Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Турумтаевой Г.Я.
судей Голубевой И.В.
Куловой Г.Р.
при секретаре Калимуллиной Л.Р.
рассмотрела в судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Каланова Р.Г. на решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от дата.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Турумтаевой Г.Я., объяснение Каланова Р.Г. судебная коллегия
установила:
Каланов Р.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФГБОУ ВО Башкирский государственный медицинский университет Минздрава России (далее по тексту - ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России) о признании незаконным отказ комиссии по выбору ректора в принятии документов, обязании принять документы, признании право на участие в избрании на должность ректора ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России.
В обоснование заявленных требований указано, что уведомлением от дата N ... , комиссия по выбору ректора ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России в лице ФИО3, возвратила истцу документы, поданные для участия в выборах ректора, указав, что на заседании комиссии дата рассмотрены дополнительно предоставленные Калановым Р.Г. документы, принято решение о том, что Каланов Р.Г. представил неполный перечень документов, а именно не представил копии документов о дополнительном профессиональном образовании. По мнению истца не предоставление дополнительных документов не является основанием к отказу в принятии документов. Комиссия по выборам ректора создается только для принятия документов, но только ученый Совет принимает решение кого включить в список кандидатов на должность ректора, а кого нет. Комиссия по выборам ректора не должна была принимать решение об отказе в принятии документов. Документы до настоящего времени административному истцу не возвращены. Довод комиссии о том, что им не представлен соответствующий документ о наличии квалификации в сфере управления, несостоятелен, истец представил различные свидетельства, о прохождении повышения квалификации, окончании курсов, документы о присвоении классного чина государственной службы. Полагает, что он полностью соответствует требованиям кандидата на должность ректора. Ответчик является высшим учебным заведением и в соответствии с п. 5 ст. 12 ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" должность ректора в порядке, установленном Уставом, избирается тайным голосованием на общем собрании (конференции) на срок до пяти лет. Уставом учебного заведения предусмотрено, что порядок выдвижения кандидатур на должность ректора, в котором предусматривается, в том числе возможность их самовыдвижения, сроки и процедура проведения выборов ректора, определяется положением, утверждаемым ученым Советом. Комиссия по выбору ректора ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России приняла решение об отказе в приеме документов Каланова Р.Г. в качестве кандидата на должность ректора по причине несоответствие представленных документов п. 6.4 и п. 6.5 Положения. Комиссия по выборам ректора рассматривает документы и в сроки, установленные ученым Советом, передает список кандидатов на утверждение ученому Совету, который вправе не утвердить кандидата на должность ректора, если он не отвечает квалификационным и иным требованиям, установленным уставом университета, о чем сообщается претенденту письменно. Ни комиссия, а ученый Совет правомочен возвратить документы, то есть отказать кандидату, выдвигаться на должность ректора. Каланов Р.Г. считает, что решение о том, что комиссия не вправе принять от административного истца документы, не соответствует закону. Данное решение мог принять только ученый Совет.
Административный истец просил признать незаконным отказ комиссии по выбору ректора в принятии документов, обязать принять документы, признать право на участие в избрании на должность ректора ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России.
Решением Кировского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от дата в удовлетворении административного искового заявления Каланова Р.Г. к ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России, ученому Совету ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России о признании незаконным отказа комиссии по выбору ректора в принятии документов, признании права на участие в избрании на должность ректора ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России, отказано.
В апелляционной жалобе Каланов Р.Г. оспаривает законность и обоснованность судебного постановления. В жалобе приводит доводы аналогичные доводам административного искового заявления.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В силу ч. 2 ст. 306, ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив оспариваемое решение в соответствии со ст. 308 Кодекса административного судопроизводства РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Часть 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ предоставляет право гражданину обратиться в суд с требованиями об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из анализа указанных норм права следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое гражданином бездействие не имело места.
Отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование регулируются положениями Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
В соответствии с п. 18 ст. 2 Федерального закона N 273-ФЗ образовательной организацией является некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.
Согласно ст. 26 Федерального закона N 273-ФЗ единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель), который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации.
В силу части 2 статьи 51 указанного Федерального закона N 273-ФЗ установлены требования к кандидатам на должность руководителя образовательной организации, к которым отнесены: наличие высшего образования; соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций.
Квалификационные требования утверждены Приказами Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 года N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" и Приказом Минздравсоцразвития России от 11 января 2011 года N 1н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования".
