Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Сафина Ф.Ф.,
судей: Гибадуллиной Л.Г.,
Якуповой Н.Н.,
при секретаре В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, администрации муниципального района "адрес" Республики Башкортостан на решение Дюртюлинского районного суда Республики Башкортостан от "дата", которым постановлено:
административный иск А., Л. к администрации сельского поселения "адрес" сельсовет муниципального района "адрес" Республики Башкортостан, Министерству труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан о признании незаконным постановление органа местного самоуправления об отказе в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, удовлетворить.
Признать постановление главы сельского поселения "адрес" сельсовет муниципального района "адрес" Республики Башкортостан "N" от "дата" об отказе А. и Л. в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, незаконным.
Обязать администрацию сельского поселения "адрес" сельсовет муниципального района "адрес" Республики Башкортостан, Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан включить А., инвалида 1 группы с детства, в список лиц, членов семей погибших (умерших) ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на предоставление жилья в соответствии с Указом Президента РФ от 07 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов".
Обязать администрацию сельского поселения "адрес" сельсовет муниципального района "адрес" Республики Башкортостан, Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан включить Л., инвалида 2 группы с детства, в список в качестве нуждающихся в улучшении жилья, страдающего тяжелыми формами хронического заболевания, на основании ст.ст. 51, 57 Жилищного кодекса РФ.
Заслушав доклад судьи Сафина Ф.Ф., Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Н., действуя в интересах А., Л., обратился в суд с иском к администрации сельского поселения "адрес" сельсовет муниципального района "адрес" Республики Башкортостан, Министерству труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан о признании незаконным постановление главы администрации от "дата" "N" о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях А. и Л., указав на то, что А., инвалид 1 группы с детства, дочь умершего участника ВОВ подлежит включению в список нуждающихся в жилом помещении по категории в соответствии с Указом Президента РФ от 07 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов". Л., инвалид 2 группы с детства, подлежит обеспечению жилым помещением по договору социального найма вне очереди в соответствии с жилищным законодательством РФ, с включением в список нуждающихся в улучшении жилья, как страдающий тяжелыми формами хронического заболевания. Однако, истцам постановлением главы администрации в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещения отказано. Считая данный отказ незаконным, просил суд признать незаконным постановление главы администрации от "дата" "N" о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях А. и Л.; обязать административных ответчиков включить А., инвалида 1 группы детства, в список лиц, членов семей погибших (умерших) ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на предоставление жилья в соответствии с Указом Президента РФ от 07 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов"; обязать административных ответчиков включить Л., инвалида 2 группы детства, в список в качестве нуждающихся в улучшении жилья, страдающего тяжелыми формами хронического заболевания на основании ст.ст. 51, 57 Жилищного кодекса РФ.
Определением суда от "дата" к участию в административном деле в качестве заинтересованного лица привлечено Правительство Республики Башкортостан.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, указывает, что судом нарушены нормы материального и процессуального права. Ссылаясь на ст. 49 Жилищного кодекса РФ, указывает на необоснованность выводов суда о том, что члены семей погибших (умерших) инвалидов ВОВ обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Кроме того, нуждаемость А., Л. в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма не определялась, судом указанные обстоятельства не исследованы и не отражены в решении. Обеспечение жилыми помещениями граждан по договору социального найма в компетенцию Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан не входит, однако судом указанное обстоятельство проигнорировано. Право на получение меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями членов семей погибших (умерших) участников и инвалидов ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, за счет средств федерального бюджета определяется гражданам РФ при условии признания их органом местного самоуправления Республики Башкортостан по месту жительства в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с Жилищным кодексом РФ.
В апелляционной жалобе администрация муниципального района "адрес" Республики Башкортостан просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, указывает, что судом первой инстанции при вынесении решения не выяснены все обстоятельства, имеющие значение для дела. Для получения мер социальной поддержки, установленных для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ, ветеранов боевых действий, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с пенсионным законодательством РФ необходимо предъявить удостоверения единого образца. Наличие лишь справки отдела военного комиссариата о подтверждении участника ВОВ не является основанием отнесения к нетрудоспособному члену семьи погибшего (умершего) участника ВОВ. А. с соответствующим заявлением в Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан о выдаче удостоверения не обращалась. Судом первой инстанции не выяснены обстоятельства, послужившие основанием для постоянной смены места регистрации А.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, Судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 150, 272 КАС РФ, в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав представителя Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан Г., представителей администрации муниципального района "адрес" Республики Башкортостан С., Х., поддержавших доводы апелляционных жалоб, главу сельского поселения "адрес" сельсовет муниципального района "адрес" Республики Башкортостан Я, представителя административного истца Л. - Н., полагавшего решение суда законным, Судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1). В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2).
