Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Турумтаевой Г.Я.
судей Голубевой И.В.
Куловой Г.Р.
при секретаре Калимуллиной Л.Р.
рассмотрела в судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам Правительства Республики Башкортостан, Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от дата.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Турумтаевой Г.Я., выслушав прокурора Кулясову Р.Я., объяснения представителя Правительства Республики Башкортостан Ступина С.В., представителя Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан Шакировой Г.Б., судебная коллегия
установила:
прокурор города Кумертау Республики Башкортостан обратился в суд административным исковым заявлением с последующим его уточнением к Правительству Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия, выразившегося в непринятии мер по государственной регистрации недвижимого имущества - скотомогильника незаконным, о возложении обязанности по регистрации и обустройству в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами.
Требования мотивированы тем, что на территории городского округа г.Кумертау Республики Башкортостан размещено 2 скотомогильника: в адрес и адрес городского округа город Кумертау Республики Башкортостан. Скотомогильники распоряжением Правительства Республики Башкортостан от дата N ... -р признаны государственной собственностью Республики Башкортостан. Пунктом 2 указанного распоряжения, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан поручено обеспечить государственную регистрацию права собственности Республики Башкортостан на имущество. Данный скотомогильник эксплуатируется с нарушениями Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом РФ дата N ... В нарушение п.5.3 Правил, площадь скотомогильника должна быть не менее 600 кв.м., фактически составляет 120 кв.м. В нарушение п.п.5.6 Правил, территория скотомогильника огорожена забором высотой менее 2 метров (1 м.75 см.). Кроме этого, не соответствует требованиям Правил траншея, которая должна быть глубиной 0,8-1,4 метра и шириной не менее 1,5 метра с устройством вала вынутого грунта, с устройством перекидного моста через траншею, который также отсутствует. В нарушение п.5.8 Правил над железной емкостью скотомогильника оборудован навес, не соответствующий требованиям, отсутствует помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов. Проведенная проверка показала, что соответствующие заключения о соответствии скотомогильников (биотермических ям), расположенных в границах городского округа город Кумертау РБ, ветеринарно-санитарным правилам, утвержденным Минсельхозпродом РФ дата N ... отсутствуют. Отсутствие регистрации прав собственности на скотомогильник в адресКумертау явилось следствием бездействия Правительства Республики Башкортостан.
Прокурор просил признать бездействие Правительства Республики Башкортостан, выразившееся в непринятии мер по регистрации прав собственности недвижимого имущества - скотомогильника, расположенного на расстоянии ... км. в юго-западной направлении от села адрес городского округа г.Кумертау, незаконным; возложить обязанность устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод неопределенного круга лиц, с этой целью в срок до дата зарегистрировать право собственности на скотомогильник, расположенный в адрес, на расстоянии ... км. в юго-западной направлении от села; обязать в срок до дата обустроить скотомогильник, расположенный в адрес на расстоянии ... км. в юго-западной направлении от села, с этой целью: с внутренней стороны забора по всем периметру скотомогильника выкопать траншеи глубиной ... м. и шириной не менее ... м. с устройством вала из вынутого грунта, через траншею перекинуть мост; над железными емкостью скотомогильника установить навес и помещения для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов.
Решением Кировского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от дата постановлено:
административное исковое заявление прокурора города Кумертау Республики Башкортостан к Правительству Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия, выразившегося в непринятии мер по государственной регистрации недвижимого имущества - скотомогильника, незаконным, о возложении обязанности по его регистрации и обустройству в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Правительства Республики Башкортостан, выразившееся в непринятии мер по регистрации прав собственности недвижимого имущества - скотомогильника, расположенного на расстоянии 0,9 км. в юго-западной направлении от села адрес городского округа г.Кумертау.
Возложить на Правительство Республики Башкортостан обязанность устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод неопределенного круга лиц, с этой целью в срок до дата. зарегистрировать право собственности на скотомогильник, расположенный в адрес, на расстоянии ... км. в юго-западной направлении от села.
