется земельным участком N ... с кадастровым номером ... , площадью ... кв.м., в указанном СНТ, что подтверждается членской книжкой садовода, заключением правления сада и описанием местоположения земельного участка. (л.д.26, 30, 129-131).
Согласно уведомлению Управления Росреестра по РБ от 02.03.2015г. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество отсутствует информация о зарегистрированных правах на земельный участок с кадастровым номером ... , по адресу: адрес", площадью ... кв.м. (л.д.128).
Истец Александрова Т.Ю. является членом Садоводческого некоммерческого товарищества "Сосновый бор" ("Сосновый бор") и пользуется земельным участком N ... с кадастровым номером ... , площадью ... кв.м., в указанном СНТ, что подтверждается членской книжкой садовода, заключением правления сада и описанием местоположения земельного участка. (л.д.27, 32, 124-127).
Согласно уведомлению Управления Росреестра по РБ от 02.03.2015г. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество отсутствует информация о зарегистрированных правах на земельный участок с кадастровым номером ... , по адресу: адрес, площадью ... кв.м. (л.д.123).
Из кадастровых паспортов земельных участков следует, что земельный участок с кадастровым номером ... , по адресу: адрес площадью ... кв.м. внесен в государственный кадастр недвижимости 17.09.2009г.; земельный участок с кадастровым номером ... , по адресу: адрес, площадью ... кв.м. внесен в государственный кадастр недвижимости 27.03.2012г.; земельный участок с кадастровым номером ... , по адресу: адрес, площадью ... кв.м. внесен в государственный кадастр недвижимости 17.09.2009г.; земельный участок с кадастровым номером ... , по адресу: адрес площадью ... кв.м. внесен в государственный кадастр недвижимости 17.09.2009г. В отношении указанных земельных участков установлена категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под объекты общего пользования. (л.д.64-75).
Истцы обращались в администрацию городского округа г.Уфа с заявлениями для безвозмездной передачи земельных участков в собственность, Валиева Х.С. обратилась 26.12.2014г., Кундузбаева В.Р. обратилась 27.02.2014г., Фаузуллина А.М. обратилась 19.08.2014г., Александрова Т.Ю. обратилась 24.10.2014г.
Ответами N ... от 16.01.2015г., N ... от 30.10.2014г., N ... от 12.11.2014г., N ... от 11.11.2014г. Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан отказало истцам в предоставлении занимаемых истцами земельных участков в собственность с указанием на отсутствие документов, подтверждающих выделение земельного участка СНТ, а также с указанием на то, что СНТ создано после 23.04.1998г. (л.д.9-13).
На обращение представителя истцов Ларионовой О.В. в администрацию ГО г.Уфа РБ с заявлением об изменении вида разрешенного использования, изменение почтового адреса ориентира земельных участков, занимаемых истцами, письмом Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан N ... от 17.04.2015г. сообщено, что изменение вида разрешенного использования, а также изменение почтового адреса ориентира земельных участков возможно посредством предоставления земельного участка. Указано на необходимость руководствоваться ранее направленными ответами N ... от 16.01.2015г., N ... от 30.10.2014г., N ... от 12.11.2014г., N ... от 11.11.2014г. (л.д.132).
Оценивая вышеизложенное, проанализировав представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь приведенными правовыми нормами, судебная коллегия приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Валиевой Х.С., Кундузбаевой В.Р., Файзуллиной А.М., Александровой Т.Ю. к Администрации ГО г.Уфа РБ о признании права собственности на земельные участки, поскольку СНТ "Сосновый бор" было создано и зарегистрировано до вступления в действие Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", а также до вступления в действие Земельного кодекса РФ. Земельные участки предоставлены истцам для ведения садоводства в СНТ "Сосновый бор", истцы являются членами указанного СНТ "Сосновый бор", в установленном порядке спорные земельные участки не изъяты из оборота, не является ограниченными в обороте и в отношении земельных участков не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
Рассматривая требования истцов о внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости на земельные участки, а именно изменить вид разрешенного использования с "под объекты общего пользования" на "для ведения садоводства" судебная коллегия считает, что такие требования удовлетворению не подлежат, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно ч. 3 ст. 6 Земельного кодекса РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ устанавливает принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Категории земельных участков в зависимости от их целевого назначения перечислены в пункте 1 статьи 7 Земельного кодекса.