В соответствии со ст. 25 названного закона образовательная организация действует на основании устава, утвержденного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно Уставу ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от дата N 439, с изменениями, утвержденными Приказом министерства здравоохранения РФ от 28 сентября 2012 года N 366, непосредственное управление Университетом осуществляет ректор Университета. Ректор Университета избирается из числа кандидатур, согласованных аттестационной комиссией Министерства здравоохранения РФ (п. 6.21., 6.22.).
В силу с п. 6.20. Устава ученый Совет Университета определяет сроки и процедуру проведения выборов ректора Университета, порядок выдвижения кандидатур на должность ректора и требования к ним.
Решением от 26 января 2016 года (протокол N 1) ученый Совет утвердил Положение о процедуре проведения выборов ректора государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Башкирский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации.
В соответствии с п. 5.2. Положения подготовку и проведение выборов ректора осуществляет Комиссия по проведению выборов ректора (далее - Комиссия), численный и персональный состав которой утверждается ученым Советом.
Комиссия осуществляет подготовку и проведение выборов, в том числе - регистрирует и рассматривает документы, поступившие от кандидатов на должность ректора Университета на соответствие их требованиям, предусмотренным п. 4.1. Положения (п. 5.8.2. Положения).
В пункте 4.1. указанного Положения устанавливаются квалификационные требования, предъявляемые к кандидатам, выполнение которых должно быть подтверждено документами установленного образца. Среди квалификационных требований указывается наличие дополнительного профессионального образования в области государственного и муниципального управления, управления персоналом, управления проектами, менеджмента и экономики.
Данное положение локального акта соответствует требованиям законодательства, а именно - Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 11 января 2011 года N 1н, устанавливающему Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.
В разделе II ЕКС содержатся требования к квалификации руководителя (ректора, директора) образовательного учреждения высшего профессионального и дополнительного профессионального образования: высшее профессиональное образование, дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления, управления персоналом, управления проектами, менеджмента и экономики.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, а также исходя из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства именно данного дела, руководствуясь положениями действующего законодательства, суд первой инстанции не нашел оснований для удовлетворения административного иска, поскольку истец не доказал обстоятельства, входящие в предмет доказывания по данному спору.
В судебном заседании достаточным количеством доказательств, перечисленных в описательной части решения непосредственно исследованных и проверенных в ходе судебного разбирательства с участием сторон и признанных судом достоверными, нашли подтверждения следующие обстоятельства дела.
Каланов Р.Г., ... выдвинул кандидатуру на должность ректора ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России в порядке самовыдвижения. Кандидат Каланов Р.Г. представил в комиссию по проведению выборов ректора следующие документы: заявление о намерении принять участие в выборах ректора на имя председателя Комиссии; персональные данные; автобиография; список научных трудов; программа кандидата; тезисы из программы кандидата; копии паспорта, документов о высшем образовании, ученой степени, звании, трудовой книжки, документов о наградах; сведения о доходах, имуществе; справка о наличии (отсутствии) судимости.
В заявлении Каланов Р.Г. подтверждает, что ознакомлен с Положением о процедуре проведения выборов ректора.
По решению комиссии по выборам ректора дата Каланова Р.Г. письменно уведомили о том, что представлен не полный перечень документов, предложено представить до истечения срока выдвижения кандидатур, то есть до 16 час. 00 мин дата.
Рассмотрев представленные Калановым Р.Г. документы для участия в выборах ректора, комиссия по выбору ректора ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России уведомила административного истца о том, что она не вправе принять представленные документы на представление для утверждения ученым Советом ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России ввиду предоставления неполного перечня документов в соответствии с п. 6.4 и п. 6.5 Положения. Среди представленных документов отсутствовали документы о дополнительном профессиональном образовании в области государственного и муниципального управления, управления персоналом, управления проектами, менеджмента и экономики.
Таким образом, вопреки доводам административного истца отказ ответчика в принятии документов на представление для утверждения ученым Советом ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России является аргументированным и полностью согласуется с материалами дела.
Судом также верно отмечено, что каких-либо ограничений в установлении требования к кандидатам на должность ректора иметь дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления, управления персоналом, управления проектами, менеджмента и экономики, не содержится.
Данное требование не противоречит квалификационным требованиям к должности руководителя образовательного учреждения, устанавливаемым Приказом Минздравсоцразвития России от 11 января 2011 года N1н.
Правовых доводов, влекущих отмену решения суда, апелляционная жалоба не содержит. Фактически доводы жалобы аналогичны позиции административного истца при рассмотрении спора по существу, соответственно, проверялись и оценивались судом первой инстанции.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а потому оснований для отмены судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 307 - 309 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам
определила:
решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу Каланова Р.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий: Г.Я. Турумтаева
судьи: И.В. Голубева
Г.Р. Кулова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.