В силу ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Указом Президента РФ N 714 от 07 мая 2008 года "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" предусмотрено обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий, в пункте 1 признано необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
В соответствии со ст. 23.2 Закона "О ветеранах", полномочия по обеспечению жильем ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно положениям Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляется обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
На территории Республики Башкортостан, в целях реализации ст. 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" постановлением Правительства Республики Башкортостан от 15 сентября 2011 года N 322 утвержден порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий за счет средств федерального бюджета.
Согласно п. 1.5. Порядка обеспечение граждан жилыми помещениями в соответствии с настоящим порядком осуществляется один раз в форме предоставления жилого помещения по договору социального найма или в собственность по месту постановки на учет в органах местного самоуправления Республики Башкортостан в качестве нуждающихся в жилых помещениях либо в форме единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения по выбору граждан.
В силу ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Как установлено судом и следует из материалов дела, А., "дата" года рождения, является дочерью умершего участника Великой Отечественной войны Р., что подтверждается свидетельствами о рождении, о смерти от "дата", архивной справкой Отдела ВК РБ по г. Дюртюли, Дюртюлинскому и Илишевскому районам "N" от "дата", учетной карточкой к военному билету Р.
Согласно выписке из акта освидетельствования к справке "N" от "дата" А. инвалид первой группы с детства бессрочно.
Согласно свидетельству о заключении брака от "дата", Л. и А. "дата" заключили брак.
Согласно выписке из акта освидетельствования во ВТЭК к справке "N" от "дата" Л. инвалид второй группы с детства бессрочно.
Из свидетельств о регистрации по месту пребывания "N", "N" от "дата" следует, что А. и Л. зарегистрированы по месту пребывания по адресу: "адрес", на срок с "дата" по "дата".
Из уведомлений Управления Росреестра по Республике Башкортостан "N" от "дата", "N" от "дата" следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информация о правах А. и Л. на имеющие у них объекты недвижимого имущества отсутствует.
"дата" А. и Л. в лице представителя по доверенности Н., как лица, не имеющие своего жилья, обратились к главе сельского поселения "адрес" сельсовет муниципального района "адрес" Республики Башкортостан с заявлением о постановке их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, соответственно, А. как член семьи умершего ветерана Великой Отечественной войны, а Л. в соответствии со ст. 51,57 ЖК РФ.
Постановлением главы сельского поселения "N" от "дата" на основании протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам "N" от "дата", А. и Л. в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении отказано, в связи с представлением в администрацию только части документов, предусмотренных положением о порядке признания жителей муниципального района "адрес" Республики Башкортостан малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях от "дата" "N".
Оценив в совокупности указанные обстоятельства и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что отказ главы сельского поселения в постановке А. и Л. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий является неправомерным.
При этом, суд правильно указал на то, что то обстоятельство, что А. является инвалидом первой группы с детства бессрочно, признается достаточным доказательством нахождения А. на иждивении отца - умершего участника Великой Отечественной войны Р. и наличия у нее права на получение пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.
Для получения указанных мер социальной защиты по смыслу ст.9 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" достаточно наличия у А. до настоящего момента права на получение ею пенсии по случаю потери кормильца. Доказательств того, что А. в силу действующего законодательства не имеет право на получение пенсии по случаю потери кормильца, стороной административного ответчика представлено не был.
В последующем, после решения суда Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан признало её право на меры социальной поддержки, как члену семьи умершего участника Великой Отечественной войны по п. 1 ст. 21 Федерального закона "О ветеранах", выдав ей соответствующее удостоверение от "дата".
Л. как инвалид второй группы, не имеющий своего жилья, так же имеет право состоять на учете для получения жилья в соответствии со ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Суд верно отметил, что орган местного самоуправления, в том числе его социальные службы или структуры, обязанные обеспечивать защиту прав и интересов категории граждан - инвалидов, учитывая наличие у истцов первой и второй группы инвалидности, не лишены были возможности самостоятельно проверить основания и цель обращения А. и Л. для постановки на учет.
С указанными выводами Судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права.
