Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Алексеенко О.В.,
судей: Идрисовой А.В., Пономаревой Л.Х.,
при секретаре С.Ю.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Калининского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 10 июня 2016 года по административному делу по иску Павленковой К.М. к Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и понуждении принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Идрисовой А.В., выслушав пояснения представителя истца П.К.М. - Д.Р.С., полагавшей доводы апелляционной жалобы необоснованными, проверив материалы административного дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
П.К.М. обратилась в суд с иском к Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан (далее УЗиИО Администрации ГО адрес РБ) о признании незаконным отказа Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа адрес в предварительном согласовании предоставления земельного участка и понуждении принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, с кадастровыми ориентирами N ... , расположенного по адресу: РБ, адрес.
В иске указала, что она является собственником административно-складского здания, назначение нежилое, площадью ... кв.м, инв. N ... , лит. ... , по адресу: адрес.
дата обратилась к ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу: адрес, ул. адрес ... кв.м в кадастровом квартале N ...
Однако в своем письме N N ... от дата УЗиИО Администрации ГО адрес РБ в согласовании предоставления земельного участка было отказано, ввиду того, что строение, расположенное на испрашиваемом земельном участке пересекает границы земельного участка с кадастровым номером N ... и формируемого.
Решением Калининского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата постановлено:
"Исковые требования П.К.М. к Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа адрес о признании незаконным отказа Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа адрес в предварительном согласовании предоставления земельного участка и обязании принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка удовлетворить.
Признать незаконным отказ Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа адрес N N ... от дата в предварительном согласовании предоставления земельного участка с кадастровыми ориентирами N ... по адресу: адрес, ул. адрес адрес.
Обязать Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа адрес принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка с кадастровыми ориентирами N ... по адресу: адрес, ул. адрес адрес, в течение 30 дней с момента вступления в силу решения суда".
Не согласившись с указанным решением суда, ответчик УЗиИО Администрации ГО адрес РБ обратился с апелляционной жалобой, ссылаясь на то, что судебное решение принято с нарушением норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в суд не явились, что в силу ст. 150 КАС РФ не препятствует рассмотрению дела.
В соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Судом первой инстанции установлено, что П.К.М. является собственником административно-складского здания, назначение нежилое, площадью ... кв.м, инв. N ... , лит. ... , по адресу: адрес, ул. адрес адрес право собственности зарегистрировано в ЕГРПН, о чем выдано соответствующее Свидетельство о государственной регистрации права серии адрес от дата.
дата П.К.М. обратилась в УЗиИО Администрации ГО адрес РБ с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу: адрес, площадью ... кв.м в кадастровом квартале N ...
Согласно подпункту 14 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов закреплен в статье 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу положений части 1 данной статьи, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, заявление о предоставлении земельного участка подаются или направляются в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (часть 2).
Согласно положениям пункта 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.
Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
Согласно пункту 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
- схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ;
- земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ;
- земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ.
Основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка содержатся в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с требованиями статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации административный истец обратился к ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду, приложив схему расположения земельного участка.
Согласно части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Как следует из материалов дела, истец обращался с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного дата и дата.
Свой отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка письмом N N ... от дата УЗиИО Администрации ГО адрес РБ мотивировала тем, что строение, расположенное на испрашиваемом земельном участке пересекается границами земельного участка с кадастровым номером N ... и формируемого. Также в отказе указано, что к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка должна быть приложена схема расположения земельного участка.
Разрешая заявленный спор, суд с учетом названных выше положений закона, оценив представленные по делу доказательства, пришел к выводу, что административным ответчиком доказательств законности отказа в предварительном согласовании испрашиваемого земельного участка не представлено. Доводы представителя административного истца о незаконности оспариваемого отказа от дата не опровергнуты административным ответчиком.
В материалы дела представлен межевой план формируемого участка, акт согласования границы земельного участка со смежными пользователями, из которых следует, что отсутствуют какие-либо наложения испрашиваемого земельного участка на участки смежных пользователей.
Согласно представленного плана землепользования, изготовленного специалистами МУП " ... ", наложений границ строения и границ смежных земельных участков с кадастровыми номерами N ... и N ... не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истцом в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка не указан вид права, на котором он желает приобрести земельный участок, не являются основанием для отмены решения суда, поскольку в оспариваемом отказе ответчика на данное обстоятельство не было указано в качестве основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Также является необоснованным довод апелляционной жалобы о том, что к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка была истцом приложена схема земельного участка, срок действия которой истек, а новую схему расположения земельного участка истец не приложил, так как ответчиком не было представлено доказательств, подтверждающих, что истцом вместе с заявлением не представлялась указанная схема.
Более того, из содержания апелляционной жалобы следует, что административным ответчиком не оспаривается факт предоставления истцом схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной начальником Управления по земельным ресурсам Администрации ГО г. Уфа РБ в 2013 году.
В ответе административного ответчика указано, что к заявлению должна быть приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовка схемы Управлением не предполагается, каких-либо указаний о том, что срок действия представленной истцом схемы истек, в ответе административного ответчика не содержится.
Поскольку предметом рассмотрения данного спора являются основания отказа административного ответчика, изложенные в ответе от дата N N ... , то иные доводы, подтверждающие, по мнению административного ответчика, законность решения об отказе истцу в удовлетворении заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не указанные в названном выше ответе, не могут являться основанием для отмены оспариваемого решения.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к переоценке доказательств, произведенной судом первой инстанции.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела. Выводы суда основаны на законе, нарушений норм процессуального права, влекущие безусловную отмену судебного решения, судом не допущено. Оснований для отмены постановленного судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Калининского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий: О.В. Алексеенко
судьи: А.В. Идрисова
Л.Х. Пономарева
справка: судья Давыдов Д.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.