Обязать Правительство Республики Башкортостан в срок до дата. обустроить скотомогильник, расположенный в адрес на расстоянии ... км. в юго-западной направлении от села, с этой целью:
внутренней стороны забора по всем периметру скотомогильника выкопать траншеи глубиной ... м. и шириной не менее ... м. с устройством вала из вынутого грунта, через траншею перекинуть мост,
над железными емкостью скотомогильника установить навес и помещения для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов.
В апелляционной жалобе представитель Правительства Республики Башкортостан Ступин С.В. оспаривает законность и обоснованность судебного постановления. В жалобе указывает на то, что надлежащим ответчиком по обустройству и содержанию скотомогильника является администрация городского округа г.Кумертау Республики Башкортостан, требование о регистрации скотомогильника должно быть обращено к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан.
В апелляционной жалобе представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан Никитин И.В. также просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное. В жалобе отмечает, что отсутствие или наличие записи в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права неопределенного круга лиц не нарушает. Полномочия собственника земельных ресурсов и государственного имущества Республики Башкортостан переданы Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, следовательно, обязание Правительства Республики Башкортостан зарегистрировать право собственности на скотомогильник и обустроить являются неправомерными. Также полагает несостоятельными выводы суда относительно того, что скотомогильник нуждается в обустройстве, поскольку материалы дела не содержат каких-либо актов осмотров или акта проверок, которые подтверждали бы данные выводы суда.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В силу ч. 2 ст. 306, ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив оспариваемое решение в соответствии со ст. 308 Кодекса административного судопроизводства РФ в пределах доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения прокуратурой г.Кумертау проверки соблюдения требований законодательства о санитарно - эпидемиологическом благополучии населения на территории городского округа город Кумертау Республики Башкортостан, установлено, что в адрес городского округа город Кумертау Республики Башкортостан, на расстоянии ... км. в юго-западном направлении от села, размещен скотомогильник.
Данный скотомогильник эксплуатируется с нарушениями Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом РФ 04 декабря 1995 года N13-7-2/469. В нарушение п.5.3 Правил, площадь скотомогильника должна быть не менее 600 кв.м., фактически составляет 120 кв.м. В нарушение п.п.5.6 Правил, территория скотомогильника огорожена забором высотой менее 2 метров (1 м.75 см.). Кроме этого, не соответствует требованиям Правил траншея, которая должна быть глубиной 0,8-1,4 метра и шириной не менее 1,5 метра с устройством вала вынутого грунта, с устройством перекидного моста через траншею, который также отсутствует. В нарушение п.5.8 Правил над железной емкостью скотомогильника оборудован навес, не соответствующий требованиям, отсутствует помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов.
Имеющееся на территории в городского округа город г.Кумертау места захоронения биологических отходов на балансе городского округа г.Кумертау РБ не состоят и скотомогильники расположенные в близи населенных пунктов на городского округа город Кумертау РБ за сельскими поселениями не зарегистрированы.
Удовлетворяя исковые требования прокурора суд первой инстанции исходя из положений Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федерального закона от 6 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установил, что нахождение скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления не предусмотрено. Между тем к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, относится решение вопросов организации проведения на территории субъекта РФ мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечение, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации. Следовательно, ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) может быть возложена только на местную администрацию и руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты.
Судебная коллегия находит решение суда первой инстанции неправильным, постановленным с нарушением норм материального права.
В силу ст. 176 Кодекса административного судопроизводства РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение суда указанным требованиям не соответствует.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 1 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года N 260-3 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона (органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан), наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части обустройства, содержания, строительства и консервации скотомогильников (биотермических ям).
Согласно ч. 2 ст. 1 указанного Закона N 260-3 органы местного самоуправления осуществляют перечисленные в настоящей статье государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан.
Согласно п. 6.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором РФ 04 декабря 1995 года за N 13-7-2/469 ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в соответствии с настоящими Правилами возлагается на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты.