Доводы жалоб о том, что истцы не признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, несостоятельны, поскольку основанием для предъявления иска послужил отказ администрации сельского поселения Суккуловский сельсовет муниципального района "адрес" Республики Башкортостан в принятии А. и Л. на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Ссылка на то, что ими не были представлены весь пакет требуемых документов, необоснованна, поскольку как видно из заявления к главе сельского поселения Суккуловского сельсовета от "дата" и расписки о принятии документов, ответчику был представлен весь перечень документов, предусмотренный Положением о порядке признания жителей муниципального района "адрес" РБ малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях от "дата" "N" (л.д. 40-42).
Ответчик не представил доказательств того, что были представлены только часть документов. Непредставление подлинников документов не лишало администрацию сельского поселения пригласить заявителей и предложить представить их для сверки. Отсутствие договора найма жилого помещения не могло служить основанием для отказа в постановке на учет, поскольку, как установлено судом, А. и Л. своего жилья не имеют, временно проживают и зарегистрированы в "адрес". Как пояснил суду апелляционной инстанции представитель истцов Н., они проживают временно в доме его супруги, до этого проживали в доме инвалидов.
Как видно из сведений, представленных Управлением Росреестра по Республике Башкортостан, А. и Л. не имеют зарегистрированных за ними жилых помещений (л.д. 17-25). Доказательств того, что истцы имеют жилые помещения в собственности или по договору социального найма, ответчики не представили.
То обстоятельство, что истцы не имеют постоянной регистрации на территории Суккуловского сельсовета, не может служить основанием для лишения их права на получение социальной поддержки, гарантированной государством.
В соответствии с ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
При этом положения данной нормы закона не содержат указания на то, что место жительства гражданина определяется по месту его регистрации.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 21 декабря 2013 года N 376-ФЗ) местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
В соответствии со статьей 3 указанного Закона, в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства (статья 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации").
Однако понятие места жительства и связанные с ним права и обязанности гражданина определяются комплексом норм, закрепленных как в статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, Законе Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", так и в других нормативных актах.
При этом место жительства гражданина может быть установлено судом на основании различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами, а также видом такой регистрации, поскольку согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Истцы своего жилья и постоянного места жительства не имеют.
До "дата" они проживали и были зарегистрированы в "адрес" доме-интернате для престарелых и инвалидов, расположенном по адресу: "адрес". С "дата" по "дата" были зарегистрированы в "адрес". С "дата" и по настоящее время проживают и зарегистрированы по месту пребывания по "адрес".
Таким образом, истцы вправе были обратиться в администрацию сельского поселения "адрес" сельсовета для постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по месту временного жительства и регистрации по месту пребывания.
Между тем Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда в части возложения обязанности на Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан включить Л. в список в качестве нуждающихся в улучшении жилья, на основании ст.ст. 51, 57 Жилищного кодекса РФ.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ, к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных правоотношений относится ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно пп. 3, 4 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Из смысла закона следует, что признание граждан нуждающимися в жилом помещении относится к исключительной компетенции органов местного самоуправления, принимающих свое решение о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании предоставленных ими документов, подтверждающих их право состоять на жилищном учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Обеспечение жилыми помещениями граждан по договору социального найма в компетенцию Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан не входит.
Довод апелляционной жалобы в части необоснованного возложения обязанности на Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан включить А., в список лиц, членов семей погибших (умерших) ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на предоставление жилья в соответствии с Указом Президента РФ от 07 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов", Судебная коллегия отклоняет, поскольку в соответствии с п. 2.9 Постановления Правительства Республики Башкортостан от 15 сентября 2011 года N 322 "О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, за счет средств федерального бюджета" Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан обладает полномочиями принятия решения об отказе во включении гражданина в республиканский список лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки. Таких оснований Судебная коллегия не усматривает.
Иные доводы апелляционных жалоб, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции, основаны на неверном толковании норм права и направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судебной коллегией.
Руководствуясь ст.ст. 307-309 КАС РФ, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Дюртюлинского районного суда Республики Башкортостан от "дата" отменить в части обязания Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан включить Л. в список в качестве нуждающихся в улучшении жилья на основании ст.ст. 51, 57 Жилищного кодекса РФ, отказав в удовлетворении иска в этой части.
В остальной части то же решение оставить без изменения, а апелляционные жалобы Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, администрации муниципального района "адрес" Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Ф. Сафин
Судьи Л.Г. Гибадуллина
Н.Н. Якупова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.