Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Сафина Ф.Ф.
судей Гибадуллиной Л.Г. Якуповой Н.Н.
при секретаре ФИО4
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе М.З.М. на решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
административное исковое заявление Межрайонной инспекции ФНС России N ... по адрес к М.З.М. о взыскании задолженности по налогам и пени - удовлетворить.
Взыскать с М.З.М., зарегистрированной по адресу: адрес, в пользу Межрайонной инспекции ФНС России N ... по адрес недоимку в размере ... рублей, в том числе: по налогу на имущество в размере ... рубля и пени ... рубля; по земельному налогу в размере ... рубль и пени ... рублей; по земельному налогу в размере ... рубль и пени ... рублей.
Взыскать с М.З.М. в доход бюджета муниципального образования адрес Республики Башкортостан государственную пошлину в размере ... рубля.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Гибадуллиной Л.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция ФНС России N ... по адрес обратилась в суд с иском, с последующим уточнением, к М.З.М. о взыскании задолженности по налогу на имущество, земельному налогу и пени в размере ... рублей, мотивируя требования тем, что М.З.М. является плательщиком земельного налога и налога на имущество, поскольку является собственником имущества, земельного участка. Налогоплательщиком в добровольном порядке налог на имущество по объектам недвижимости по адресу: адрес; адрес, за 2014 год не уплачен, в связи с чем образовалась задолженность по налогу на имущество в размере ... рубля и пени (в размере 1/300 установленной ставки рефинансирования за каждый день просрочки) - ... рубля; по земельному налогу (по объекту: адрес) за 2014 год налог не уплачен, в связи с чем образовалась задолженность по налогу в размере ... рубль и пени (в размере 1/300 установленной ставки рефинансирования за каждый день просрочки) - ... рублей; по земельному налогу (доначисление по объектам: адрес; адрес) налог за 2012, 2013 и 2014 года не уплачен, в связи с чем образовалась задолженность в размере ... рубль и пени (в размере 1/300 установленной ставки рефинансирования за каждый день просрочки) ... рублей. Административный истец просил суд взыскать с М.З.М. недоимку в размере ... рублей.
Суд постановилуказанное выше решение, с которым не согласилась ответчик М.З.М., ею подана апелляционная жалоба, в обоснование которой указано, что она является собственником земельного участка с кадастровым номером N ... , расположенного по адресу: адрес, с разрешенным видом использования "для строительства и обслуживания индивидуального жилого дома" на основании свидетельства о государственной регистрации права от дата. К тому же, постановлением от дата N ... -п Администрации городского поселения адрес муниципального района адрес Республики Башкортостан "Об уточнении вида разрешенного использования земельных участков" вышеуказанный земельный участок считается "для строительства и обслуживания индивидуального жилого дома" с дата.
Согласно части 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков: "приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства". В силу указанной статьи имеется решение Совета городского поселения адрес муниципального района адрес Республики Башкортостан от дата N ... "Об установлении земельного налога" где в п.п. 6.1. пункта 6 указано об установлении ставки налога в размере 0,3 процента для земельных участков приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.
Таким образом, земельный налог по земельному участку с кадастровым номером N ... расположенному по адресу: адрес разрешенным видом использования "для строительства и обслуживания индивидуального жилого дома" за период 2012 год, 2013 год и 2014 год должен был начисляться по налоговой ставке 0,3 процента, а не 1,5 процента, как это было указано в налоговом уведомлении и административном исковом заявлении, что напрямую противоречит как законодательству, так и нормативно-правовым актам.
В порядке требований части 2 статьи 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, извещались судом апелляционной инстанции. Поскольку неявка лиц, участвующих в деле, не является препятствием к рассмотрению дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие М.З.М.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобах, представлении и возражении относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Налоговым кодексом Российской Федерации установлено, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы (часть 1 статьи 3); налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (абзац первый части 1 статьи 45).
Частью 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Как следует из материалов дела, М.З.М. является собственником квартиры, расположенной по адресу: адрес; объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: адрес; а также земельных участков по указанным адресам.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным; формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Обязанность по уплате земельного налога предусмотрена статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В силу части 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Налоговая база при исчислении размера земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения; кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (статья 390 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом (часть 4 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от дата N 334-ФЗ, действующей на момент возникновения у налогоплательщика обязанности по уплате налога) налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Административному ответчику М.З.М. начислена сумма налогов в размере ... рублей, о чем налоговый орган в соответствии со статьей 52 Налогового кодекса Российской Федерации направил в адрес налогоплательщика: Белорецк, адрес налоговые уведомления.
В нарушение статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации административный ответчик не исполнил установленную законом обязанность по уплате недоимки по налогам за 2012 - 2014 годы, исчисленного налоговым органом на основании вышеуказанных уведомлений.
В соответствии с абзацем 13 пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок, признается недоимкой.
Пунктом 2 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при наличии у налогоплательщика недоимки, ему направляется требование об уплате налога.
Согласно пункту 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от дата N 321-ФЗ, от дата N 248-ФЗ) требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее ... рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требований об уплате сборов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса.
В силу пункта 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1 Закона РФ от дата N ... "О налогах на имущество физических лиц" (действовавшего на момент сложившихся правоотношений, утратившего силу с дата) плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Согласно статье 2 Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц" объектами налогообложения признаются жилые дома, квартиры, комнаты, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения, доля в праве общей собственности на имущество, указанное в п. п. 1 - 6 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 1, 2 статьи 5 Закона от дата N ... исчисление налогов производится налоговыми органами. Налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 01 января каждого года. Порядок расчета такой стоимости устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.
В связи с неуплатой налога в установленный законом срок налоговым органом, согласно статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации ответчику были направлены требования об уплате налогов и предложено погасить, согласно последнему требованию, в срок до дата недоимку по налогам.
Этими же требованием должнику М.З.М. в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате земельного налога в размере ... рублей.
Разрешая спор, суд первой инстанции, проанализировав приведенное выше законодательство, принимая во внимание фактические обстоятельства по делу, принял законное и обоснованное решение об удовлетворении заявленных требований, так как по делу установлены основания для взыскания с М.З.М. недоимки по налогам, а также пени.
Доводы апелляционной жалобы о том, что земельный налог по земельному участку с кадастровым номером N ... расположенному по адресу: адрес разрешенным видом использования "для строительства и обслуживания индивидуального жилого дома" за период 2012 год, 2013 год и 2014 год должен был начисляться по налоговой ставке 0,3 процента, а не 1,5 процента, отклоняются, как ничем не подтвержденные.
Расчетов, опровергающих определенный налоговым органом размер задолженности, ответчиком М.З.М. не представлено, отсутствия возможности проверить правильность расчета задолженности не установлено.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые в соответствии со статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации могли бы являться основанием для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу Х.У.И. - без удовлетворения.
Председательствующий Сафин Ф.Ф.
Судьи Гибадуллина Л.Г.
Якупова Н.Н.
Справка: судья Б.Е.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.