Земли в Российской Федерации, обозначенные в пункте 1 указанной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса).
Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 9 статьи 1 Градостроительного кодекса).
Конкретные виды и состав территориальных зон указаны в статье 35 Градостроительного кодекса РФ, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - в статье 37 указанного Кодекса.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В силу части 1 статьи 33 Градостроительного кодекса РФ внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса.
В частности, статья 31 Градостроительного кодекса РФ предусматривает создание комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки, после чего глава местной администрации обеспечивает опубликование сообщения о принятии такого решения о подготовке проекта.
Орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации.
Глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта.
Публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся комиссией в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
В случае подготовки изменений в правила землепользования и застройки в части внесения изменений в градостроительный регламент, установленный для конкретной территориальной зоны, публичные слушания по внесению изменений в правила землепользования и застройки проводятся в границах территориальной зоны, для которой установлен такой градостроительный регламент.
Полномочиями по утверждению правил землепользования и застройки статья 32 Градостроительного кодекса наделяет представительные органы местного самоуправления (за исключением городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).
Одним из оснований для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки является поступление предложений об изменении границ территориальных зон от физических или юридических лиц в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений (пункт 2 части 2, пункт 5 части 3 статьи 33 Градостроительного кодекса).
Данное предложение согласно части 4 статьи 33 названного Кодекса в течение 30 дней подлежит рассмотрению комиссией по подготовке проекта правил землепользования и застройки, которая направляет главе местной администрации заключение о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения.
Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям (часть 5 статьи 33 Градостроительного кодекса).
Из приведенных выше норм следует, что возможность утверждения представительным органом местного самоуправления изменений в правила землепользования и застройки возможно лишь при последовательном соблюдении предусмотренных законом процедур.
При таких обстоятельствах исковые требования об изменении в сведениях государственного кадастра недвижимости почтового адреса ориентира и вида разрешенного использования земельных участков удовлетворению не подлежат, поскольку данные требования по существу направлены на нарушение порядка и процедур, предусмотренных градостроительным и земельным законодательством. Кроме того, отказ в изменении вида разрешенного использования земельных участков, изменении почтового адреса ориентира не препятствует получить занимаемые ими земельные участки в собственность, поскольку эти вопросы могут быть разрешены путем подачи заявлений в соответствующие органы.
Отменяя решение суда, судебная коллегия в силу в силу п. 2 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принимает новое решение об удовлетворении исковых требований Валиевой Х.С., Кундузбаевой В.Р., Файзуллиной А.М., Александровой Т.Ю. к Администрации ГО г.Уфа РБ о признании права собственности на земельные участки, в удовлетворении исковых требований об изменении в сведениях государственного кадастра недвижимости почтового адреса ориентира и вида разрешенного использования земельных участков отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Демского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 20 апреля 2015 года отменить.
Признать за Валиевой Х.С. право собственности на земельный участок площадью ... кв.м, с кадастровым номером ... , расположенный по адресу: адрес
Признать за Кундузбаевой В.Р. право собственности на земельный участок площадью ... кв.м. с кадастровым номером ... , расположенный по адресу: адрес
Признать за Файзуллиной А.М. право собственности на земельный участок площадью ... кв.м. с кадастровым номером ... , расположенный по адресу: адрес
Признать за Александровой Т.Ю. право собственности на земельный участок площадью ... кв.м. с кадастровым номером ... , расположенный по адресу: адрес
В удовлетворении остальной части исковых требований Валиевой Х.С., Кундузбаевой В.Р., Файзуллиной А.М., Александровой Т.Ю. к Администрации городского округа г.Уфа РБ
- отказать.
Председательствующий Ю.А. Батршина
Судьи: Т.М. Киньягулова
Р.Р. Нигматуллина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.