Таким образом, нормами республиканского законодательства урегулирован вопрос об уполномоченном лице, в ведении которого относится обустройство содержание, строительство и консервация скотомогильников (биотермических ям), которым в данном случае является орган местного самоуправления.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 15 апреля 2014 года N 172 утверждены Правила учета и расходования средств, предоставляемых из бюджета Республики Башкортостан бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан в виде субвенций на осуществление государственных полномочий по организации проведения мероприятий по обустройству, содержанию, строительству и консервации скотомогильников (биотермических ям).
В соответствии с п. 1 Правил они определяют порядок учета и расходования средств, предоставляемых из бюджета Республики Башкортостан бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан в виде субвенций на осуществление государственных полномочий по организации проведения мероприятий по обустройству, содержанию, строительству и консервации скотомогильников (биотермических ям).
Согласно приложению N ... к Соглашению от дата N ... о предоставлении субвенций на реализацию государственных полномочий по организации проведения мероприятий по обустройству, содержанию, строительству, консервации скотомогильников (биотермических ям) и на реализацию государственных полномочий по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, заключенному между Управлением ветеринарии Республики Башкортостан и Администрацией городского округа город Кумертау Республики Башкортостан, последней в дата на содержание скотомогильников (биотермических ям) выделяется ... руб., на обустройство скотомогильников (биотермических ям) ... руб.
В силу изложенного надлежащим ответчиком по настоящему спору будет являться администрация городского округа город Кумертау Республики Башкортостан.
Кроме того, распоряжением Правительства Республики Башкортостан от дата N ... скотомогильники признаны государственной собственностью Республики Башкортостан и Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в соответствии с компетенцией данного министерства поручено обеспечить государственною регистрацию права собственности Республики Башкортостан на указанное имущество.
В соответствии с п. 1.1 Положения об указанном министерстве, утвержденном постановлением Правительства Республики Башкортостан от дата N ... , министерство является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции права собственника земельных ресурсов и государственного имущества Республики Башкортостан, функции в области землеустройства.
Согласно пункту 2.12 данного Положения обеспечение государственной регистрации права государственной собственности Республики Башкортостан на государственное имущество Республики Башкортостан относится к одной из основных задач Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан.
При таких обстоятельствах требования прокурора г.Кумертау о регистрации скотомогильника предъявленные к Правительству Республики Башкортостан не подлежали удовлетворению.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о необоснованности требований прокурора г. Кумертау в интересах неопределенного круга лиц предъявленных к Правительству Республики Башкортостан о признании бездействия, выразившегося в непринятии мер по государственной регистрации недвижимого имущества - скотомогильника, незаконным, о возложении обязанности по его регистрации и обустройству в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами.
В связи с чем судебная коллегия полагает необходимым решение суда отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора.
Руководствуясь статьями 307 - 309 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам
определила:
решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от дата отменить. Принять по делу новое решение.
В удовлетворении административного искового заявления прокурора города Кумертау Республики Башкортостан к Правительству Республики Башкортостан о признании бездействия выразившегося в непринятии мер по регистрации прав собственности недвижимого имущества - скотомогильника, расположенного на расстоянии ... км. в юго-западной направлении от села адрес городского округа г.Кумертау, незаконным; возложении обязанности по устранению в полном объеме допущенных нарушений прав и свобод неопределенного круга лиц, с этой целью в срок до дата зарегистрировать право собственности скотомогильник, расположенный в адрес, на расстоянии ... км. в юго-западной направлении от села; обязании в срок до дата обустроить скотомогильник, расположенный в адрес на расстоянии ... 9 км. в юго-западной направлении от села, с этой целью: с внутренней стороны забора по всем периметру скотомогильника выкопать траншеи глубиной ... м. и шириной не менее ... м. с устройством вала из вынутого грунта, через траншею перекинуть мост; над железными емкостью скотомогильника установить навес и помещения для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов, отказать.
Председательствующий: Г.Я. Турумтаева
судьи: И.В. Голубева
Г.Р. Кулова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.